Конспект открытого занятия по обучению русскоязычных детей татарскому языку "Разноцветная посуда".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Материал может быть полезен воспитателям при обучении русскоязычных детей татарскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе
Разработала и провела воспитатель Рахимулина Д.Х.
Тема: «Разноцветная посуда»
Программные задачи:
Расширять словарь детей на татарском языке, развивать умение понимать татарскую разговорную речь, умение отвечать на вопросы по-татарски, уточнить и активизировать в речи детей прилагательные красный, желтый, синий, зеленый цвета, названия посуды на татарском языке;
воспитывать интерес к изучению татарского языка, бережное отношение к посуде.
Обогащение словаря: тәлинкә ,кашык, чынаяк.
Активизация словаря: Зәңгәр чынаяк.
Наглядные средства обучения: видеосюжет из сказки «Федорино горе»К.И.Чуковского, презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные карточки с рисунками посуды.
Предварительная работа: разучивание песни “ Зәңгәр чынаяк. ”
Структура:
1. Организационный момент.
2. Отгадывание загадки о посуде.
3. Словесная игра”Чего не стало”
4. Исполнение песенки” Зәңгәр чынаяк”
5. Рабочая тетрадь “Найди чайную пару”
6. Дидактическая игра”Назови предмет и цвет”
7. Итог. Рефлексия
Использованная литература:
1. Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».
2. Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова, Казань 2012
3.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2014г.
Ход занятия:
Воспитатель: Исэнмесез!
Балалар: Исэнмесез!
Воспитатель:Хәерле иртә миңа!
Хәерле иртә, сиңа!
Хәерле, иртә сезгә!
Хәерле иртә, барыбызга!
Воспитатель: Хәлләрегез ничек?
Дети: әйбәт, рәхмәт. Хәлләрегез ничек?
Воспитатель: әйбәт, рәхмәт.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы учитесь говорить по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.( дети подходят к педагогам и здороваются)
Дети: Исәнмесез!
Гости: Исәнмесез!
Дети:Хәлләрегез ничек?
Гости: әйбәт, рәхмәт!
Воспитатель: Попробуйте, ребята, угадать из какого произведения я сейчас покажу вам отрывок (видео отрывок из произведения «Федорино горе» К.И.Чуковского)
«А посуда вперед, и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу!»
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?».
Вот и чайник за кофейником бежит
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца-
Дзынь-ля-ля!Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся
Дзынь-ля-ля!Дзынь-ля-ля!
Воспитатель: Ребята, кто догадался, из какого произведения эти строки? (Федорино горе ).А кто автор этого произведения? (К.И. Чуковский ). А почему это произведение называется Федорино горе? (ответы детей – потому что посуда убежала).
Дети: вар-ты ответов
Воспитатель: Для чего же человеку нужна посуда?
Дети: вар-ты ответов.
Воспитатель: А на каком языке К.Чуковский написал свое произведение?(на русском)
Воспитатель: Дети, вы бы хотели узнать названия посуды на татарском языке?
Воспитатель: Тогда внимание на экран! Ребята, за этими цветными фигурами спрятана разная посуда. Если вы отгадаете загадки, то сможете увидеть эти предметы. Итак, внимание.
Какого цвета фигуру мы расколдуем первой? (Дети: красную) А как же по-татарски будет красный цвет?
Дети: кызыл.
Воспитатель: Тогда слушайте первую загадку.
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп ложить
И котлету положить.
(Дети: тарелка )
Воспитатель: согласна
А кто сможет назвать слово тарелка на татарском языке?(тәлинкә)Давайте вместе,хором скажем:тәлинкә Примечание: Слово «тәлинкә» говорим вместе, индивидуально, шепотом.
Какого цвета фигуру мы расколдуем второй? (Дети: зеленый) А как же по-татарски будет зеленый цвет?
Дети: яшел
Тогда слушайте вторую загадку.
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Дети: ложка)
Воспитатель: Молодцы. Кто сможет назвать слово ложка на татарском языке?(Кашык) Давайте вместе, хором скажем: кашык. Примечание: Слово «кашык» говорим вместе, индивидуально, шепотом.
Воспитатель: Какого цвета фигуру мы расколдуем третьей? (Дети: желтый) А как же по-татарски будет желтый цвет?
Дети: сары
Тогда слушайте третью загадку.
Я красива и тонка,
Разукрашены бока,
А гостей встречаю,
Чаем угощаю.
(Дети: Чашка )
Воспитатель: Молодцы. Кто сможет назвать слово чашка на татарском языке?( чынаяк)Давайте вместе, хором скажем: чынаяк Примечание: Слово «чынаяк» говорим вместе, а я услышала как сказала Самира, давайте послушаем….шепотом
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, что случилось с этой картинкой? Что нам поможет раскрыть, расколдовать эту картинку. Я предлагаю вам спеть песенку «Зәңгәр чынаяк»?Может нам песенка поможет?
Давайте споем песню “Зәңгәр чынаяк” (дети встают полукругом).
Зәңгәр - Зәңгәр чынаяк (ладошки в виде чашки, покачивания)
Зәңгәр - Зәңгәр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)
Әйе шул, әйе шул (наклон вперёд)
Матур, чиста чынаяк. (потираем руки – моем их)
Әйе шул, әйе шул, (наклон вперёд)
Зәңгәр, Зәңгәр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)
-Молодцы ребята!
Ребята, посмотрите какая красивая, синяя чашка - зәңгәр чынаяк. Давайте скажем хором, вместе.а я услышала как сказал Рома, послушаем его…
Примечание: Слово зәңгәр чынаяк говорим вместе, индивидуально, шепотом.
Гимнастика для глаз.
Вы так хорошо спели песню. За это зәңгәр чынаяк исполнит вам танец. Дети внимательно смотрите за синей чашкой.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть с посудой в игру “Нәрсә юк”, «Чего не стало».
Но сначала скажите, что изображено на доске. (Дети: ложка - кашык) Какого цвета ложки, перечислим(желтый -сары, зеленый - яшел, красный -кызыл, синий -зэнгэр). Хорошо. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из фигур). Открываем глаза. Нинди кашык юк? (сары) и т. п.
Скажите, что теперь изображено на доске. (Дети: тарелка -тэлинкэ) Какого цвета тарелки,, перечислим(желтый -сары, зеленый -яшел, красный -кызыл, синий - зэнгэр). Молодцы. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из фигур). Открываем глаза., нинди тәлинкә юк? (Задание выполняется по аналогии с предыдущим).
В наших тетрадях есть очень интересная игра ”Найди чайную пару”.
Кто знает как в неё играть? (нужно подобрать подходящие по цвету чашки)
Итак: У меня чашки, а у вас блюдца. Что нужно сделать, чтобы получилась чайная пара.
Дети: Нужно попросить….
Воспитатель: Вам нужно на татарском языке попросить у меня нужную вам пару. Итак, назовите, какого цвета это блюдце (воспитатель показывает на зеленое блюдце: яшел). Подберите чашку такого же цвета. Ребята, наклейте чашку такого же цвета к подходящему блюдцу. Какого цвета это блюдце (воспитатель показывает на красное блюдце – кызыл). Наклейте чашку такого же цвета на это блюдце.
Какого цвета вы подобрали чашку к красному блюдцу?и т. д.
Физкульминутка (Дети встают около столов)
Менә минем курчагым (күзләрен күрсәтәләр)
Ике күзе бар аның.
Ә менә бу – борыны (барысын да шулай курсәтең баралар)
Бу, билгеле, муены.
Колакларын курсәтим
Чэчен сыйпап иркәлим
Бигрэк матур битләре,
Авызында -тешләре.
Э менэ болар - куллар,
Чәбәк – чәбәк уйныйлар. (кулларын чэбэклилэр)
Кечкенә аяклары
Бик матур тыпырдыйлар. (тыпырдыйлар)
Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр!
«Игра с карточками» (дети стоят за столами)
Воспитатель: Ребята, продолжим наши игры. Сейчас я раздаю вам разные карточки. На карточках изображены ложки, тарелки и чашки. Я назову цвет, а вы поднимите руку с карточкой вверх, если у вас на картинке изображение такого же цвета. Давайте попробуем. (желтый, красный, зеленый, синий). А теперь я усложню нашу игру. Я назову не только цвет, но и определённый предмет. Попробуем? (Дети: да) (Воспитатель: кызыл чашка, зәңгәр кашык и т. д)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (о посуде). Какие цвета мы с вами вспомнили? Какие новые слова узнали на татарском языке? Какая игра вам боше всего понравилась? Почему? Кому вы об этом расскажете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".
Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...
Инструментарий к диагностике по обучению русскоязычных детей татарскому языку в доу
Инструментарий окажет помощь в проведении диагностики по программе "Говорим по-татарски"....
"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"
"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"...
Рабочая программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку средней, старшей и подготовительной группе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по обучениюрусскоязычных детей татарскому языку средней, старшей подготовительной группе на 2015-2016 учебный год...
«Использование театрализованных игр по сказкам в обучении русскоязычных детей татарскому языку»
консультация для родителей...
Интерактивная игра "Нәрсә, нинди, нишли" по обучению русскоязычных детей татарскому языку
Разработа в программном обеспечении Easiteach Nex Generation для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению русскоязычных детей татарскому языку в старшей группе
Тема: “Веселые игры” (Күңелле уеннар)Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Овощи и фрукты», “Цвета”, “Посуда”, &ldqu...