Занятие по изучению народов Сибири в подготовительной группе. «Они живут в Сибири»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал к занятию:
Костюм шамана, бубен, колотушка; девичей костюм Прибайкальской бурятки; конверты с заданиями; иллюстрации – медведь, лошадь, юрта; образцы орнаментов; клей заготовки орнаментов, салфетки, куклы (заготовленные заранее); аудиодиски с этнической музыкой.
Ход занятия
Дети входят под музыку в зал, садятся на стульчики.
- Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций.
Под музыку входит взрослый в костюме шамана. Исполняет танец шамана.
- Дети, вы знаете, кто к нам пришел? (шаман)
- Как вы узнали, что это шаман? (у шамана в руках бубен, колотушка. Шаманский костюм – шапки углом, украшен костюм разными деталями).
- Что вы знаете о шаманах? (Шаманом просто так нельзя было стать. Или становились только люди, у которых папа, мама или дедушка с бабушкой были шаманами. Первый шаман появился, когда его ударила молния. Если у людей случалась какая-нибудь беда или радость. Всегда звали шамана. Он был как врач. Собирал разные растения, сушил их, давал лечиться людям. Или, например, если не было дождя или, наоборот, дождь слишком долго шел, шаман исполнял свои танцы специальные, чтобы все прекратилось).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по изучению народов Сибири в подготовительной группе.
«Они живут в Сибири»
Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал к занятию:
Костюм шамана, бубен, колотушка; девичей костюм Прибайкальской бурятки; конверты с заданиями; иллюстрации – медведь, лошадь, юрта; образцы орнаментов; клей заготовки орнаментов, салфетки, куклы (заготовленные заранее); аудиодиски с этнической музыкой.
Ход занятия
Дети входят под музыку в зал, садятся на стульчики.
- Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций.
Под музыку входит ребенок в костюме шамана. Исполняет танец шамана.
- Дети, вы знаете, кто к нам пришел? (шаман)
- Как вы узнали, что это шаман? (у шамана в руках бубен, колотушка. Шаманский костюм – шапки углом, украшен костюм разными деталями).
- Что вы знаете о шаманах? (Шаманом просто так нельзя было стать. Или становились только люди, у которых папа, мама или дедушка с бабушкой были шаманами. Первый шаман появился, когда его ударила молния. Если у людей случалась какая-нибудь беда или радость. Всегда звали шамана. Он был как врач. Собирал разные растения, сушил их, давал лечиться людям. Или, например, если не было дождя или, наоборот, дождь слишком долго шел, шаман исполнял свои танцы специальные, чтобы все прекратилось).
Шаман:
- Я искал вас долго, дети,
За Байкал ведь вы в ответе.
Очень сердится Байкал
И вопросы нам послал!
Если все удастся вам,
Успокоим мы Байкал!
- Поможем, ребята?
Шаман достает сумку с заданиями в конвертах.
1 задание: загадывает загадку, и найдите к ней отгадку: «Дом без крыши и трубы» (юрта).
- в каких юртах жили буряты? (Иллюстрация юрты. Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто
Переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Состояли они из 6-8 стенок, а посередине устанавливались балки, чтоб поддерживать юрту. Для установки юрты использовали конский волос, потому что они при намокании не растягивались).
- А как располагались вещи и предметы в самой юрте?
Рассказ по картине. Посередине у них было почетное место, где стояли божества, которым верили.
Левая сторона (при входе) считалась мужской, а правая – женской. И если приходили гости, то их всегда принимали на мужской стороне. На мужской стороне хранились принадлежности для лошадей, охоты. Здесь же вдоволь стены стояли одна, две кровати. Богатым считался тот человек, у кого были кровати из кедра. Иногда делали большие кровати, если людей в семье было много. Старики обычно клали себе несколько матрасов, а молодые – один – спать на твердом считалось полезным для здоровья. Почти напротив входа стояли сундуки с украшениями и празднично одеждой. Сундуки украшались орнаментами. На женской стороне размещались предметы, которые относились к кухне. Потому что женщина занималась хозяйством. Люди, гости, которые были более уважаемы, садились подальше от двери, та часть юрты была более почетна.
Ребенок рассказывает стих:
У дверей стоит хозяин.
И приветлив, и радушен.
В доме гость главнее Бога –
Так велит степной закон.
Ты отведал вкусной позы,
Ты арсой запил свой ужин.
Не забудь, как щедр хозяин,
Если гостем будет он!
- Как вы считаете, уважаемый шаман, мы справились с заданием? Шаман ударяет в бубен.
2 задание:
Предварительный просмотр:
Занятие по изучению народов Сибири
в подготовительной группе.
«Они живут в Сибири»
Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал к занятию:
Костюм шамана, бубен, колотушка; девичей костюм Прибайкальской бурятки; конверты с заданиями; иллюстрации – медведь, лошадь, юрта; образцы орнаментов; клей заготовки орнаментов, салфетки, куклы (заготовленные заранее); аудиодиски с этнической музыкой.
Ход занятия
Дети входят под музыку в зал, садятся на стульчики.
- Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций.
Под музыку входит взрослый в костюме шамана. Исполняет танец шамана.
- Дети, вы знаете, кто к нам пришел? (шаман)
- Как вы узнали, что это шаман? (у шамана в руках бубен, колотушка. Шаманский костюм – шапки углом, украшен костюм разными деталями).
- Что вы знаете о шаманах? (Шаманом просто так нельзя было стать. Или становились только люди, у которых папа, мама или дедушка с бабушкой были шаманами. Первый шаман появился, когда его ударила молния. Если у людей случалась какая-нибудь беда или радость. Всегда звали шамана. Он был как врач. Собирал разные растения, сушил их, давал лечиться людям. Или, например, если не было дождя или, наоборот, дождь слишком долго шел, шаман исполнял свои танцы специальные, чтобы все прекратилось).
Шаман:
- Я искал вас долго, дети,
За Байкал ведь вы в ответе.
Очень сердится Байкал
И вопросы нам послал!
Если все удастся вам,
Успокоим мы Байкал!
- Поможем, ребята?
Шаман достает сумку с заданиями в конвертах.
1 задание: загадывает загадку, и найдите к ней отгадку: «Дом без крыши и трубы» (юрта).
- в каких юртах жили буряты? (Иллюстрация юрты. Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто
Переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Состояли они из 6-8 стенок, а посередине устанавливались балки, чтоб поддерживать юрту. Для установки юрты использовали конский волос, потому что они при намокании не растягивались).
- А как располагались вещи и предметы в самой юрте?
Рассказ по картине. Посередине у них было почетное место, где стояли божества, которым верили.
Левая сторона (при входе) считалась мужской, а правая – женской. И если приходили гости, то их всегда принимали на мужской стороне. На мужской стороне хранились принадлежности для лошадей, охоты. Здесь же вдоволь стены стояли одна, две кровати. Богатым считался тот человек, у кого были кровати из кедра. Иногда делали большие кровати, если людей в семье было много. Старики обычно клали себе несколько матрасов, а молодые – один – спать на твердом считалось полезным для здоровья. Почти напротив входа стояли сундуки с украшениями и празднично одеждой. Сундуки украшались орнаментами. На женской стороне размещались предметы, которые относились к кухне. Потому что женщина занималась хозяйством. Люди, гости, которые были более уважаемы, садились подальше от двери, та часть юрты была более почетна.
Ребенок рассказывает стих:
У дверей стоит хозяин.
И приветлив, и радушен.
В доме гость главнее Бога –
Так велит степной закон.
Ты отведал вкусной позы,
Ты арсой запил свой ужин.
Не забудь, как щедр хозяин,
Если гостем будет он!
- Как вы считаете, уважаемый шаман, мы справились с заданием? Шаман ударяет в бубен.
2 задание: Про какое животное можно так сказать?
Трусливый как (заяц)
Проворный, как (белка)
Хитрый, как (лиса)
Сильный как (медведь)
Кем является медведь для бурятов? (Медведь на бурятском языке – бабагай. Можно сказать «могучий дядя», «дедушка», «старший брат», «мать-отец».
Медведь считался священным зверем, буряты его считали сильнее любого шамана. Есть такое выражение «Медведь выше полете шамана». Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли «священным деревом». Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря, и люди считали, что когда медведь, выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты).
- Что вы можете сказать о роли коня в жизни бурятов? (Буряты не мыслили себя без коней. Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость.
О конях буряты знают ну просто все. Очень много обычаев, сказок, легенд, ласковых слов они придумали для лошадей. Буряты никогда не были, не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару ив холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребенок уже умел скакать на коне).
- Справились мы со вторым заданием? Шаман согласен – бьет в бубен.
3 задание: показ иллюстраций с орнаментом. Что это? (орнаменты мы видим везде. Обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек «подсмотрел» орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы).
Дидактическая игра «Выбери орнамент» (найти бурятские орнаменты среди многих других).
Ребенок: «Пусть чуткие, гибкие пальцы.
Вышьют искристый и светлый узор,
Чтобы песни, сказки старинные.
Достойное место в узоре нашли».
- Этим стихотворением сказано из чего создавались орнаменты – из сказок, песен и всегда соответствовали народу, который его мастерил. Шаман ударяет в бубен, подтверждая окончание заседания.
4 задание: какие игры народов Сибири вы знаете? (Раньше у детей не было так много игрушек. Они развлекались по-другому (скачки, прыжки, играли тем, что было под рукой).
Самая любимая игра: ЛОДЫЖКИ – бараньи косточки. И с детства играли в шахматы. Исполняли люди танцы вокруг костра, священного дерева, горы. Ёрдынские игры).
- Как называется бурятский народный танец? (Ёхор). Дети рассказывают стихотворения.
1-й ребенок: И весну, и Новый год, Славит Ёхор-хоровод. Как великое богатство, Бережет его народ. Долго, трудно танцевать. Ну, да нам не привыкать!
2-й ребенок: Наш бурятский хоровод. Взяться за руки зовет. Если встанешь с нами в круг, значит, ты – хороший друг! Исполняется танец «Ёхор»
- Уважаемый шаман, понравилось? Справились мы с заданиями? Предлагаю детям пройти в нашу творческую мастерскую и продолжить украшать самодельных кукол орнаментами народов Сибири. (Продуктивная деятельность детей).
Оформление выставки «Они живут в Сибири».
- А теперь выступление – бурятский танец «Цветок Байкала» (танцует девочка в бурятском костюме).
- Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. И узнали много интересного и познавательного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Братск - легенда Сибири" в подготовительной группе
Занятие интегрируется через образовательные области "Познание", "Социализация", "Труд", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы" и преследует цели и задачи:Уточн...
Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе
Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе...
Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе
Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе...
Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...
Занятие по изучению пожарной безопасности ( Дети подготовительной группы в гостях у малышей )
Тема: «Спички – это опасно»Цель: 1 Дать детям понятие о пользе и вреде огня.2 Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последовательности, правилами пожарной без...
Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты народов мира" для подготовительной группы
Конспект является авторской разработкой, может использоваться музыкальными руководителями, воспитателями....
Нравственно-патриотический проект для детей подготовительной группы «Мы живем в Сибири»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка....