Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Овощи – фрукты» с использованием дидактического синквейна.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Развивать и активизировать словарный запас по теме "Овощи - фрукты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе на тему:
«Овощи – фрукты»
с использованием дидактического синквейна.
Коррекционно - образовательные задачи: формировать определённые знания по теме: «Овощи-фрукты». Различать овощи и фрукты по форме, цвету, месту произрастания.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме. Формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций.
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Оказывать помощь своим сверстникам по мере необходимости.
Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, дидактическая игра: «Что, где растёт?», «Какой звук?», заучивание загадок, штрихование и раскрашивание в раскрасках.
Материал: магнитная доска, предметные картинки, книга загадок, сюжетные картинки, указка, корзина с овощами и фруктами, кукла Незнайка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей. Дети встают около педагога.
- Сейчас мы с вами поиграем: «Назови овощ или фрукт». Надо назвать овощ или фрукт на заданную букву, которую я покажу. Кто правильно назовёт, тот может пройти к стульчикам и сесть («А», «М», «К», «Б», «П», «Г» и дети называют овощи и фрукты с данными словами).
2. Введение в тему
(Активизация знаний детей по данной теме.)
Логопед: Молодцы, а теперь внимательно послушайте загадки.
Отгадывание загадок:
1. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.)
2. За кудрявый хохолок
лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)
3. Неразлучный круг подруг
Тянет солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз
Разных бус на разный вкус. (Сад.)
4. Яркий, сладкий, наливной,
Весь в обложке золотой!
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки. (Апельсин.)
Логопед: Какие вы молодцы! Отгадали все загадки. А теперь послушайте
стихотворение «Чудо-огород» Ф. Гуринович.
Удивляется народ:
Что за чудо - огород?
Здесь редис есть и салат.
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Беседа по вопросам:
- Почему стихотворение называется «Чудо-огород?
- Назовите овощи, которые зреют дружно на огороде? (логопед показывает картинки, дети называют).
А теперь я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Для этого поиграем в игру: «Что с чем рядом?»
(сюжетные картинки на ориентировку в пространстве).
Логопед: Необходимо назвать где находится овощ или фрукт?
(Логопед в ряд выставляет овощи и фрукты, а ребенок правильно отвечает на вопросы)
- Что справа от помидора?
- Что слева от морковки?
- Что между грушей и яблоком?
- Что между апельсином и яблоком?
- Что после картошки?
- Что рядом с лимоном?
- Справа от огурца?
- Между луком и чесноком?
Логопед: Молодцы! Посмотрите, к нам пришёл гость. Кто это?
Дети: Это Незнайка.
Логопед: Правильно, наш гость Незнайка (кукла Незнайка).
Незнайка: Вы, ребята, такие молодцы, так хорошо отвечаете на вопросы. Помогите мне, я совсем запутался, что такое овощи и фрукты я понял, а вот как правильно называть то, что из них готовят? Поможете мне?
Дети: Конечно!
Незнайка: Я придумал для вас тоже интересную игру «Скажи правильно».
(Незнайка задаёт вопросы и хвалит их за правильные ответы, если кто-то ответил неправильно, помогает им)
- Капустный пирог испечем из чеснока?
- Свекольный салат мы натрём из лука?
- Морковную запеканку мы приготовим из картошки?
- Гороховый суп сварим из редиски?
- Огуречный салат нарежем из кабачков?
- Картофельное пюре мы приготовим из моркови?
Незнайка: Отвечали правильно, а теперь предлагаю немного отдохнуть и выполнить уже знакомую вам пальчиковую гимнастику «Апельсин»
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»
Мы делили апельсин - (Двумя руками «держат» предполагаемый
апельсин)
Много нас, а он один. (Показывают сначала десять пальцев, а потом
один)
Эта долька – для ежа, (Загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа, (Загибают указательный палец)
Эта долька для утят, (Загибают средний палец)
Эта долька – для котят, (Загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра, (загибают мизинец)
А для волка – кожура. (Хлопают в ладоши)
Незнайка: Вот и поиграли. А мне пора уходить (прощается и уходит).
Логопед: Продолжаем весело играть. Сейчас я вам буду показываться картинки, вы должны назвать лишнюю картинку и объяснить свой ответ.
3. Лексико-грамматический анализ темы
Логопед: сейчас мы с вами будем подбирать существительные, прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы по теме «Овощи и фрукты» (используются сюжетные картинки).
Лексика: сад, огород, помидоры, персики, сливы, капуста, вишни, абрикосы.
Логопед показывает предметные картинки с изображением овощей, а дети рассказывают о месте произрастания овощей и фруктов, как за ними ухаживают, что из них готовят.
Логопед: Каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, репу, свёклу – выдёргивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачки – срезают, а картофель – выкапывают.
Игра: «Угости соком» (дети выбирают ведущего).
Логопед: Посмотрите, какой богатый урожай фруктов и овощей собрали, из них может получиться много разного сока. Я буду бросать мяч каждому из вас и говорить, из чего наш сок приготовили, а вы будете называть какой он, например, сок из мандарина – мандариновый и так далее.
Примерные вопросы:
Сок из ананаса - …; сок из помидор - …; сок из моркови - …;
сок из груши - …; сок из апельсина - …; сок из персика - …;
сок из винограда - …; сок из яблок - …; сок из свёклы - ...;
сок из тыквы - …
4. Работа по интеллектуальной карте (составление связного монологического высказывания по интеллектуальной карте).
Овощи и фрукты. Фрукты растут в саду, а овощи – в огороде. Фрукты и овощи по цвету могут быть красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными, фиолетовыми. Фрукты и овощи по форме могут быть круглыми, овальными. Фрукты и овощи по вкусу могут быть сладкими, кислыми, горькими. Фрукты и овощи можно жарить, варить, делать из них соки и есть сырыми.
5. Закрепление знаний по теме (работа по составлению дидактического синквейна)
Логопед: Ребята, на закрепление нашей темы, давайте составим синквейн к словам: огород, яблоко.
Огород
Большой, зелёный
Радует, дарит, кормит
Около нашего дома есть огород.
Дом, осень, урожай, салаты
Яблоко
Круглое, вкусное
Спеет, зреет, краснеет.
В саду созрели вкусные яблоко.
Осень, яблочный пирог, сад.
Итог: Молодцы! Сегодня вы хорошо отвечали, дружно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2-й младшей группе по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Знакомство детей с овощами и фруктами....
Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи"
Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи".Целью НОД явля...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме "Овощи" с использованием мнемотаблиц
...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе На тему: «Овощи в огороде»
Цель: Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.Задачи:Образовательные : усвоение глаголов с различным значением; подбор относител...
Конспект по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе по теме: «Овощи и фрукты»
Конспект по художественно-эстетическому развитию (лепка)в старшей группе по теме: «Овощи и фрукты» Цель: Формировать умение детей создавать объемные композиции из пластилина. Со...
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Овощи и фрукты"
Тема: Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием мнемотаблицы.Цели: закрепление знаний детей о фруктах и овощах;Задачи:образовательные:- закреплять знания детей о фруктах и овощах...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Овощи и фрукты»
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Овощи и фрукты»...