Занятие "Путешествие по просторам Сибири"
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме

Любичева Елена Константиновна

Игра-путешествие, расширение знаний детей о народах, живущих вокруг Байкала, их быта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

(в подготовительной к школе группе)

Тема: «Путешествие по просторам Сибири»

Цель: Создать условия для развития речи детей через организованную деятельность.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Закреплять умения применять познавательные действия: анализ, синтез, обобщение, сравнения.
  2. Совершенствовать речь  как средство общения.
  3. Продолжать знакомить детей с культурой народов Сибири.
  4. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов; в употреблении существительных в творительном падеже.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать связную, грамматическую и звуковую стороны речи.
  2. Развивать познавательную активность; логическое мышление.
  3. Совершенствовать диалогическую форму речи.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать любознательность, активность, интерес к сотрудничеству.

Образовательные области:

Приоритетная – речевое развитие.

В интеграции: познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Наглядный метод: демонстрация картинок, просмотр фрагмента мультфильм, демонстрация интерактивной игры на экране.
  • Практические методы: дидактические упражнения.
  • Словесный метод в форме дидактической игры, упражнение в подборе определений, упражнение в подборе глаголов, решение логической задачи.
  •  Поисковый метод: поиск решения проблемной ситуации.
  • Игровой метод: пальчиковая игра – разминка, игра на развитие воображения, подвижная игра «Йохор – йохор – йохора»

Оборудование: 

  1. Мультимедийная доска;
  2. Проектор;
  3.   Разрезные картинки с изображением Пурги.
  4. Интерактивная игра «У Байкала мы живем»
  5. Интерактивная игра «Животные Сибири и их детеныши»

Предварительная работа: 

Просмотр мультфильма «В яранге горит огонь», просмотр презентации «Народы Байкала», беседы о народах Байкала и их жилищах. Рассматривание иллюстраций по теме. Заучивание пальчиковых гимнастик «Снежинка», «У Байкала мы живем», игры «Йохор – йохор – йохора»

Структура занятия

Методы и приемы

Продолжительность части

Деятельность педагога

Деятельность детей и предполагаемые результаты

Вводная часть

Организация детей.

Установка на предстоящую деятельность.

Поисковый метод - создание проблемной ситуации.

Практический метод: дидактическое упражнение

2  мин

Воспитатель обращает внимание детей на изменения в группе (стало прохладно в группе, на окне письмо прилипло), достает из конверта картинку, где изображены герои мультфильма «В яранге горит огонь», высыпает снег из конверта. Обращается к детям с вопросом:

-Как вы думаете, что случилось? От кого это письмо?

-Хотите узнать? Для этого нужно сложить из частей целое.

Воспитатель достает из конверта части разрезанной картинки с изображением Пурги.

Желают взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Проявляют  инициативу и любознательность, познавательную активность

Умеют пользоваться полученными навыками: собирают части в одно целое и узнают, кто послал им письмо.

Радуются  полученному результату

Основная часть

Создание условий для

 разнообразной познавательной и развивающей деятельности детей.

Словесный метод:  упражнение в подборе определений.

18 минут

Воспитатель достает записку, в которой написано, как найти следующий конверт с заданием.

(конверт находится в том месте, где течет вода)

-Дети, где у нас течет вода?

 Игра «Слова-определения»

Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм и охарактеризовать Пургу. Какая Пурга? (злая, жестокая, недобрая, коварная, плохая, страшная).

Воспитатель обращает внимание детей, что от таких слов стало как-то холодно и предлагает согреться.

Умеют логически мыслить

Отвечают на вопросы предложением.

Стараются правильно построить высказывание

Преумножился словарь определений

Игровой метод: пальчиковая игра – разминка.

Динамическая пауза:

активизация двигательной активности детей для снятия напряжения рук и пальцев

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»

Раз снежинка, два снежинка

И слепили мы снежок.

(Дети выставляют ладошки по очереди, имитируют движения)

Раз снежочек, два снежочек,

Получили колобок! (имитация движений)

Отряхнули дружно ручки (отряхивают руки)

С ножек отряхнули снег (отряхивают снег с ног)

И по хлопаем немножко (хлопают)

Кто-то хлопнет громче всех!

А теперь закрыли глазки

И представили метель: (закрывают глаза)

Завываем, задуваем, (дуют, воют)
Покружится нам не лень.(кружатся)

Покружились, покружились

И на землю опустились (кружатся и ложатся на ковер)

Воспитатель достает записку, в которой указано место, где находится следующий конверт.

(Конверт находится в том месте, где много красок, кисточек, пластилина и другого)

Развита мелкая моторика пальцев

Согласовывают слова с движением

Активизация имеющихся знаний.

Наглядный метод: просмотр фрагмента мультфильма.

Словесный метод: решение логической задачи

Игра «Логика»

Воспитатель читает задание, в котором рекомендуется посмотреть фрагмент мультфильма, в котором мать спрашивает Таюне, где же ее косы.

Воспитатель спрашивает об этом детей.

После выполненного задания воспитатель достает записку, которая помогает найти следующий конверт.

(конверт находится в том месте, где много  растений)

Стараются правильно построить высказывание

Умеют логически мыслить

Словесный метод  в форме дидактической игры: упражнение в подборе глаголов

Игра «Слова-действия»

Воспитатель предлагает детям вспомнить:

-что делали дети вначале мультфильма (ленились, лежали, не желали помогать матери).

-что они делали дальше (шли, засыпали, просыпались, забирались на гору, преодолевали трудности, метали стрелы, боролись с Тьмой-тьмущей, перебирались через пропасть, победили злую Пургу.)

Воспитатель достает записку, в которой указано место, где находится следующий конверт.

(Конверт находится в том месте, где можно рисовать)

Преумножился словарь глаголов

Умеют применять ранее полученные знания

Игровой метод: игра на развитие воображения.

Релаксация

Игра «Долина Дремы – лежебоки»

Воспитатель сообщает детям, что они попали в долину Дремы – лежебоки.

Звучит песня Дремы-лежебоки из мультфильма – дети ложатся на ковер и закрывают глаза.

Затем песня птички- красногрудки будит детей.

Воспитатель обращает  внимание детей на то, что разбудила их птичка – красногрудка. Предлагает детям поблагодарить ее.

(Следующий конверт с заданием находится в уголке здоровья, где есть обручи, мячи и кегли.

Дети представляют, что их усыпил Дрема – лежебока.

Умеет расслабляться, переключатся с одной деятельности на другую.

        Игровой метод: подвижная игра – разминка.

Активизация двигательной активности детей для снятия напряжения рук и пальцев

Подвижная игра. Разминка «Йохор – йохор – йохора»

Дети идут по кругу со словами:

Йохор – йохор – йохора

Похвалялась вся тайга:

Похвалялась Олениха:

-Я бреду по лесу тихо!

Похвалялась Нерпа:

-Я ныряю резво!

Похвалялся и медведь:

-Громче всех могу реветь!

Похвалялся Бурундук:

-Ягод у меня сундук!

Похвалялась Голомянка:

Я жирна и прячусь в ямке!

Похвалялась и Лиса:

-Всему лесу я краса!

Похвалялась Чайка:

-Как я, полетай-ка!

Соболь тявкал громче всех:

-На мне самый лучший мех!

А потом пришел и Лось:

-Ты мне хвастаться здесь брось!

Похвалялся Зайка:

-Следы заплутай-ка!

Прилетела вдруг Пурга: (воет)

Разбежались кто куда!

Воспитатель достает записку (конверт находится рядом с проектором на  столе)

Умеют переключатся с одного вида деятельности на другой.

Развиты творческие театральные способности.

Умеют показывать движения животного и отражать особенность голоса.

Согласовывают речь с движением

Наглядный метод: демонстрация интерактивной игры на экране.

Словесный метод: в форме дидактической игры: упражнение

Активизация имеющихся знаний  у детей

 Интерактивная игра

«Животные Сибири и их детеныши»

Проводит учитель-логопед.

Учитель сообщает детям, что Пурга разлучила не только олениху с олененком, но и других животных.

Медведицу – (с медвежонком); нерпу – (с нерпенком); лису, соболя, лосиху, зайчиху.

Учитель достает записку (конверт находится там, где можно включить музыку)

Употребляют слова в творительном падеже

Знают и называют детенышей

Наглядный метод: демонстрация интерактивной игры на экране.

Словесный метод: упражнение

Активизация имеющихся знаний у детей

Интерактивная игра

«У Байкала мы живем»

Воспитатель спрашивает детей:

-В какой стране мы живем? (Россия)

Как называется наш край? (Сибирь)

Как называется озеро самое чистое и красивое у нас?

Воспитатель предлагает посмотреть на (м/м) доску.

-Как называют коренных жителей нашего края? (буряты)

-Как называется жилье, в чем жили буряты? (юрта)

-Кто помнит на севере Сибири какие народы жили?  (эвенки, тунгусы, якуты, чукчи)

-Как называлось их жильё? (чум, яранга)

Воспитатель рассказывает детям, что русские поселились везде, вокруг Байкала.

-Как называется жилье, где жили русские? (дом, изба, хата)

Умеют применять ранее полученные знания

Отвечают на вопросы предложением.

Стараются правильно построить высказывание

Заключительная часть

Подведение итогов деятельности.

 «Итоги занятия»

-Чем мы с вами занимались?

(путешествовали, играли)

-Что понравилось больше всего?

-В какую игру хотели бы еще поиграть?

Рефлексия

Конспект занятия

(в подготовительной к школе группе комбинирующей направленности)

Тема: «Лиса – всему лесу краса»

Разработан воспитателем – Любичевой Еленой Константиновной, дополнено Тихоновой Светланой Геннадьевной – учителем - логопедом

Цель: создать условия для речевого развития и обобщения детьми знаний о лисе.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-систематизировать знания детей о лисе: где живет, об ее внешнем виде, как добывает пищу, об ее повадках;

-закреплять умения применять познавательные действия: анализ;

-совершенствовать речь как средство общения;

- уточнить произношение звука [л]. 

Коррекционно – развивающие:

-развивать связную и грамматическую стороны речи;

- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];

-развивать диалогическую речь;

-развивать познавательную активность;

-развивать умение понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов;

-развивать творческое воображение;

-развивать коммуникативные навыки: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать инициативность, интерес к сотрудничеству детей и взрослого;

- воспитывать самоконтроль за речью детей.

Образовательные области:

Приоритетная – речевое развитие.

В комплексе: познавательное, социально – коммуникативное развитие.

Детские виды деятельности: игровая, театрализованная, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы:

Игровой метод (прием загадывание аудио загадки, речевая подвижная игра «Лисья семейка»).

Поисковый метод (создание проблемной ситуации).

Словесный метод (рассказ о лисе, объяснение, чтение сказки и пересказ детьми сказки «Лис и мышонок»).

Наглядный метод (демонстрация дидактических картин с фразеологическими оборотами, интерактивная игра «Лиса»).

Практический метод (работа с интеллект – картами «Лиса»).

Оборудование:

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийный экран.
  3. Интеллект – карты «Лиса», простой карандаш на каждого ребенка.
  4. Маски лисы и мышонка.
  5. Дидактические картины с фразеологическими оборотами.

Структура занятия

Методы и приемы

Продолжительность части

Деятельность педагога

Деятельность детей и предполагаемые результаты

Вводная часть

Организация детей.

Установка на предстоящую деятельность.

Игровой метод (прием загадывание аудио загадки)

2 минуты

Воспитатель акцентирует внимание детей на голосе, предлагает прислушаться и внимательно послушать.

(раздается тявканье лисицы)

Воспитатель предлагает детям отгадать, чей голос они слышали. (собаки)

После ответов детей, воспитатель спрашивает детей, хотят ли они узнать, кто это? (да)

И предлагает послушать загадку:

-Я сознаюсь, виновата:

Я хитра и плутовата,

Я в курятник вечерком

Часто бегает тайком.

-Кто это, ребята?

Проявляют заинтересованность, активно включаются в деятельность.

Высказывают свои предположения.

Проявляют познавательную активность, слушают загадку, называют отгадку, обосновывая и доказывая свои ответы. Радуются полученному результату.

Поисковый метод (создание проблемной ситуации)

Словесный метод (рассказ о лисе)

20минут

Воспитатель спрашивает детей:

-А вы знаете, почему лису прозвали лисой? (за рыжий мех, в старину лисий значило рыжий или желтоватый). Воспитатель дает новые знания о лисе.

-А, знаете, как лису называют в сказках? (Лиса Патрикеевна, плутовка, хитрая)

Активно рассуждают, доказывают свою точку зрения.

 Применяют раннее полученные знания.

Проявляют любознательность

Наглядный метод (демонстрация дидактических картин)

Словесный метод (объяснение)

Воспитатель предлагает игру «Объяснялки». Обращает внимание детей на картинки, которые лежат на столе и предлагает объяснить значение рисунка – почему так говорят.

  1. Лиса считает ворон, и ученик «считает ворон».
  2. Лиса подметает хвостом, как метлой – заметает следы.
  3. Лиса с хитрыми глазами – хитер, как лиса.

Активно включаются в игру.

Проявляют инициативу и любознательность.

Понимают и умеют объяснить

значение фразеологического оборота.

Словесный метод (чтение сказки «Лис и мышонок», и пересказ детьми).

Воспитатель предлагает вспомнить и послушать сказку «Лис и Мышонок» и затем пересказать ее по ролям. Предлагает детям на выбор шапочки героев.

Желают взаимодействовать со сверстниками и взрослым.

Изображают героев сказки, проявляют творческое воображение.

Активизация двигательной активности детей для снятия статического напряжения.

Игровой метод (речевая подвижная игра)

Воспитатель предлагает детям игру.

Речевая подвижная игра «Лисья семейка»

Папа – лис, лисица – мама,

Дом – нора у них, не яма.

Там темно и тесновато,

Но зато всегда лисята

В безопасности резвятся,

Деткам некого боятся.

Если страшно детворе,

Быстро спрячутся в норе.

Проявляют заинтересованность, активно включаются в игру.

 Снимается напряжение.

Развивается мелкая моторика рук.

Развивается речь.

Наглядный метод (демонстрация игры на экране)

Практический метод (работа с интеллект – картами «Лиса»)

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, для работы с интеллект – картами интерактивной игры «Лиса»

Применяют раннее полученные знания о лисе.

Дети выбирают, где живет лиса, чем она питается и как называют детенышей лисы.

Придумывают короткий рассказ по своей карте.

Развивается связная речь.

Часть логопеда

Наглядный метод (демонстрация схемы на экране)

6 минут

Давайте разберём слово «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (ли.)

Назовите второй слог. (. са)

Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику (звук [л,] согласный, мягкий).

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику (звук [с] согласный, твёрдый).

Применяют раннее полученные знания о звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слова со звуком [л].

Заключительная часть

Рефлексия деятельности.

7минут

Воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность.

-О каком животном говорили? (о лисе)

Почему лиса называется лисой?

В какие игры играли?

Что понравилось?

Что было трудным?

Какую игру вы хотели бы поиграть еще?

Дети осознают свою причастность к полученному результату, систематизируют знания, полученные в ходе занятия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.

Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...

Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...

Конкурс детских рисунков "Просторы Сибири" , посвященный году Театра

Победитель областного конкурса "Просторы Сибири" посвященный году Театра, Федосеева Алина была награждена поездкой в г. Новосибирск...

Праздничное мероприятие, посвященное Дню Сибири «Сибирь моя родная».

Сценарий праздника для старших и подготовительных групп....

Занятие по изучению народов Сибири в подготовительной группе. «Они живут в Сибири»

Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнамен...