Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»
консультация по логопедии на тему

Марина Сергеевна Замогильная

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._konsultatsiya_s_vospitatelyami_knizhki_svoimi_rukami.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Департамент образования администрации Сургутского района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Аист»

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей

Консультация для воспитателей:

СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.

« Формирование интереса

 к словесному искусству через СКАЗКИ»

   

Подготовила:

учитель-логопед

 Замогильная Марина Сергеевна

2014 г.

Консультация для воспитателей:

« Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

  1. Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.
    Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
    Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.
  2. Давайте вместе с вами вспомним сказки. Я приготовила вам вопросы по сказкам.

Викторина по сказкам.

  • Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?  (Лиса)
  • Назовите имя сказочного царя-долгожителя.( Кощей)
  • Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?     (Иголка)
  • Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
  • Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом? (Баба Яга)
  • Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?  (Купец)
  • Назовите место рождения Колобка.  (Печь)
  • Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…» (не скоро дело делается)
  • Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки
  • «Битый небитого везет...». Кому принадлежат эти слова? (лиса) 
  • Какой фрукт погубил царевну в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (яблоко) 
  • Весёлый, забавный сказочный персонаж, который живёт на крыше? (Карлсон) 
  • Сколько девиц пряли под окном поздно вечерком в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (три)
  • Какой предмет хозяйственного назначения попросил у золотой рыбки старик по велению своей жены в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (корыто) 
  • Назовите имя начальника умывальников и командира мочалок. (Мойдодыр) 
  • Какие волшебные слова нужно было сказать в сказке «Цветик-семицветик», для исполнения желания? (лети, лети лепесток…) 
  • Кому принадлежат слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?»? (Морозко) 
  • Сказочный персонаж живущий исключительно в воде? (Водяной) 
  • Как называется сказка в которой девочка разыскивает заколдованного мальчика с ледяным сердцем? (Снежная королева
  • В какой сказке мышка с лёгкостью справляется с работой, с которой не могли справиться ни дед ни баба? (Курочка ряба) 

3. Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а так же и благородство души.
Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.

     Сейчас снова поиграем. Дидактическая игра: «Какая картинка лишняя»
Я предлагаю вам  иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. Какая сказка изображена на картинке? Какая сказка лишняя?

4. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком. В сказке есть четкая граница:  это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

   5. Особое место в работе с детьми занимает материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Я не первый год работаю по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством опорных схем и мнемотаблиц». Мною разработан специальный комплекс занятий по сказкам с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов таких занятий.

«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)

Задачи:

  • Обучающие:
  • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
  • Развивающие:
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
  • умение соотносить звуковые символы с образами.
  • Воспитательные:
  • воспитывать доброе отношение к животным;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Три медведя», «Лиса и Заяц», «Курочка Ряба», «Колобок»).

6.  Изображение сказки  символами.  Догадайтесь,  какая сказка изображена на доске?

     

7. Разминка: «Сочини новое окончание сказки». 
У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).
А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить всех вас в мир сказки, волшебства и творчества.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочини новое окончание сказки» (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).
В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»

  • Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  • Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
  • До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
  • Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

  • Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

 - «Отгадай название сказки»;
 - «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
 - «Что лишнее?».

  • Игры со сказками дома:

 - «Сочини новое окончание сказки»;
 - «Звукорежиссёры»;
 - «Пропущенный кадр».

  • Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 - «Найди выход»;
 - «Новые сказки»;
 - «Сочини сказку».

  • Игры со сказками перед сном:

 - «Сказочная цепочка»;
 - «Встреча героев»;
 - «Пересказ сказки по первым слогам».

 

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»

                                                                                       В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно-нравственных качеств детей с задержкой психического развития через сказку в ДОУ»

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальн...

«Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребё...

"Формирование элементарных математических представлений через сказку". Воспитатели МБДОУ "Детский сад №14" Юдина Алевтина Геннадьевна , Бушмакина Елена Николаевна

Свою работу начали с пополнения предметно-развивающей среды.В группе были созданы соответствующие условия дляформирования элементарных математических представленийчерез сказку.Имеющийся материал распо...

Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение язы...