Развитие речи на НОД
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Волкова Лариса Анатольевна

Развитие речи на НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_nod_volkova_l.a.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 5 городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы  дошкольного образования  «Детский сад №1»                                      

   

Выступление на МО на тему:

«Развитие речи дошкольников в непосредственной

образовательной деятельности»

                                               

                             

        Составила:  воспитатель                                  

                                                         Волкова Л.А.

                                                                     СП «Детский сад №1»

    ГБОУ СОШ №5 г. Сызрань

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить

немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как

одна из центральных педагогических задач.

Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием

ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует еѐ и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся

молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с

другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная

активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми

отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент

обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию устной речи дошкольника.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи,

механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только

вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это

целенаправленная и последовательная и педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого

цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно – эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность).

На НОД отрабатываются простейшие речевые операции: полные ответы на вопросы воспитателя, согласование различных категорий слов, изменение начальной формы слова и т. д. ; продолжается работа по обогащению и уточнению словаря, закрепляются навыки правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка.

Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное

функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.

Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи

дошкольников в НОД.

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

В  дошкольном возрасте дети продолжают постигать мир природы и

человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей

действительности.

В детском саду детям систематически передается разнообразная

информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, песок, вода и др.), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными  материалами (дерево, глина, песок и т.д.).

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть

внешние характеристики, которые ребенок может определить сам: цвет, форма, размер, запах, вкус и т.д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определѐнных условиях, свойства предметов, повадки животных и т.д.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой

собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками

(левая рука – налево, правая рука – направо, над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади). Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире. Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, ткани, пластилина, стекла и т.д.) Детей целенаправленно знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других); бытовой (труд для себя и семьи);

отдых, увлечения (труд для души).

Большое значение для речевого развития играют средства, методы приемы,

использующие,  для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами используется и новые.

Данные  формы не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка.

Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают,

создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои

соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Формирование элементарных математических представлений у

дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной). На образовательной деятельности дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», «узкий - широкий», «длинной- короткий» и др. При этом широко используется прием сравнения, практические действия детей( построить дома разной высоты, выложить дорожки разной длины и т.д.).

Освоение математических представлений особое влияние оказывает на

грамматические строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов, дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно – медленнее, быстро–быстрее). Отвечая на вопросы воспитателей, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: « Зайчик сидит между куклой и собачкой. Зайчик сидит выше матрешки, машины и пирамидки» и т.д. Дошкольники осваивают счет в пределах десяти. Здесь активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже (одно яблоко- два яблока - пять яблок).

Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия

объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу.  Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Образовательная деятельность по художественной литературе оказывает большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность).

Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий. Внимание детей обращается на традиционные сказочные словесные обороты, которые одновременно являются средством связной речи.

Большое значение в развитии речи имеет изобразительная  деятельность. Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Продуктивные виды деятельности  развивают мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Ребенок становится любознательным и активным.  Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Организуя процесс восприятия искусства, воспитатель знакомит детей с

работами народных мастеров и произведениями декоративно-прикладного

искусства. Дети знакомятся с такими профессиями, как художник, художник -иллюстратор.

Образовательная деятельность по музыкальному развитию.  Пение, как один из видов музыкальной деятельности, способствует развитию речи. Правильный подбор репертуара – важнейшая задача музыкального руководителя. Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, а также песни, которые детям понятны.

Еще одной важной задачей, является развитие музыкально - ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей, что также активно влияет на развитие речевых процессов.

Также  на занятиях используются  малые формы фольклора, такие как попевки, заклички, лаконичные и четкие по форме, глубокие и ритмичные. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.  Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Таким образом,  планомерное и систематическое использование различных методов и приемов во время образовательной деятельности обеспечивает высокую  эффективность по развитию связной речи детей и обогащение речи живыми и образными выражениями, раскрывается выразительность языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...