Конспект ООД "Составление рассказа по картине "Снеговик" в группе комбинированной направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Составление рассказа по картине с использованием схем В.К.Воробьевой и игр В.А.Кайе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_po_raz._rechi._shemy_vorobevoy.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: обучению рассказыванию по картине «Снеговик» на основе схем В.К.Воробьёвой.

Цель: Сформировать умение детей составлять рассказ по картине, опираясь на схемы В. К. Воробьёвой.

Задачи: Образовательные:

1.Формировать умение  детей самостоятельно составлять рассказ по картине, на основе построения наглядной модели, с последовательно развивающимся действием.                                                                                                                2. Продолжать учить составлять сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения.                                                                                                                      3. Развивать монологическую речь и воспитывать умение следить за развитием действия в рассказе.                                                                                                    4.Закреплять и обогащать знания о зимних явлениях.

Развивающие:

 Формировать умение логически мыслить, находить нетрадиционное решение с применением игр В.А.Кайе.

Воспитательные:

Воспитывать умение играть по правилам. Воспитывать произвольность поведения.

Материалы и оборудование:

Кукла – Зима; ТСО; сюжетная картина со схемами В.К.Воробьёвой, для составления предложений; карточки – символы; игра Кайе «Лабиринт»

Предварительная работа:

  1. Цикл занятий по составлению рассказов по схемам В. К. Воробьёвой
  2. Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.

3.  Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.

4. Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»

5. ИЗО-деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Новогодняя открытка», аппликация «Снежинки».

6. Чтение из книги «Четыре времени года» (сост.С.А.Веретенникова, А.А.Лыков), В Бианки «Синичкин календарь», О. Иваненко «Сосулька».

  1. Заучивание наизусть стихотворений о зиме.                                                      
  2. Разъяснение словосочетания «Развернутый рассказ» (полный, подробный).
  3. Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Пригласите  гостей в наш круг.

Собрались все вместе в круг                                                                                                                         Я твой друг и ты мой друг                                                                                                                            Крепко за руки возьмемся                                                                                                                                     И гостям мы улыбнемся.                                                                                                                  Здравствуйте, гости!                                                                                                                                         (Дети выполняют движения в соответствии с четверостишием.                      Гостям предлагают присесть, дети стоят вокруг воспитателя).

Но к нам пришла ещё одна необыкновенная гостья! Посмотрите кто  это? Воспитатель показывает куклу – Зима.

Зима: (голос на фонограмме). Ребята, вы меня узнали? Да я – Зима!                                                  Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады вы

Проказам Матушки-зимы.

- А пришла я узнать, любят ли меня дети, и что они знают о зиме.

Воспитатель: Зима, мы с ребятами  много о тебе знаем, все приметы, природные явления зимы. Мы гуляли и наблюдали за изменениями в природе зимой, праздновали зимние праздники – Новый год и Рождество, много рисовали зимних картинучили много стихотворений  о зиме.

Зима: Вот и настал ваш черед порадовать меня своими знаниями да умениями. Я, Зима, -  гордая и холодная, растопить мое ледяное сердце сможет только тот, кто похвалит меня лучше всех, расскажет мне  самую красивую историю или  рассказ, отгадает загадку и распутает мои снежные картины - лабиринты.

Воспитатель: Это наши ребята смогут, правда, ребята? Ты, Зима, присаживайся и послушай, а мы уж постараемся тебя порадовать.

Ребята, похвалим Зиму? Назовите слова, которые характеризуют зиму, скажите какая она?

(Проводится игра «Придумай слово»). Дети называют слова: снежная, холодная, морозная, веселая, праздничная и т. п.

 Ребята, вы сказали, что зима снежная, давайте назовем родственные слова к слову снег. (снежный, снежинка, снеговик, снегопад, Снегурочка, снегирь).                                                                                                        Молодцы! Много знаете родственных слов.

Ребята, а что вы больше всего любите делать зимой?

(кататься с горки, играть в снежки, лепить снеговика и т.п.)

Ребята, Зима принесла нам картину и предлагает нам составить рассказ (выставить картину).

Но сначала мы  внимательно рассмотрим картину (дети рассматривают картину). При рассматривании картины сразу дать имена детям на картине.

Молодцы! Мы с вами уже составляли рассказ из  предложений с помощью схем, и помним, что каждому слову в предложении соответствует определенный символ, давайте с вами вспомним их.

(Проводиться игра «Назови, что это обозначает?»)

Дети выбирают карточки – символы и называют, что они обозначают.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете строить свой ответ с использованием схемы каждого предложения.

Перед каждым вопросом выставляется схема – ответ (предложение).

  1. Какое время года наступило?(наступила зима).
  2. Что выпало?                                   (выпал снег).
  3. Кого слепили Ваня и Таня? (Ваня и Таня слепили большого снеговика).
  4. Что Ваня нарисовал снеговику?(Ваня нарисовал снеговику глаза и рот),
  5. Из чего Таня сделала снеговику нос?(Таня сделала снеговику нос из морковки).
  6. Какой получился снеговик?(снеговик получился очень красивый).

Молодцы!  Все ваши ответы точные. Схема нам помогла составить   правильно предложения,  и рассказ получился развернутым, красивым. Ребята, подумайте, как можно назвать наш рассказ?

(Снеговик, Как Таня и Ваня слепили снеговика и т. п.)

Очень хорошие названия вы придумали!

Мы сейчас объединим все ваши предложения  вместе, а Зима послушает наш рассказ.

(Проводится  рассказывание по схемам, один ребенок рассказывает,  другой продолжает. Рассказывание проводится в игровой форме «Ты начни, а он продолжит»).   2-3 рассказа детей.

Воспитатель:  Спасибо, ребята,  рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда?

Зима приглашает на снежную полянку (дети встают врассыпную)

Солнце землю греет слабо,  …………….. руки вверх и вниз

По ночам трещит мороз  …………………руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе  у Снежной Бабы ……………   руки на пояс, поворот вокруг себя

Побелел морковный нос.   ……………   дети показывают нос

В речке стала вдруг вода  ……………    прыжки на месте

Неподвижна и тверда.   ……………….. прыжки на месте

Вьюга злится, снег кружится,  ………   дети кружатся

Заметает все кругом   …………………….имитируют движения руками

Белоснежным серебром.   ……………  то же

Воспитатель:  Ну,  вот мы и поиграли на снежной полянке.

Ребята, Зима попросила распутать её снежные картины-лабиринты.

Воспитатель подводит детей к карточкам Кайе, (для каждого ребенка) «испорченный» снеговик.

Ребята, вам понятно, что здесь изобразила Зима? Если мы отгадаем загадку, то поймем, что должно быть на этих картинках. Послушайте загадку:

Меня не растили

Из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза – угольки, губы – сучки.

Холодный, большой.  Кто я такой?  (снеговик)

Молодцы! Отгадали загадку, скорее исправьте ошибки в картинках Зимы. Смотрите внимательно, кому-то из вас придется добавить карточку, кому-то поменять их местами, другим повернуть карточку. Нужно быть очень внимательными.

Дети исправляют, переставляют карточки, чтобы получился снеговик.

Воспитатель: Ну вот, Зима, все твои задания мы выполнили, похвалили тебя, отгадали загадку и исправили ошибки в твоих картинках, составили рассказ. Тебе понравилось?

Зима: Очень понравились, спасибо, ребята.  Я прошу вас рассказать обо мне своим родителям, друзьям. Ваши рассказы растопили мое ледяное сердце, и мне пора уходить в лес, чтобы не растаять. Но зима еще не закончилась,  и мы с вами встретимся  на снежной полянке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. А теперь попрощаемся с нашими гостями и Зимой. Вставайте, гости, с нами в круг.

Снова за руки возьмёмся,

В круг веселый соберемся

Мы не будем огорчаться

Что уже пора прощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной Деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности. Тема: «Выкса – моя малая Родина».

В занятии подобраны задания для развития коммуникативных умений по теме "Мой город". Используется компьютерная презентация....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности от 6 до 7 лет «Тематическое мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества».

Цель: Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, создание благоприятной психологической атмосферы на занятии,  включение всех воспитанников в работу.Тип занятия: Интегрированная...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе комбинированной направленности по ПДД: "Грамотные пешеходы"

Занятие проводится с целью обобщить знания детей о правилах дорожного движения, практических навыках безопасного поведения на дороге и улице, правилах поведения в общественном транспорте через игру....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР "Космическое путешествие"

В материале представлен конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте....