Конспект НОД для старшей группы
Развитие речи.
Кушманцева Е.В.(18.10.2017)
Тема: Чтение А.Пушкина" Уж небо осенью дышало".
Цель: продолжать знакомить с творчеством А. С. Пушкина, в частности со стихотворением «Уж небо осенью дышало».
Задачи:Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Учить отвечать на вопросы.
- совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание.
- закрепить знания воспитанников об осенних признаках;
- воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта,
интерес к художественному слову.
Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, чтение стихотворений,А Толстого"Осень.Осыпается весь наш бедный сад, И. А. Бунина «Листопад»; наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.
Оборудование: листочки - картинки с осенними явлениями, текст стихотворения, портрет А. С. Пушкина.
Ход нод:
(Дети с воспитателем под музыку песни «Осень постучалась к нам золотым дождем» стоят у окна, наблюдают за природой и погодой.)
Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень.) Давайте скажем, какая бывает осень? (Дети поочереди называют: осень бывает золотая, холодная, пасмурная, дождливая, волшебная, красивая, ранняя, поздняя, разноцветная и т. д.) Молодцы! Садитесь на стульчики.Ребята,посмотрите слайды и попробуем составить предложения по картинам.
-Раннюю осень называют "-золотыми становятся травы,листья на деревьях и кустарниках.
Солнце не поднимается высоко,дни становятся короче,а ночи длиннее.Моросят мелкие холодные дожди.Порывы ветра срывают с деревьев желтые,багряные листья.Желтые,багряные листья устилают землю пестрым ковром.Деревья теряют свой пышный яркий убор,ветви обнажаются.Исчезают насекомые,улетают на юг перелетные птицы.Звери готовятся к зиме,делают запасы,строят и утепляют гнезда и норы,меняют летние шубки на пушистые и светлые,чтобы стать незаметными в белом снегу.Осенью у людей много работы:надо собрать урожай овощей и фруктов,приготовить к весне пашни,посеять озимые.(Детям дается немного времени, чтобы составить предложение, затем дети по очереди проговаривают их).
– Что сейчас делал каждый из вас? (Составлял предложение по картинке)
- Что мы с вами сейчас составили из предложений? (Рассказ об осени.)
Физкультминутка.
Стих.про осень-читает Рустам-дети делают разные движения.
Д/и"Закончи предложение об осени.
На смену лету пришла..(золотая осень)Повтори Злата,..полностью предложение.
Солнышко все реже и реже выглядывает(из-за туч).Повтори.Маша,...
Деревья надели...(разноцветный наряд)(красные,желтые)листья горят на солнышке,а затем..(опадают,кружатся,укрывают)землю золотым ковром.
Дождик..(моросит) и заставляет прятаться..(по домам).
Птицы собираются в стаи..(и улетают в теплые края)
Зверям некогда резвиться,они делают...(запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права..Повтори Рустам,..
- Что можно написать еще об осени, кроме рассказа? (Сказку, песню, стихотворение, картину.)
- Кто пишет сказки и рассказы? (писатель)
- картины? (художник)
- Песни? (композитор)
- А стихи? (поэт)
(Выставляется портрет А. С. Пушкина)
Воспитатель: - Подскажите, ребята, кто из поэтов изображен на портрете?
Верно А. С. Пушкин, один из величайших русских поэтов, который написал много чудесных стихотворений, в том числе и о временах года. А сейчас давайте отдохнем. (Дети встают вкруг)
Физминутка:
Саша А.читает стихотворение"Опустел скворечник"(дети под стих-ние выполняют движения)
Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочту вам стихотворение. А вы обратите внимание, какое время года и настроение описывает поэт. Еще вы услышите несколько новых для вас слов «сень», «обнажилась», «караван»Воспитатель читает и обсуждает прочитанное стихотворение с детьми:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гесей крикливых караван
Тянулся к югу:приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении?
- Чем дышало небо в стихотворении?
- Какие приметы осени вы в нем услышали?
- Это приметы какой осени? Ранней или поздней?
- Как А. С. Пушкин написал про таинственную сень?
Что значит таинственная? (содержит в себе тайну, загадку)
- Как вы понимаете слово «сень»? (укрытие или покров) «Обнажалась»? (разделась, осталась без листвы) «Караван»? (группа людей или животных, идущих друг за другом)
- Какой месяц стоял у двора, какой он по счету среди осенних месяцев? (Ноябрь – третий по счету месяц)
- Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и на доске в хаотичном порядке) Они помогут вам при заучивании этого стихотворения.
(После чтения дети расставляют картинки в смысловом порядке.)
Рефлексия:
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» А вам? Если у вас было хорошее настроение и вам все понравилось, то прикрепите к желтому листочку солнышко, а если было грустно и что-то не понравилось, то к синему листочку прикрепите тучку.