Образовательная область "Речевое развитие"
методическая разработка по развитию речи на тему
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_rechevogo_razvitiya_po_fgos.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ "Православный детский сад №1" г. Смоленска
Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатель: Цыганова С.И.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
- Овладение речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи — развитие родной речи и произношения.
Формирование грамматического строя речи:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
- словообразование
Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь
- монологическая речь (рассказывание)
Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).
Задачи развития речи детей
Возраст | Образовательные задачи | |
по развитию речи | по развитию и становлению навыков коммуникации | |
младшая группа 2-4,5 года | Развитие словаря * Расширять и активизировать словарный запас названиями и назначением предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качеств, действий с ними. * Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы). Звуковая культура речи *Учить произносить гласные и простые согласные звуки. *Развивать речевой слух и речевое дыхание. *Тренировать артикуляционный аппарат. *Вырабатывать правильный ритм и темп речи. *Развивать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи * Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под). * Учить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного лица, форму множественного числа существительных в родительном падеже. * Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств. * Помогать пользоваться предложениями с однородными членами . Связная речь * развивать диалогическую форму речи: умение вступать в разговор и поддерживать его с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности. * Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях). | *Обогащать словарь, необходимый для общения. *Учить использовать при общении доступные речевые средства. * Приобщать к использованию простых форм речевого этикета. * Поощрять доброжелательное отношение детей друг к другу, развивать навыки взаимодействия. * Развивать речевую активность ( умение задавать вопросы, делиться впечатлениями). |
Старшая группа 4,5 -7 лет | Словарь * Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. * Развивать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять. * Водить в словарь слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. * Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий. * проводить работу над смысловой стороной слова. * Формировать оценочную лексику. * проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом. * Формировать умение подбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте. * Учить понимать смысл поговорок и пословиц. * Продолжать работу над смысловой стороной слова. * Обогащать пассивный и активный словарь. Звуковая культура речи * Учить дифференцировать пары звуков, поддерживать умение правильно произносить все звуки родного языка. * Учить называть слова с заданным звуком, определять место звука (в начале, середине, конце). * Отрабатывать дикцию,силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов. * Развивать интонационную выразительность. * Совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких. * Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках. * Развивать голосовой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно). Грамматический строй речи * Продолжать обучение грамматическим формам по согласованию числительных, прилагательных, существительных в роде, падеже, числе, образованию трудных форм глагола в повелительном и сослагательном наклонениях. * Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразовании (однокоренные слова,глаголы с приставками). * Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов. * Учить строить сложные предложения разных типов (сложноподчиненные и сложносочиненные) * Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в самых разных формах и названия предметов посуды. * Знакомить со словесным составом предложения. * Воспитывать и поддерживать языковое чутье, внимательное отношение к языку. Связная речь * Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, доказывать, рассуждать. * Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. *В пересказывании литературных текстов учить связно,последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги и давая характеристику персонажам. Учить творческому рассказыванию, рассказыванию об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта. * В рассказывании по серии сюжетных картин использовать метод коллективного составления текста командами. Подготовка к обучению грамоте * Закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов. * Познакомить с термином «слог», упражнять в делении слов, состоящих из 2-3 слогов, на части, определять количество слогов в слове, составлять слова из заданных слогов, определять ударный слог. * Обучать звуковому анализу слов. | *Продолжать развивать словарь. необходимый для общения в процессе обогащения представлений об окружающем мире. * Учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета. * Учить вести конструктивный диалог, с помощью объяснительно-доказательной речи улаживать спорные ситуации. * Продолжать учить делиться впечатлениями, логично и целостно строить высказывания, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми. *Учить проявлять инициативу в общении, стремиться к получению новых знаний. * Совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения: умение вступать в разговор поддерживать его подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать. Конструктивно разрешать противоречия. * Продолжать учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета. * Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми. |
Содержание обучения связной речи
Речь | Средняя группа | Подготовительная группа |
Диалогическая | * Умение легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми. * Умение выражать свои просьбы словами . * Умение понятно отвечать на вопросы взрослых и задавать их. * Развивать потребности делиться впечатлениями, участвовать в коллективных беседах. * Воспитывать привычки пользоваться простыми формулами речевого этикета. | * Умение более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на вопросы по разному, кратко и распространенно. * Развитие умения участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседников, не перебивая их, не отвлекаться. * Формирование умения формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять,исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. * Умение содержательно общаться по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных телепередач. * Владение разнообразными формулами речевого этикета. |
Монологическая | * Начинается целенаправленное обучение связной монологической речи. * Умение пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы. * Умение рассказывать по наглядному материалу. * Составление коротких (в 3-4 предложения) описаний игрушек и картинок. * Составление высказываний повествовательного типа. * Обучение рассказыванию из личного опыта. | * Умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя. * Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок: развитию сюжета, соблюдению композиции и последовательности изложения; построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры. * Развивать умение давать развернутые описания игрушек, предметов, картин, использование разных типов внутритекстовых связей. * Составление рассказов из личного опыта. Творческое рассказывание без наглядного материала. * Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования и рассуждения. |
Знакомство детей с художественной литературой
Задачи:
- Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщение к словесному искусству, воспитание культуры чувств и переживаний.
- Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
- Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте.
- Развивать литературную речь.
Формы:
- Чтение литературного произведения.
- Рассказывание литературного произведения.
- Беседа о прочитанном произведении.
- Обсуждение литературного произведения.
- Инсценирование литературного произведения.
- Театрализованная игра.
- Игра на основе сюжета литературного произведения.
- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
- Сочинение по мотивам прочитанного.
- Ситуативная беседа по мотивам прочитанного литературного произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»
Программные задачи:1. Вспомнить названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи, и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"
В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...
Конспект НОД "Золотая осень" Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие ( образовательная технология развивающего обучения) .
Аннотация к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень»Одной из и задач ФГОС является Художеств...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: "Домашние животные".
Обогащать и систематизировать словарный запас; активизировать и закреплять речь по теме: "Домашние животные"; развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.Задачи:Обр...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...