Конспект НОД "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Нихельман Галина Геннадьевна

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimnie_zabavy.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Образовательная область: речевое развитие.

Вид  деятельности: коммуникативная.

Форма организации деятельности: речевая ситуация.

 Тема: «Зимние забавы».

Цель: обучение составлению рассказа из личного опыта в соответствии с логикой повествования.

Задачи: формировать умение составлять повествовательный рассказ из личного опыта  с опорой на схему (таблица), закреплять  умения составлять сложные распространенные предложения, подбирать  к существительным признаковые прилагательные.

Активизировать словарь по теме «Зимние забавы»

Развивать  мышление,  умение  собирать целое из частей,  общую моторику.

Воспитывать желание откликаться на просьбу, проявлять отзывчивость.

Предварительная работа: наблюдения за неживой природой на прогулке, чтение и рассматривание иллюстраций к произведениям художественной литературы, участие в зимних забавах (катание на санках, на коньках, лепка снеговика и др., разучивание физминутки, беседа.

Средства: Письмо, ноутбук(презентация к стихотворению), схема- подсказки, картинки –разные принадлежности.

Ход НОД:

Дети входят, здороваются с гостями.

Встают в круг вместе с воспитателем.

Воспитатель: Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа-друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а теперь послушайте стихотворение.

 Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение показом слайдов:

К нам пришла зима, зима!

Все в снегу - земля, дома.

Посмотри-ка, снегопад,

Ой, снежинки к нам летят.

На деревья, на машины

Очень белая картина.

Возле дома - снеговик,

Нос морковкою торчит.

Кто его слепил? - Детишки,

И девчонки, и мальчишки.

А зимой у нас снежки,

Санки, лыжи и коньки! 

О каком времени года говорится в стихотворении?  (о зиме, о зимних забавах) А что, по-вашему, можно отнести к зимним забавам? (дети перечисляют). Молодцы!  

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята нам письмо от Незнайки. Письмо не простое. Это письмо-приглашение. Хотите послушать? (да)

«Дорогие друзья!  Приглашаю вас отлично провести зимний денёк. Надевайте панамы, солнечные очки, валенки, шарфы и отправляйтесь на пляж. Там у вас будет возможность покататься на коньках, на лыжах, окунуться в тёплую воду, позагорать на солнышке. А потом можете слепить весёлого снеговика и поиграть с ним в хоккей. Вокруг вас будут цвести цветы, и порхать яркие бабочки. Вы  проведёте очень весело и интересно этот зимний денёк.  У вас будет замечательное настроение»

Воспитатель: Ребята, какое-то странное приглашение. Что не так?  Какие времена года перепутал Незнайка? (зимние и летние развлечения) Давайте расскажем Незнайке, как нужно зимой играть, развлекаться.                                    

Воспитатель: А из чего состоит рассказ (из предложений, а предложения? из слов). Чтобы у нас получился  красивый рассказ, давайте вспомним  как можно больше слов на зимнюю тематику. Я предлагаю поиграть вам в игру.

Вы будете передавать друг другу снежинку и называть слова на зимнюю тему. Все слова, которые вы будете называть, должны отвечать на вопросы  какой, какая? (какая погода? какой снег? какое солнышко)

Воспитатель говорит слово горка, а ребёнок , держа снежинку в руках, отвечает : «скользкая горка, высокая горка, снежная горка  и передаёт снежинку другому.

Снеговик - большой снеговик, добрый снеговик, весёлый снеговик, маленький снеговик, необычный снеговик.

Крепость- снежная крепость, высокая крепость, низкая крепость, зимняя крепость.

Воспитатель:. А теперь я предлагаю вам вспомнить, что есть у каждого рассказа? (начало, середина, конец) .

А вот эта схема поможет нам придумать рассказ. Посмотрите  в таблице три квадрата.

Первый квадрат (начало рассказа), нужно рассказать какое время года наступило, что стало холодно, выпало много снега и сказать, кто герои рассказа – ты один или с мамой и папой, а может с друзьями.

Во второй части (середине) нужно рассказать, что вы делали, как  играли; на чём катались на лыжах, на коньках, на санках, как лепили снеговика.

