Конспект НОД по Развитию речи для детей 6-7лет по теме «Стихотворение С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Сохранять здоровье детей, используя ф/м; учить анализировать текст стихотворения, учить читать наизусть, интонационно передавать нежность, любование зимней природой, познакомить с авторским прочтением, исполнением текста разными чтецами; передавать образ зимней природы через детские рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_6.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Развитию речи для детей 6-7лет по теме «Стихотворение С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание».

Задачи: сохранять здоровье детей, используя ф/м; учить анализировать текст стихотворения, учить читать наизусть, интонационно передавать нежность, любование зимней природой, познакомить с авторским прочтением, исполнением текста разными чтецами; передавать образ зимней природы через детские рисунки.

Оборудование: ёлочки, берёзки для «зимнего леса», фото с изображением зимних пейзажей, слайды с изображением берёзы, изделий из бересты, картон синий или тонированная бумага, гуашь.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

Дети: О зиме. (слайд 2, «Зима»)

Воспитатель: Что за скакуны в этой тройке?

Дети: Зимние месяцы.

Воспитатель: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

В. А какой месяц сейчас?

Воспитатель: Верно. Назовите признаки зимы?

Дети: Снег, мороз, холод, вьюга, и т. д.

Вы правильно назвали признаки зимы, прямо как на этом фото).

  1. Наш старый знакомый Старичок-Лесовичок приглашает сегодня  в зимний лес полюбоваться  природой, а чтобы попасть туда нужно превратиться в снежинок и  поиграть со старичком в игру.

В воздухе морозном (кружатся на носочках.)

Падают на землю (медленно приседают, руками)

Кружевные звезды (показывая плавное падение снежинок.)

Вот одна упала, (встают, ловят воображаемую

На мою ладошку. (снежинку на ладошку.)

Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают «снежинку»)

Подожди немножко. (на ладони другой ладошкой.)

Вот мы и оказались в лесу. Зимой один день не похож на другой. Вспомните, если метёт метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? (серым, сереневатым). А деревья? (Серые или даже чёрные). Как они выглядят? Что с ними происходит? А когда морозная, тихая, солнечная погода, что можно сказать о снеге? Какой он? Вот и наша ёлочка заблестела, засверкала, словно множество разноцветных огоньков зажглись на ней. Много деревьев в лесу, но вряд ли можно представить  русский лес без берёз, без березовой рощи. Вот и эта белая берёзка нарядилась в зимнюю шубку, и теперь не страшны ей метели и морозы. Давайте сейчас вместе со Старичком-Лесовичком  отправимся в фотогалерею. (Дети садятся на стульчики возле экрана). (Слайды берёзы).  Воспитатель: Издавна русский народ любовался берёзой – символом России, чистоты символом счастья. Да и само слово «береза» означает «беречь», берёза -  Берегиня. Поначалу березу считали символом плодородия и здоровья, а потом уже стали ассоциировать с женским началом и девичьей красотой.  

 О красоте русской природы написано много стихотворений.

Российским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину. (Слайд портрета Есенина). В его стихотворениях она вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом. Послушайте сейчас стихотворение С.Есенина «Берёза», которое исполнит сам автор, обратите внимание какими выразительными словами говорит о снеге поэт в своём стихотворении? После прочтения: («принакрылась снегом, точно серебром», «на пушистых ветках снежною каймой, распустились кисти белой бахромой») сравнивает снег с серебром, снег, как белая бахрома.

Диалог детей: Как ты думаешь, любит ли поэт родную природу?

Поэт говорит о берёзе, как о живом человеке. Диалог: Из каких слов это видно? (принакрылась снегом, стоит берёза в сонной тишине).

Восп.-ль: В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки в золотом огне.

 Диалог детей: Как вы понимаете эти слова? Что значит горят? Как сказать по-другому?

Дети: Блестят, сверкают.

  1. Ф/м: С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

 мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

  1. Восп.-ль: перед тем, как вы прослушаете  стих-е ещё раз, но уже в исполнении другого чтеца, подумайте, какое чувство оно у вас вызывает, каким голосом нужно рассказывать о берёзе? (Чтение стих.-я неизвестным чтецом).

После прочтения в диалоге дети отвечают на поставленные вопросы.

Затем пригласить детей к мольберту с пейзажами. «Какой из этих зимних пейзажей подошёл бы к стихотворению «Берёза?» Диалог: Объясни, почему ты так думаешь? В какую погоду любовался берёзой поэт?

Может быть кто-то уже запомнил некоторые строчки? Давайте попробуем вместе прочесть это стих-е так же нежно и выразительно. (Читаем вместе стих-е).

  1. Ребята, помните, осенью мы придумывали сказку о том, как прощалась берёзка с последними  листьями, как грустила и плакала? А сейчас нашу берёзку укутал в тёплую шубу снежок. Давайте придумаем нежную сказку «Снежок и берёзка», ведь в сказке всё может быть: деревья могут говорить и дружить со снегом. Постарайтесь, чтобы ваша сказка получилась нежной.                  

   Дети выполняют задание.

  1. Пригласить опять в фотогалерею. Показ слайдов изделий из бересты.

Карельская береза - ценный материал для изготовления мебели.

Изделия из бересты являются символом одной из русских традиций. На сегодняшний день многие предметы из бересты дошли до нас в своем первоначальном виде, но некоторые предметы сейчас более усовершенствованные и современные. Многие изделия, например, шкатулки из бересты широко используются в современном интерьере. А некоторые экземпляры берестяных изделий можно по праву считать настоящим произведение искусства и русских традиций. Плетение — наиболее древний способ обработки бересты. Из узких полосок ее, как и из липового лыка, на Руси повсеместно изготавливали непромокаемую обувь (лапти, сапоги), заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, туеса, посуду, домашнюю утварь и даже детские игрушки.

  1. А теперь я хочу вам предложить нарисовать свою зимнюю сказку в альбоме.

Дети рисуют под спокойную музыку. Белыми красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники....

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.Задачи. Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой,...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: «Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Это конспект занятия по развитию речи с элементами экспе...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет  «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: «Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Это конспект занятия по развитию речи ...

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Заучивание стихотворения Татьяны Шапиро «Я в солдатики играю…».

Предлагаю вашему вниманию конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. К конспекту прилагается мнемотаблица для заучивания стихотворения Т. Шапиро "Я в солдатики играю..."...