"Работа по развитию речи с дошкольниками»
учебно-методический материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Моделирование сказки как эффективное средство
при обучении детей рассказыванию»
Васильева С.И. воспитатель
Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Умение рассказывать, т.е. в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. Внимание и понимание слушателей дает ребенку чувство удовлетворения, а это ведет к развитию общительности. В процессе работы с детьми особое внимание уделяется развитию у них связной речи.
Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению, что имеет отражение в ФГТ.
В практике повседневного речевого общения с окружающими дети приобретают лишь некоторые умения рассказывать, но в этих условиях рассказ ребенка зачастую не имеет качеств, которые необходимы при пересказе литературных произведений. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определить главных героев, основное действие, место и время происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответ на него. Его речь становится эпизодической, неполной, несогласованной.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Сказку использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.
При всём многообразии принципов дошкольной дидактики, используемой в работе, ведущим по-прежнему остаётся принцип наглядности, выдвинутый ещё Я. А. Каменским. В полной мере реализовать данный принцип можно с помощью моделирования.
Таким образом, обучая детей рассказыванию посредством моделирования сказок, решаю следующие задачи:
- научить детей замещать персонажи и главные атрибуты произведения заместителем;
- обучить двигательному моделированию, т.е. перемещению заместителей в соответствие с сюжетом произведения;
- обучить полному предметному моделированию, т.е. составлению блоков.
На моделях дети наглядно видят всех действующих лиц сказки в их взаимосвязях, поэтому при рассказывании они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, которые характерны для данного литературного текста.
Работа со сказкой ведётся по 3 направлениям:
- Знакомство со сказкой.
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи:
- выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
- описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д.
- обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
- Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:
- формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях;
- развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.
- развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Работая со сказкой, использую предметно-схематические, графические, пространственные модели.
Процесс запоминания с использованием модели делится на четыре этапа:
- Кодирование элементов информации в зрительные образы,
- Собственно сам процесс запоминания,
- Запоминание последовательности информации,
- Закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления. Вся система запоминания основывается на визуальном мышлении, где зрительные образы являются инструментом для запоминания. Таким образом, метод моделирования можно использовать при различных видах обучения детей рассказыванию в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности при этом материалы и оборудование весьма разнообразны: настольный и кукольный театр, фланелеграф с разными наборами заместителей, иллюстрации, мнемотаблицы и мнемодорожки и т.д.
Итогом работы со сказкой является умение дошкольников не только рассказывать, но и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев. Стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развивать творческий потенциал маленьких артистов.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказка развивает речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, обогащает активный словарь ребёнка, развивает такие качества как восприимчивость и эмоциональную отзывчивость, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству, побуждает использовать сказочные сюжеты в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
система работы по развитию речи старших дошкольников
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников в ДОУ...

Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду
В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной деятельности при развитии речи у детей в детском саду....

Самообразование "Использование приёмов менмотехники для работы по развитию речи с дошкольниками на разных возрастных этапах"
Эта статья рассказывает о актуальности этой темы....
Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
Система равития речи...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....