А в третьей части (в конце рассказа) рассказать понравилось ли вам играть,  какое  настроение у вас было.

Сейчас давайте немножно подумаем, отдохнём .

Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку»

Какая чудесная мелодия звучит! Как вы думаете, о каком времени года она рассказывает? (о зиме). Правильно!

Давайте  отправимся на зимнюю прогулку (становятся в кружок)

Надеваем штанишки (лёгкое поглаживание ног)

Надеваем пуховики (поглаживание рук, живота)

Надеваем шапки (поглаживание головы, имитация завязывания)

Завязываем шарф (имитация завязывания)

И по льду  на коньках  осторожно мы шагаем – ходьба на носках.

А потом коньки сменили на лыжи – катимся на лыжах (имитация ходьбы на лыжах).

И в  снежки поиграем, снеговика слепим ( имитация  бросания снежков и лепки снеговика)

Прокатимся с высокой скользкой горы (волнообразные движения руками)

Вот как весело прошла прогулка!

Молодцы, вот и вспомнили мы с вами много  зимних забав.

А теперь давайте присядем и сначала  послушайте мой рассказ,  о том  как я каталась на коньках.

Наступила  зима. Выпало много белого пушистого снега. У нас во дворе ребята залили каток. Мы с мамой взяли коньки и пошли на лед кататься.

Сначала  я часто падала. Но  мама взяла меня за руку, и мы вместе покатились по скользкому льду. Нам было очень весело. Мы вернулись домой радостные и счастливые!

Скажите, получился у меня рассказ?  (да).   Обратите внимание, я рассказала о том, что это было зимой, ходила на каток я с мамой и училась кататься на коньках, и настроение у меня было весёлое.

А теперь давайте послушаем рассказ  (имя ребёнка). Нужно покрутить стрелку и где она остановится, о том зимнем развлечении и  нужно рассказать) Слушаем 3 рассказа. А об развлечении (четвёртом) вы дома подумаете и расскажете мне завтра.

Молодцы, ребята! У вас получились хорошие рассказы.

Но, чтобы Незнайка опять все не перепутал, давайте сделаем ему и его друзьям напоминалки.  Подойдите к столам, на них лежат листочки с картинками. Обведите в кружочек те картинки, которые связаны с зимними забавами (дети выполняют). После того, как все выполнили,  идет самопроверка) . Мы все напоминалки с правильными ответами отправим потом Незнайке.

Воспитатель: Ну вот , с еще одним заданием вы справились. А теперь подойдите ко мне, встаньте в кружок.

Ребята, что мы сегодня учились делать? (составлять рассказы)

Скажите, а о чем были наши   рассказы (о зимних забавах, развлечениях)

А чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?

А мне понравился рассказ…..

Как вы думаете, теперь  Незнайка не будет  путать зимние и летние развлечения? (да) И я на это надеюсь. Ведь вы старались ему в этом помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игра-забава "Зайчата"

С помощью этого занятия вы сможете развить у детей 4-5 лет диалогическую речь, умение рассказывать по картинке....

Конспект "Зимние забавы"

Закрепление представление о зиме и её приметах...

Конспект развлечения "Забавы матушки Зимы"

Цель: повышать эффективность взаимодействия воспитателей с родителями в процессе физического и нравственного воспитания детей. Задачи: развивать ловкость и выносливость, закреплять двигательные у...

Конспект «Зимние забавы»

Конспект Непосредственной образовательной деятельностиПо художественно – эстетическому развитиюво второй младшей группе«Зимние забавы»...

Конспект игры-забавы в средней группе на тему: «Мы играем-не скучаем».

Укреплять здоровье детей, совершенствовать физические качества, создать у детей бодрое, радостное настроение. Закрепить представления детей о признаках зимы. Совершенствовать двигательные умения и нав...

Конспект "Зимние забавы"

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по развитию осязания и мелкой моторики. Тема: «Зимние забавы&r...

Конспект развлечения "Забава- праздник мыльных пузырей"

Методическая разработка по культурно-досуговой деятельности для детей 3-4 лет...