Через сказку к знаниям
статья по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
Кто же из детей не любит сказки? Вряд ли найдётся такой ребёнок, которого сказка оставила бы равнодушным. Как часто малыши просят рассказать одну и туже сказку снова и снова и слушают её с неослабевающим интересом. В чём же секрет таких сказок как «Колобок», «Репка»,» «Теремок» и других, с последовательным перечислением всех персонажей и их однообразных действий? Оказывается, чтобы усвоить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребёнку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги ведущие от начала пути к осуществлению цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_cherez_skazku_k_znaniyam.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Через сказку к знаниям.
«До семилетнего возраста
сказка для каждого нормального
ребёнка есть самая здоровая пища-
не лакомство .а насущный
и очень питательный хлеб.
К.Чуковский.
Сказка является незаменимым элементом в процессе воспитания детей как дошлкольного, так и более старшего возраста. Именно сказка формирует у ребенка основные этические принципы, рассказывая о добре и зле, о трудолюбии и лени, о хорших и плохих поступках. С помощью сказки и ее персонажей в доступной форме усваиваются и становятся устойчивыми модели поведения, развиваются творческие способности, фантазия и воображание. В процессе прочтения и рассказывания сказки родителем или воспитателем у ребенка развивается коммуникативный навык.
Учитывая интерес детей к сказкам, мы стали использовать их в работе с детьми дошкольного возраста. В большинстве своих занятий мы используем либо саму сказку, либо сказочную мотивацию. Сказка, как продукт устного народного творчества, обладает уникальной особенностью трансформироваться. Не нарушая основной сюжетной линии сказки, её можно дополнить новыми персонажами (см. Р.н.с. «Теремок», где в разных вариантах меняется перечень пришедших в теремок животных). Сказка позволяет использовать свои образные сравнения, (что способствует словотворчеству детей), позволяет подбирать определения, характеризующие героев сказок. Так на одном из занятий Максим К. характеризовал волка: «Волк был злющий-презлющий, зубущий-презубущий». О зайце он говорил так: «Заяц- трусишка от всех прячется,его малюсенький хвостик дрожит так сильно,как будто это большущий хвостище!».
Свою работу по сказкам мы разделили на несколько этапов, в зависимости от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте мы рассказываем детям сказку, демонстрируя иллюстрации к ней, затем задаем вопросы по содержанию сказки. Далее, вместе с детьми мы создаем модель сказки – это схематическое изображение персонажей и выполняемых ими действий. Создаётся картинка – схематический план смысловой последовательности частей прослушанной сказки, затем осуществляется развитие умения строить модель из готовых элементов в виде карточек с изображением персонажей, которые соединены между собой стрелками. Начиная с середины года работы в средней группе , в качестве моделей используются геометрические фигуры различной формы, цвета и величины.
В течении всего года ведётся большая работа по подготовке к моделированию сказки и её пересказу: дидактические игры, репрезентация сказки в изобразительной деятельности, инсценировки фрагментов сказки, использование различных видов театра (настольный театр, плоскостной театр на фланелеграфе, театр би-ба-бо). В младшей группе показ производится воспитателем, в средней – совместно с детьми. В ходе работы используется большое количество наглядного материала: иллюстрации к сказкам, картинки-алгоритмы, книжки со сказками по два – три вида одной и той же сказки с иллюстрациями разных художников, маски, костюмы сказочных героев, настольно-печатные игры по сюжетам сказок, наборы с материалом для моделирования.
В порцессе моделирования сказок,решаются следующие задачи:
- Сенсорное развитие –умение сравнивать геометрические фигуры по форме,цвету,величине.
- Развитие знаковой функции мышления –замена объекта значком-символом, т.е. геометрической фигурой.
- Развитие логического мышления- умение вычленять характерные особенности объекта, его части и соотносить их с предполагаемой моделью.
- Развитие связной речи – умение, с опорой на модели, связно и последовательно пересказывать сказку.
Во время повторного рассказывания таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», мы побуждаем детей проговаривать повторяющиеся слова героев сказки, сопровождать речь мимикой, изменением силы и тембра голоса. Даже если дети повторяют интонации, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности речи. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красотой и образностью русского языка.
Часто я использую сказочную мотивацию в образовательной области «Познание».
- ФЭМП
Счет количественный и порядковый. Например:сколько всего зверей встретил в лесу колобок? Который по счету был волк? (медведь,заяц, лиса).
Кто первым пришел жить в теремок? Кто вторым? Сколько всего зверей жило в теремке?
- Развитие оптико-пространственных представлений
Расположив персонажей сказки «Репка» в горизонтальной плоскости, мы можем задать детям вопросы: кто находится за дедкой? Перед внучкой? Между Жучкой имышкой?
Если героев сказки располпжить в вертикальной плоскости, дети учатся употреблять предлоги «под» и «над».
- Экологическое развитие
-Кого встретил колобок в лесу? (зайца, волка,медведя,лису).
-Как можно назвать этих животных? (дикие животные).
-Как называются их жилища?
-Назовите их детёнышей.
-Каких ещё диких животных вы знаете?
Работа со сказкой предоставляет воспитателю большие возможности в образовательной работе с детьми, помогает гармонично развить их личностные и творческие способности. Необходимо учитывать значение сказки в процессе воспитания детей и использовать ее потенциал в полной мере, соединяя устный рассказ и его визуализацию, находить в сказке познавательные элементы и обращаться с ними к детям, задавать вопросы, предлагать описывать, пересказывать или пофантазировать, сочиняя новую концовку сказки. Все это позволяет реализовать не только увлекательный для ребенка познавательный процесс, но и задействовать в нем его индивидуальные качества, развить новые умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологических представлений через естественно-научные знания(ознакомление с космосом),статья
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.Экологические проблемы прису...
Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...
Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»
Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе л...
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...
Педагогический проект по физическому развитию детей средней группы через сказки "По дороге в сказку"
Педагогический проект...
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...