ОД "Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель:
- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_d_posidelki.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О Д «Посиделки в русской избе» в подготовительной группе
Цель:
- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
· Продолжать знакомить кухонными принадлежностями : ложка ,ухват , чугунок, самовар;
· обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
· воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
· развивать художественно-творческие способности детей.
Оборудование: Декорации для русской избы, домашняя утварь: горшки, крынки, самовар, ухват, чугунок. Деревянные лавки, сундук, . Предметы народных умельцев: глиняные, расписные игрушки фигурки, яблоки (муляжи). Аудиозапись народных мелодий.
Ход занятия:
Дети, одетые в русские народные костюмы
«Хозяйка» посиделок - находится в группе (воспитатель в русском народном костюме).
Звучит мелодия русской народной песни.
Воспитатель: Ребята, а хотите ли вы отправится в прошлое .
Ответы детей
Воспитатель: Что бы попасть в прошлое мы с вами должны произнести считалку
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать
Дети:«Наши прадеды любовно топором тесали бревна,
Гвозди крепко забивали, песни громко распевали».
«Что избе – капризы моды, что ей годы непогоды.
В ней хозяевам не тесно, и для гостя хватит места»
«Ухмыляются иные, а изба стоит и ныне:
Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела»
- На пиру большом и малом, на веселье небывалом, мы вам скажем без утайки: не прожить нам без хозяйки!
- Дорогих гостей встречает, добрым словом привечает! И так вышло, что на днях у неё мы все в гостях!
- Принимай, хозяйка, нас! Начинаем! В добрый час
Хозяйка:
-Добро пожаловать! Всех привечаем, всех встречаем.
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю! Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Мы попали, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?
(Ответы детей)
Хозяйка:
Посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки ?Давайте отгадаем загадку и узнаем , что же в избе было самым главным?
Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать.
А избы моей сердечко Русская большая …(печка)
(Ответы детей)
Ребенок: Самое главное в деревенской избе - это печь . Печь- это сердце дома. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур , и даже мылись в печи. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку .Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые . Печка — деревенская кормилица.
Хозяйка
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
(Ответы детей)
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйка
Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.
(Ответы детей)
Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,
Хозяйка
Русский народ всегда любил песню и хороводы. Они сопровождали людей во время труда и праздников. А давайте мы вместе встанем в хоровод.
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте-ка, ребятки,
Вторую загадку.
И шипит и кряхти
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает
Ребёнок :В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Хозяйка
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Ребёнок: Это чугунок. В нем готовили щи да кашу.
Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился ,вот в нем и готовили еду
Печь горячая, огонь пышет , как поставить туда чугунок?
Хозяйка
Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунок со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке ?Предложить детям взять чугунок ухватом.(после игры дети садятся к столу
Хозяйка
А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду (ложка)
Ребёнок :В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Хозяйка
Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Хозяйка
Пока мы с вами играли, вот уж и тесто подошло, давайте приготовим что-то вкусненькое к чаю. (лепят из теста)
Хозяйка
А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали. Вот и прялка .Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду
Собирайся детвора, будет русская игра
Хозяйка
Ребята ,а какую одежду носили наши предки.
Ответ детей.
Небогатый гардероб был у наших предков. Но взялась русская женщина за иглу, одна другой краше стали выходить девушки в сарафанах, парни в рубахах. Легла на стол вышитая скатерть. Не вянут цветы на старинном полотенце – рушнике.
Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой .На одежде всегда была вышивка, По народному поверяю, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил, от болезней, бед, несчастий.
В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.
Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой еще и на теплые шерстяные носки.
Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. Скажите , что вам больше всего запомнилось ?
(Ответы детей)
Закончилось наше путешествие, .что мы должны сказать чтобы вернутся
Затем дети встают в круг и говорят слова.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...