«Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_russkih_skazok.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по русским народным сказкам»
Программное содержание:
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
- Учить узнавать сказку по заданию.
- Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
- Вспомнить порядок появления героев в сказках.
- Развивать умение действовать согласованно.
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
- Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, разучивание пословиц, знакомство с пальчиковой гимнастикой и физкультминуткой.
Материал:
Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), костюм сказочницы для педагога, презентация по теме занятия, мультфильм «Горе не беда», стенд с книгами, групповое оборудование в стиле деревенской избы.
Ход занятия:
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Алёнушка. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим.
Воспитатель: И я очень люблю.
А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель.
А где живут сказки?
Дети: В голове и в книгах.
Воспитатель:
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети:
Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Воспитатель.
Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, (энергично сжимать и разжимать пальцы)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (Дети поочередно загибают пальчики.)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши)
Воспитатель.
Дети, кто знает почему некоторые сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
Воспитатель. Верно. Сказки, которые сочинил народ, называются – народными. А сегодня я вас приглашаю в путешествие по русским народным сказкам.
Физкультминутка.
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Если вы отгадаете о какой сказке пойдёт речь, то на экране появится ответ.
(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)
- Вот первая русская народная сказка, в этой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? И что же они вытащили? («Репка».)
- Вот другая сказка, там были старик со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? Кого съела лиса? («Колобок».)
- А вот эту сказку помните… Мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? (лягушка – квакушка) Что развалил медведь? («Теремок».)
- А вот четвертая сказка. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Заюшкина избушка».)
- Вот вам потруднее задание. Жила была коза, жила да поживала в лесу, уходила коза есть траву шелковую, пить воду студеную, а деток оставляла одних, и кто - то пришёл и съел шестерых козлят. Кто съел козлят? Как называется сказка? (Волк и семеро козлят)
- Ну и последняя сказка: Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. Родители наказывали дочке: «Будь умна, береги братца, не ходи со двора». А девочка заигралась, и получилось так, что братец оказался у бабы яги. Как звали девочку и мальчика? (Маша и Ваня). Как попал Ваня к бабе яге? (его отнесли гуси – лебеди). Кто помог Машеньке найти Ванечку и вернуться с ним домой? (Яблонька, молочная речка, ёжик и печка). Как называется сказка? (гуси – лебеди).
Воспитатель: Молодцы какие. Давайте отдохнём.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, раз, два,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель.
Все вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Воспитатель.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
А на лавочке есть загадочки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
1.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2.
В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
(Баба-Яга)
3.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка)
4.
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
(Репка)
Воспитатель.
Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Вы представляете друзья
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Сказки: Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Три медведя, два – Мороза, Каша из топора, Морозко, По щучьему веленью).
Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель.
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А теперь…
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Воспитатель.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
(Дети смотрят сказку «Горе не беда» на компьютере)
Воспитатель:
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
(Дети прощаются и уходят в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"
Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...
Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"
В этом конспекте занятия закрепляются знания о старинном русском быте....
Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"
Досуг в подготовительной группеТема: «Путешествие по русским народным сказкам» ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н. Цели:- закрепить знания дет...
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....