Конспект интегрированного НОД для старшего возраста "День рождения Незнайкиной маме"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Программное содержание 1. Задачи на развитие познавательных способностей: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота); 2. Закреплять умение строить модели любого вещества из карточек с изображением маленьких человечков; продолжать развивать умение выполнять задание в соответствии с алгоритмом; 3. Задачи на развитие связной речи: закреплять умение детей правильно называть фрукты в дидактической игре «Чудесный мешочек»; описывать их цвет, форму и другие качества6узнавать их вкус; продолжить знакомство со стихами-путаницами. Развивать желание придумывать их самим, понимать содержание стихотворений; юмористичекий смысл и несоответствия; чувствовать ритм стихотворений, уметь подбирать рифмы; 4. Воспитательные задачи развивать коммуникативные умения и навыки; желание оказывать помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»  

Конспект интегрированной  непосредственно образовательной  деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего  возраста.

Тема: «День рождения Незнайкиной мамы»

Подготовила: воспитатель

 Чикова Наталья Сергеевна

г.Лихославль 2017

Программное содержание

  1. Задачи на развитие познавательных способностей: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота);
  2. Закреплять умение строить модели любого вещества из карточек с изображением маленьких человечков; продолжать развивать умение выполнять задание в соответствии с алгоритмом;
  3. Задачи на развитие связной речи: закреплять умение детей правильно называть фрукты в дидактической  игре «Чудесный мешочек»; описывать их цвет, форму и другие качества6узнавать их вкус; продолжить знакомство со стихами-путаницами. Развивать желание придумывать их самим, понимать содержание стихотворений; юмористичекий смысл и несоответствия; чувствовать ритм стихотворений, уметь подбирать рифмы;
  4. Воспитательные задачи развивать коммуникативные умения и навыки; желание оказывать помощь.

Оборудование

Куклы Поваренок и Незнайка, стакан с чаем и чайной ложечкой, поварешка в кастрюльке с жидкостью, крупа в миске, блюдечко с нарезанными фруктами; карточки с изображением маленьких человечков (моделирующих состав вещества жидкого, газообразного, твердого). Ширма  аудиозапись с ритмичной музыкой. Карточки с предметными картинками: «веник», «мыло», «пылесос», «нож». Листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Проведение дидактических игр по теме: «Фрукты»  («Один-много», «Большой –маленький»; знакомство детей с небылицами , путаницами (К.И Чуковский «Храбрость»  и «Чудо-дерево»);развивать умение анализировать небольшие произведения, подбирать рифмы. Знакомство с маленькими человечками (твердыми, жидкими, газообразными) где они живут.

Ход  непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, назовите  какие вы знаете звуки, с которыми вы уже подружились               Дети. гласные и согласные                                                                                                              Воспитатель. Эти буквы можно обозначить звуками, а есть звуки, которые буквами обозначить нельзя. Попробуйте догадаться, что это за звук? (за ширмой звенит ложечка в стакане с чаем, поварешка в кастрюле с бульоном, сыплется крупа в пустую миску)                                                     Дети отгадывают.                                                                                                                             Воспитатель. Кто же прячется за ширмой, отгадайте. 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты

Все завтраки, обеды?

Дети. Это повар!

( на ширме появляется Сиропчик)

Сиропчик. Здравствуйте, ребята! Я поваренок Сиропчик. Я работаю в кафе «Вишенка». Услышал, что вы любите фрукты. Вот я вам их и принес. А лежат они в красивом мешочке. Лежат и ждут, когда вы отгадаете, какой фрукт в нем спрятался. Да еще и назовете большой он или маленький, твердый или мягкий, гладкий или шершавый. Кто хочет попробовать?

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке лежат яблоко, лимон, виноград, апельсин и тд. Ребенок засовывает руку в мешочек и выбирает фрукт.

Ребенок. Это яблоко.

Воспитатель. Какое оно?

Ребенок. Яблоко большое, твердое, гладкое (вынимает, все хлопают)

Воспитатель. А то из него можно приготовить?

Ребенок. Из яблока можно приготовить компот.

(остальные дети добавляют Варенье, повидло, пирог с яблоками и тд.

Воспитатель. Молодец, угадал.

 Игра повторяется, пока все фрукты не окажутся на столе.

Сиропчик. Ребята, мне нужен помощник. Вот, для него поварской колпачек.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало»

Ребенок надевает колпак, дети по команде закрывают глаза. Ребенок-поваренок прячет один фрукт. По  повторной команде дети открывают глаза. Поваренок спрашивает: «Угадай, чего не стало?»

Дети. Не стало яблока(персика, абрикоса и тд.)

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. Сиропчик, мы слышали, как ты что-то готовил за ширмой.

Сиропчик. Это я готовил праздничный обед. Меня пригласил Незнайка, у его мамы сегодня день рождения. Я сварил борщ, испек пирог, нарезал салат, а вот компот Незнайка сварил сам.

Интересно, что у него получилось? Чтобы все сварить, нужно много продуктов!

Воспитатель. Ты прав, Сиропчик. А еще все нужно уметь приготовить, а чтобы было веселей, иметь хороших друзей. Ты, например, удивишься, когда узнаешь, кто тебе незаметно помогает. У нас есть такие друзья – маленькие волшебные человечки, с помощью которых можно построить (выложить) модель любого вещества.

Сиропчик. А какие они, эти человечки?

Дети берут конверт на каждого ребенка

Воспитатель. Ребята, покажите из каких человечков, состоят камень, железо, дерево?

Дети показывают карточки. Это твердые человечки

Воспитатель. Какие человечки живут в воде ( чае, киселе, бульоне)?

Дети (показывают карточки. Это жидкие человечки.

Воспитатель. Какими человечками мы договорились обозначать воздух (пар, дым)?

Дети (показывают карточки) Это газообразные человечки.

Сиропчик. Ну надо же, как интересно! А Незнайка спит и ничего не знает. Как вы думаете, так долго спать – это хорошо или плохо?(ответы детей)

Сиропчик. Придумайте, ребята, как нам его разбудить и не напугать.

1-й ребенок. Открыть занавески, чтобы солнышко его разбудило своими лучами.

2-й ребенок. Пощекотать пяточку.

3-й ребенок…

Динамическая пауза «Разбудим Незнайку»

Воспитатель. Может быть Незнайка услышит, как часы тикают? Превратитесь в часики(дети ставят руки на пояс, выполняют наклоны в стороны приговаривая: «Тик-так, тик-так»…)

Воспитатель. Незнайка не слышит. Придется использовать часы с будильником в виде кукушки.

(дети поднимают руки над головой «домиком», вытягивают голову вперед и говорят: «Ку-ку, ку-ку»…)

Воспитатель. Не просыпается Незнайка от будильника. Ребята превратитесь в петушков, разбудите Незнайку.

(воспитатель читает  первую строчку, дети заканчивают.)

Воспитатель. Петушок, петушок…

Дети. ...золотой гребешок.

Воспитатель. Снова утро наступает…

Дети… Петя песню запевает.

Воспитатель. Петя громко поет…

Дети.  детям спать не дает. КУ-КА-РЕ-КУ! Незнайка просыпается.

Сиропчик. Ты почему спишь так долго, ведь у твоей мамы день рождения!

Незнайка. Вчера я страшно устал! Варил для мамы компот.

Сиропчик. Расскажи, как ты его варил.

Незнайка. Хорошо. Я даже про это стихотворение сочинил.

Только пусть ребята мне помогают подобрать рифмы.

Я решил сварить компот

В мамин день… (рождения)

Взял изюм, орехи, мед,

Килограмм (варенья, печенья)

Все в кастрюлю поместил,

Размешал, воды…(налил),

На плиту поставил

И огня… (прибавил)

Чтобы было повкуснее,

Ничего не пожалею.

Две морковки, лук, банан,

Огурец… (муки стакан)

И половину сухаря в мой компот добавил я.

Сиропчик. Это чепуха, путаница! Твоя мама  не будет пить такой компот. И варить ты его не умеешь.

Воспитатель. Незнайка, все твои маленькие человечки поссорятся и не будут дружить, потому что не подходят друг к другу.

Незнайка. Как не подходят? Что за человечки? Как сварить вкусный компот?!

Воспитатель. Не торопись! Сейчас мы тебя научим его варить. Сиропчик, рассказывай, что надо делать. А ребята будут маленькими человечками.

Сиропчик. Сначала надо взять кастрюлю, выходите. Ребята какие вы человечки?

Дети. Мы твердые человечки.

(дети встают в круг и крепко берутся за руки)

Воспитатель. Как ведут себя твердые человечки?

Дети. Они крепко держаться за руки.

Сиропчик. Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они?

Дети. Они тоже твердые (выходят дети изображающие фрукты: «Я-груша…)

Сиропчик. Сейчас зальем фрукты кипящей водой и насыплем сахарного песку.

Дети. Вода жидкая, а сахар твердый.

Воспитатель. Как ведут себя человечки кипящей воды?

Дети. Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (выходят дети, изображающие «жидких человечков» воды, берут за руки «Трердых человечков песка и слегка покачиваются)

Незнайка. Компот всегда очень вкусно пахнет, я все думаю, почему это?

Воспитатель. Это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки они

 бегут в разные стороны, и ничем их не удержать.

Воспитатель. Кто хочет быть паром? Выходите!

Незнайка. А почему фрукты все разноцветные, а компот получается желтенький?

Дети: фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры.

Воспитатель. Правильно, значит, фрукты состоят не только изтвердых человечков, но и из …

Дети. Жидких, газообразных…

Воспитатель. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя так, как твердые и жидкие человечки. (дети вертятся вокруг себя)

Сиропчик. Вот компот и готов! Незайка, ты все запомнил?

Незнайка. С первого раза? Не очень.

Воспитатель. Не переживай. Дети сейчас выложут тебе из карточек модель компота с помощью маленьких человечков. Заодно и ты с ними подружишься. Кто напомнит Незнайке, как варить компот? (дети вспоминают алгоритм варки)

Дети садятся за столы и выкладывают.

Воспитатель. Какие же человечки есть в компоте?

Дети. (показывают карточки и называют человечков см. рис.1)

http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/32/31130/31130-67_1.png

 Газообразные -

     Твердые -  

   

         Жидкие -

Рис. 1

Дети. Выкладывают на столе модель компота по кругу твердые человечки - это кастрюля; в середине круга один твердый человечек – это фрукты, другой жидкий – это вода, третий газообразный – это пар. (см. рис.2)

Рис.2

Незнайка. Спасибо, ребята, я теперь тоже буду тренироваться составлять модели  и маме сварю вкусный-превкусный компот.

Воспитатель. Поздравь от нас свою маму, незнайка!

Незнайка. Обязательно поздравлю! А чем бы мне еще порадовать ее?

Воспитатель. Мамы любят, чтобы им помогали дома.

Динамическая пауза «Мамины помощники» (под ритмическую музыку)

Воспитатель. В доме есть для нас друзья-помощники, а какие, дети сейчас покажут.

Детям по очереди показывают картинки: мыло, веник, пылесос, нож. (они показывают движения)

Незнайка выполняет движения вместе с детьми.

Незнайка. Теперь я знаю как порадовать маму еще. А сейчас мне пора спешить. До свидания.

Сиропчик.Все вы молодцы, ребята. А за что вы любите фрукты?

Дети. Они вкусные, сочные, полезные. В них много витаминов.

Сиропчик. Хочу вас угост ть.Сможете угадать, какие это фрукты, с закрытыми глазами.

Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Сиропчик угощает детей. Ребенок с закрытыми глазами угадывает, какой это фрукт, называет его и описывает его на вкус. Например: это апельсин, он сладкий, сочный, спелый…и тд.

Сиропчик. Молодцы , ребята, вы очень догадливые. А сейчас я пойду помогать нашим поворам готовить обед. А вы помогайте своим мамам. А от меня вам подарок пригласительные билеты на посещение нашего кафе «Вишенка». До свидание.

Воспитатель проводит рефлексию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....

Конспект интегрированного занятия в старше – подготовительной группе МБДОУ ДС КВ № 33 «Журавлик» с детьми ЗПР на тему: «Мама солнышко мое»

Занятие посвящено празднованию Дня Матери. В данном конспекте прослеживается взоимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда....

Конспект интегрированного занятия в старше – подготовительной группе МБДОУ ДС КВ № 33 «Журавлик» с детьми ЗПР на тему: «Мама солнышко мое»

Занятие посвящено празднованию Дня Матери. В данном конспекте отражена взоимосвязь между учителем-логопедом и воспитателем....

Конспект интегрированного занятия для старшей группы ко Дню матери «Мама-солнышко моё»

Предлагаю вам конспект открытого занятия, посвященное празднику дню матери.Цели: показать значимый для ребёнка образ мамы.Задачи: воспитывать у детей чувство любви и уважения к матери; учить проявлять...

Занятие по развитию речи: «День рождения Незнайкиной мамы»

Занятие по развитию речи: «День рождения Незнайкиной мамы»      ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Цветок для мамы"

Материал предназначен для детей старшей группы....

Конспект Интегрированного занятия в старшей группе «80 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина»

Цель: Формировать у детей интерес к  знаниям о космосе, о полете первого космонавта Ю.А.Гагарина через интеграцию образовательных областей : познание, коммуникация социализация, здоровье....