Занятие "Путешествие по просторам Сибири"
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме
Игра-путешествие, расширение знаний детей о народах, живущих вокруг Байкала, их быта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
(в подготовительной к школе группе)
Тема: «Путешествие по просторам Сибири»
Цель: Создать условия для развития речи детей через организованную деятельность.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Закреплять умения применять познавательные действия: анализ, синтез, обобщение, сравнения.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Продолжать знакомить детей с культурой народов Сибири.
- Упражнять в подборе прилагательных, глаголов; в употреблении существительных в творительном падеже.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать связную, грамматическую и звуковую стороны речи.
- Развивать познавательную активность; логическое мышление.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать любознательность, активность, интерес к сотрудничеству.
Образовательные области:
Приоритетная – речевое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.
Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Методы и приемы:
- Наглядный метод: демонстрация картинок, просмотр фрагмента мультфильм, демонстрация интерактивной игры на экране.
- Практические методы: дидактические упражнения.
- Словесный метод в форме дидактической игры, упражнение в подборе определений, упражнение в подборе глаголов, решение логической задачи.
- Поисковый метод: поиск решения проблемной ситуации.
- Игровой метод: пальчиковая игра – разминка, игра на развитие воображения, подвижная игра «Йохор – йохор – йохора»
Оборудование:
- Мультимедийная доска;
- Проектор;
- Разрезные картинки с изображением Пурги.
- Интерактивная игра «У Байкала мы живем»
- Интерактивная игра «Животные Сибири и их детеныши»
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «В яранге горит огонь», просмотр презентации «Народы Байкала», беседы о народах Байкала и их жилищах. Рассматривание иллюстраций по теме. Заучивание пальчиковых гимнастик «Снежинка», «У Байкала мы живем», игры «Йохор – йохор – йохора»
Структура занятия Методы и приемы | Продолжительность части | Деятельность педагога | Деятельность детей и предполагаемые результаты |
Вводная часть Организация детей. Установка на предстоящую деятельность. Поисковый метод - создание проблемной ситуации. Практический метод: дидактическое упражнение | 2 мин | Воспитатель обращает внимание детей на изменения в группе (стало прохладно в группе, на окне письмо прилипло), достает из конверта картинку, где изображены герои мультфильма «В яранге горит огонь», высыпает снег из конверта. Обращается к детям с вопросом: -Как вы думаете, что случилось? От кого это письмо? -Хотите узнать? Для этого нужно сложить из частей целое. Воспитатель достает из конверта части разрезанной картинки с изображением Пурги. | Желают взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми Проявляют инициативу и любознательность, познавательную активность Умеют пользоваться полученными навыками: собирают части в одно целое и узнают, кто послал им письмо. Радуются полученному результату |
Основная часть Создание условий для разнообразной познавательной и развивающей деятельности детей. Словесный метод: упражнение в подборе определений. | 18 минут | Воспитатель достает записку, в которой написано, как найти следующий конверт с заданием. (конверт находится в том месте, где течет вода) -Дети, где у нас течет вода? Игра «Слова-определения» Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм и охарактеризовать Пургу. Какая Пурга? (злая, жестокая, недобрая, коварная, плохая, страшная). Воспитатель обращает внимание детей, что от таких слов стало как-то холодно и предлагает согреться. | Умеют логически мыслить Отвечают на вопросы предложением. Стараются правильно построить высказывание Преумножился словарь определений |
Игровой метод: пальчиковая игра – разминка. Динамическая пауза: активизация двигательной активности детей для снятия напряжения рук и пальцев | Пальчиковая гимнастика «Снежинка» Раз снежинка, два снежинка И слепили мы снежок. (Дети выставляют ладошки по очереди, имитируют движения) Раз снежочек, два снежочек, Получили колобок! (имитация движений) Отряхнули дружно ручки (отряхивают руки) С ножек отряхнули снег (отряхивают снег с ног) И по хлопаем немножко (хлопают) Кто-то хлопнет громче всех! А теперь закрыли глазки И представили метель: (закрывают глаза) Завываем, задуваем, (дуют, воют) Покружились, покружились И на землю опустились (кружатся и ложатся на ковер) Воспитатель достает записку, в которой указано место, где находится следующий конверт. (Конверт находится в том месте, где много красок, кисточек, пластилина и другого) | Развита мелкая моторика пальцев Согласовывают слова с движением Активизация имеющихся знаний. | |
Наглядный метод: просмотр фрагмента мультфильма. Словесный метод: решение логической задачи | Игра «Логика» Воспитатель читает задание, в котором рекомендуется посмотреть фрагмент мультфильма, в котором мать спрашивает Таюне, где же ее косы. Воспитатель спрашивает об этом детей. После выполненного задания воспитатель достает записку, которая помогает найти следующий конверт. (конверт находится в том месте, где много растений) | Стараются правильно построить высказывание Умеют логически мыслить | |
Словесный метод в форме дидактической игры: упражнение в подборе глаголов | Игра «Слова-действия» Воспитатель предлагает детям вспомнить: -что делали дети вначале мультфильма (ленились, лежали, не желали помогать матери). -что они делали дальше (шли, засыпали, просыпались, забирались на гору, преодолевали трудности, метали стрелы, боролись с Тьмой-тьмущей, перебирались через пропасть, победили злую Пургу.) Воспитатель достает записку, в которой указано место, где находится следующий конверт. (Конверт находится в том месте, где можно рисовать) | Преумножился словарь глаголов Умеют применять ранее полученные знания | |
Игровой метод: игра на развитие воображения. Релаксация | Игра «Долина Дремы – лежебоки» Воспитатель сообщает детям, что они попали в долину Дремы – лежебоки. Звучит песня Дремы-лежебоки из мультфильма – дети ложатся на ковер и закрывают глаза. Затем песня птички- красногрудки будит детей. Воспитатель обращает внимание детей на то, что разбудила их птичка – красногрудка. Предлагает детям поблагодарить ее. (Следующий конверт с заданием находится в уголке здоровья, где есть обручи, мячи и кегли. | Дети представляют, что их усыпил Дрема – лежебока. Умеет расслабляться, переключатся с одной деятельности на другую. | |
Игровой метод: подвижная игра – разминка. Активизация двигательной активности детей для снятия напряжения рук и пальцев | Подвижная игра. Разминка «Йохор – йохор – йохора» Дети идут по кругу со словами: Йохор – йохор – йохора Похвалялась вся тайга: Похвалялась Олениха: -Я бреду по лесу тихо! Похвалялась Нерпа: -Я ныряю резво! Похвалялся и медведь: -Громче всех могу реветь! Похвалялся Бурундук: -Ягод у меня сундук! Похвалялась Голомянка: Я жирна и прячусь в ямке! Похвалялась и Лиса: -Всему лесу я краса! Похвалялась Чайка: -Как я, полетай-ка! Соболь тявкал громче всех: -На мне самый лучший мех! А потом пришел и Лось: -Ты мне хвастаться здесь брось! Похвалялся Зайка: -Следы заплутай-ка! Прилетела вдруг Пурга: (воет) Разбежались кто куда! Воспитатель достает записку (конверт находится рядом с проектором на столе) | Умеют переключатся с одного вида деятельности на другой. Развиты творческие театральные способности. Умеют показывать движения животного и отражать особенность голоса. Согласовывают речь с движением | |
Наглядный метод: демонстрация интерактивной игры на экране. Словесный метод: в форме дидактической игры: упражнение Активизация имеющихся знаний у детей | Интерактивная игра «Животные Сибири и их детеныши» Проводит учитель-логопед. Учитель сообщает детям, что Пурга разлучила не только олениху с олененком, но и других животных. Медведицу – (с медвежонком); нерпу – (с нерпенком); лису, соболя, лосиху, зайчиху. Учитель достает записку (конверт находится там, где можно включить музыку) | Употребляют слова в творительном падеже Знают и называют детенышей | |
Наглядный метод: демонстрация интерактивной игры на экране. Словесный метод: упражнение Активизация имеющихся знаний у детей | Интерактивная игра «У Байкала мы живем» Воспитатель спрашивает детей: -В какой стране мы живем? (Россия) Как называется наш край? (Сибирь) Как называется озеро самое чистое и красивое у нас? Воспитатель предлагает посмотреть на (м/м) доску. -Как называют коренных жителей нашего края? (буряты) -Как называется жилье, в чем жили буряты? (юрта) -Кто помнит на севере Сибири какие народы жили? (эвенки, тунгусы, якуты, чукчи) -Как называлось их жильё? (чум, яранга) Воспитатель рассказывает детям, что русские поселились везде, вокруг Байкала. -Как называется жилье, где жили русские? (дом, изба, хата) | Умеют применять ранее полученные знания Отвечают на вопросы предложением. Стараются правильно построить высказывание | |
Заключительная часть Подведение итогов деятельности. | «Итоги занятия» -Чем мы с вами занимались? (путешествовали, играли) -Что понравилось больше всего? -В какую игру хотели бы еще поиграть? | Рефлексия |
Конспект занятия
(в подготовительной к школе группе комбинирующей направленности)
Тема: «Лиса – всему лесу краса»
Разработан воспитателем – Любичевой Еленой Константиновной, дополнено Тихоновой Светланой Геннадьевной – учителем - логопедом
Цель: создать условия для речевого развития и обобщения детьми знаний о лисе.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-систематизировать знания детей о лисе: где живет, об ее внешнем виде, как добывает пищу, об ее повадках;
-закреплять умения применять познавательные действия: анализ;
-совершенствовать речь как средство общения;
- уточнить произношение звука [л].
Коррекционно – развивающие:
-развивать связную и грамматическую стороны речи;
- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];
-развивать диалогическую речь;
-развивать познавательную активность;
-развивать умение понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов;
-развивать творческое воображение;
-развивать коммуникативные навыки: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать инициативность, интерес к сотрудничеству детей и взрослого;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
Образовательные области:
Приоритетная – речевое развитие.
В комплексе: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
Детские виды деятельности: игровая, театрализованная, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы:
Игровой метод (прием загадывание аудио загадки, речевая подвижная игра «Лисья семейка»).
