Консультация с элементами практикума «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
консультация
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация с элементами практикума
«Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении» Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Культура народа (книги, искусство) формируют личность человека, впечатления от впервые прочитанных и полюбившихся книг у ребенка создают определенные схемы поведения. Дают понятия о добре и зле, об особенностях гендерного поведения. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью. Беседа о прочитанном для дошкольника – это возможность уведомить окружающих о переполняющих его впечатлениях, поделиться ими. Нередко именно в детском саду ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением художественной литературы, учится слушать, воспринимать и понимать их. От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе, побуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик. Тем не менее, процесс этот не должен быть скучным, ведь детям в любой ситуации, прежде всего, хочется играть. При чтении очень важно правильно организовать детей. Например, при чтении сказок рекомендуется с детьми разместится на ковре, когда ребенок свободно может менять свою позу. Слушание рассказа и обсуждение лучше провести сидя за столами, чтобы было три точки опоры. Поэзию с детьми можно послушать сидя на стульчиках ( поза внимания). Поэтому этот вид деятельности требует от воспитателя тщательного продумывания организации детей, форм и методов ведения знакомства с книгой. Работа, посвященная знакомству детей с произведениями литературы, требует от воспитателя предварительной подготовки.
С самого раннего возраста необходимо приучать ребенка к бережному отношению к книгам. С малышами можно пожалеть книгу, если упала, разорвалась – полечить. В старших группах можно создать «Книжкину больницу», предлагать детям самостоятельно ремонтировать книги, изготавливать закладки. Чтобы повысить значимость и ценность книги необходимо рассказывать об истории создания книги, как делают книгу, сколько людей различных профессий занято при изготовлении книги.
Организуя работу с детьми по общению с миром книг, мы надеемся помочь им найти для себя среди книг друзей на всю жизнь, чьи «заветные страницы» помогают людям жить, и работать, и учиться и отчизной дорожить.
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.
В наше время многим детям не интересно слушать сказки и рассматривать иллюстрации им интереснее смотреть современные мультики. Некоторые родители утверждают, что их дети знают много интересного, потому что смотрят много мультфильмов и телепередач, но практика показывает, что дети не могут пересказать полностью не один мультфильм. Их речь, путанная и односложная с употреблением ряда глаголов и существительных и выглядит это примерно так: «. он пришел, хлоп, а тот побежал, прыгнул, бац и в яме».На вопрос: «Кто пришел и куда бац?»,дети говорят с паузами: «Ну… этот самый… как его., ну этот с ушами…».Учителя начальной школы встревожены: детям трудно дается пересказ, слаба память, беден запас слов, пишут неграмотно, хотя в детском саду на развитие речи обращается много внимания.
На наш взгляд проблема заключалась в отсутствии системы работы по формированию интереса и потребности в чтении книг у детей дошкольного возраста, что приводит к снижению эмоционального отклика и положительного отношения к книге. Это обусловлено ещё тем, что взрослые мало читают и не придают особого значения влиянию чтения книг на интеллектуальное и нравственное развитие детей. Многие родители рассказывают детям одни и те же сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» по памяти перед сном. Книги дети смотрят самостоятельно, в основном дети целыми вечерами и все выходные проводят перед телевизором или компьютером. Компьютер не может быть альтернативой книге, детское чтение необходимо для здорового развития детей.
Для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг необходимо создать предметно-пространственную среду в группе: собрать библиотеку, состоящую из произведений детских авторов, таких как: А. Барто, К. И. Чуковский и др, а так же русских народных сказок. Создать уголок чтения, где можно расположить книжную полку с детскими иллюстрированными книгами, стол с диваном и стульчиками, а также карандаши, краски, альбомы для рисования по темам произведений, создать театральный уголок, где расположить кукольные, настольные, пальчиковые театры.
Для формирования потребности в чтении так же способствуют:
- ежедневное чтение различных произведений, сказок, стихов, потешек и т. д.
- заучивание стихов и потешек, отрывков из произведений;
- читая детям сказку, рассматривать иллюстрации в книжке, чтобы вызвать устойчивый интерес к книге, закрепить в памяти детей образы персонажей;
- дидактические игры, такие как «Собери сказку», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки»;
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья» и другие.
- книжки – самоделки, можно предложить детям сделать книжки своими руками, что позволит детям развивать внимание, память, воображение, а в дальнейшем и бережное отношение к книгам;
- игры-драматизации, где дети становятся артистами, учатся создавать образы персонажей сказок, а иллюстрации по сказкам в книгах можно использовать для создания костюмов, масок и атрибутов для инсценировок и ещё раз убедить детей, что книга добрый советчик и подсказчик;
- проведение лепки, рисования, аппликаций на темы: «Мои любимые сказки», «Любимые герои сказок» и т. д.
Большую помощь в привитии любви к книге оказывают учреждения культуры, где дети получают много новых интересных знаний о книгах. Для детей можно организовать экскурсии:
- в детскую библиотеку, где провести беседы про книги, их пользу для человека и. т. д.
- в музеи возникновения книг, где детям предложить совершить путешествие в прошлое и рассказать о истории возникновения книги, познакомить с книгами разных лет, экспонатами письменности прошедших веков, посмотреть портреты известных писателей и т. Д
- в типографию, где показать детям как печатают книги, как создаются иллюстрации и т. д.
- в театры на просмотр спектаклей по известным детям произведениям.
Если возможности организовать экскурсии нет, то можно провести их в игровой форме прямо в группе.
В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют и игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как:
- «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение;
- «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза.
Упражнение «Рифмованные строчки»
Задание: продолжи строчку стихотворения, укажи его автора.
- «У меня живет козленок, я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу» А.Барто «Козленок»
- «Это Оленьке известно: что взяла, клади на место! Только девочка мала: забывает, где взяла» З.Александрова «Что взяла, клади на место!»
- «Только заинька был паинька: не мяукал и не хрюкал –под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал…» К.Чуковский «путаница»
- «Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
- «Я захотел устроить бал, ия гостей к себе позвал. купил муку, купил творог, испек рассыпчатый пирог» Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
- «Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить и конфетку положить» З. Александрова «Мой мишка»
- «Не шумят мои игрушки, тихо в комнате пустой, а по маминой подушке луч крадется золотой» Е.Благинина «Посидим в тишине»
- «Заболела эта книжка: изорвал ее братишка. Я больную пожалею: я возьму ее и склею!» Б.Заходер «Переплетчица»
- «И вывихнуто плечико у бедного кузнечика; не прыгает, не скачет он, а горько-горько плачет он» К.Чуковский «Айболит»
- «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, с цифрой пять на медной бляшке, в синей форменной фуражке?» С.Маршак «Почта»
Упражнение « Волшебница Сказка»
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
- Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
- Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
- В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
- Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
- Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
- Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
- Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
- Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
- Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
- У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)
Главное – показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения и т.д.
Большое значение для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг играет семья. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Поэтому необходима тесная связь с родителями, их желание не упустить сензитивный период в развитии детей — научить детей пользоваться книгой, любить и беречь ее. Для привлечения родителей к этой теме можно провести консультации по темам: «Как организовать детскую библиотеку дома», «Какие книжки читать детям определенного возраста», «Зачем и как читать детям книги?» и др. Провести беседы, семинары где обсудить и поделиться опытом о том, как и какие книги читают детям дома.
Все это необходимо для здорового развития детей. Ведь ежедневное чтение детям:
- Формирует у детей интерес и потребность в чтении книг;
- Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка;
- Развивает речь, память и воображение;
- Учит думать, улучшает концентрацию;
- Вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других
- Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;
- Расширяет общие знания;
- Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе;
- Учит моральным ценностям, помогает в воспитании;
- Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров;
- Защищает от опасности массовой культуры;
- Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь;
- Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между взрослыми и детьми.
Таким образом, для формирования у детей интереса и потребности в чтении книг, а так же здорового развития нам необходимо вернуться к старым добрым способам проведения свободного времени с детьми в совместном чтении книг.
Читайте детям каждый день, и в жизни ждет их лишь успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Тема: Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад. Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"...
Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
Консультация для воспитателей...
Семинар-практикум: «Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития»
Развитие тактильных ощущений у детей с ЗПР...