Поисковый метод (создание проблемной ситуации).
Словесный метод (рассказ о лисе, объяснение, чтение сказки и пересказ детьми сказки «Лис и мышонок»).
Наглядный метод (демонстрация дидактических картин с фразеологическими оборотами, интерактивная игра «Лиса»).
Практический метод (работа с интеллект – картами «Лиса»).
Оборудование:
- Ноутбук.
- Мультимедийный экран.
- Интеллект – карты «Лиса», простой карандаш на каждого ребенка.
- Маски лисы и мышонка.
- Дидактические картины с фразеологическими оборотами.
Структура занятия Методы и приемы | Продолжительность части | Деятельность педагога | Деятельность детей и предполагаемые результаты |
Вводная часть Организация детей. Установка на предстоящую деятельность. Игровой метод (прием загадывание аудио загадки) | 2 минуты | Воспитатель акцентирует внимание детей на голосе, предлагает прислушаться и внимательно послушать. (раздается тявканье лисицы) Воспитатель предлагает детям отгадать, чей голос они слышали. (собаки) После ответов детей, воспитатель спрашивает детей, хотят ли они узнать, кто это? (да) И предлагает послушать загадку: -Я сознаюсь, виновата: Я хитра и плутовата, Я в курятник вечерком Часто бегает тайком. -Кто это, ребята? | Проявляют заинтересованность, активно включаются в деятельность. Высказывают свои предположения. Проявляют познавательную активность, слушают загадку, называют отгадку, обосновывая и доказывая свои ответы. Радуются полученному результату. |
Поисковый метод (создание проблемной ситуации) Словесный метод (рассказ о лисе) | 20минут | Воспитатель спрашивает детей: -А вы знаете, почему лису прозвали лисой? (за рыжий мех, в старину лисий значило рыжий или желтоватый). Воспитатель дает новые знания о лисе. -А, знаете, как лису называют в сказках? (Лиса Патрикеевна, плутовка, хитрая) | Активно рассуждают, доказывают свою точку зрения. Применяют раннее полученные знания. Проявляют любознательность |
Наглядный метод (демонстрация дидактических картин) Словесный метод (объяснение) | Воспитатель предлагает игру «Объяснялки». Обращает внимание детей на картинки, которые лежат на столе и предлагает объяснить значение рисунка – почему так говорят.
| Активно включаются в игру. Проявляют инициативу и любознательность. Понимают и умеют объяснить значение фразеологического оборота. | |
Словесный метод (чтение сказки «Лис и мышонок», и пересказ детьми). | Воспитатель предлагает вспомнить и послушать сказку «Лис и Мышонок» и затем пересказать ее по ролям. Предлагает детям на выбор шапочки героев. | Желают взаимодействовать со сверстниками и взрослым. Изображают героев сказки, проявляют творческое воображение. | |
Активизация двигательной активности детей для снятия статического напряжения. Игровой метод (речевая подвижная игра) | Воспитатель предлагает детям игру. Речевая подвижная игра «Лисья семейка» Папа – лис, лисица – мама, Дом – нора у них, не яма. Там темно и тесновато, Но зато всегда лисята В безопасности резвятся, Деткам некого боятся. Если страшно детворе, Быстро спрячутся в норе. | Проявляют заинтересованность, активно включаются в игру. Снимается напряжение. Развивается мелкая моторика рук. Развивается речь. | |
Наглядный метод (демонстрация игры на экране) Практический метод (работа с интеллект – картами «Лиса») | Воспитатель предлагает детям подойти к столам, для работы с интеллект – картами интерактивной игры «Лиса» | Применяют раннее полученные знания о лисе. Дети выбирают, где живет лиса, чем она питается и как называют детенышей лисы. Придумывают короткий рассказ по своей карте. Развивается связная речь. | |
Часть логопеда Наглядный метод (демонстрация схемы на экране) | 6 минут | Давайте разберём слово «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога) Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а]) Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) Назовите первый слог. (ли.) Назовите второй слог. (. са) Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука) Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два) Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику (звук [л,] согласный, мягкий). Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику (звук [с] согласный, твёрдый). | Применяют раннее полученные знания о звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слова со звуком [л]. |
Заключительная часть Рефлексия деятельности. | 7минут | Воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность. -О каком животном говорили? (о лисе) Почему лиса называется лисой? В какие игры играли? Что понравилось? Что было трудным? Какую игру вы хотели бы поиграть еще? | Дети осознают свою причастность к полученному результату, систематизируют знания, полученные в ходе занятия. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А
Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...
"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.
Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Географическое положение Сибири. Народы Сибири».
Знакомство детей с культурой и бытом народов родного края....
Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...
Конкурс детских рисунков "Просторы Сибири" , посвященный году Театра
Победитель областного конкурса "Просторы Сибири" посвященный году Театра, Федосеева Алина была награждена поездкой в г. Новосибирск...
Праздничное мероприятие, посвященное Дню Сибири «Сибирь моя родная».
Сценарий праздника для старших и подготовительных групп....
Занятие по изучению народов Сибири в подготовительной группе. «Они живут в Сибири»
Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнамен...