Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет
«Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет
«Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»
Тип занятия | Занятие творческого применения знаний и умений |
Вид занятия | Занятие-игра |
Цель занятия | Расширять представления детей о железной дороге и железнодорожных профессиях на основе произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». |
Программные задачи | Формировать представление детей об окружающем мире, множества городов нашей Родины – России. Познакомить с картой России. Закреплять умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Соотносить действия людей с их профессией, понимать важность и значимость профессиональной деятельности для общества. Активизировать словарь детей при помощи песен, загадок, стихов. Упражнять детей в выразительности рассказывания по ролям и коротких диалогов. Развивать творческую активность в процессе проигрывания произведения. Воспитывать качества личности: ответственность, патриотизм, уважение. Учить понимать юмористический характер произведения. |
Методы и приемы | Наглядные, словесные, практические |
Предварительная работа | Чтение произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», заучивание с детьми отрывков из рассказа, заучивание песен человека рассеянного, проводниц, дежурного по вокзалу, осмотрщика пути. |
Части занятия и их длительность | Организационный момент – 2 мин, основная часть – 15 мин, заключительная часть – 3 мин. |
Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала | Железнодорожная форма для машиниста, кассира, проводниц, дежурного по вокзалу (сигналы светофора: красный и желтый), осмотрщика пути (оранжевый жилет, пояс с инструментами), напольная железная дорога, плоскостной вагон, касса, билет, буфет, бутылка кваса, колокольчик, восковой мелок. Для рассеянного: сумка, чемодан, зонт, перчатки, сковорода, два разных по размеру пальто, ботинки, рубашка, гамаши, брюки, шляпа, очки. Для жены рассеянного: халат, тапочки, коляска с куклой. Интерьер квартиры: кровать, вешалка с вещами и т.п. Словарь детей: диспетчер, кассир, проводник, дежурный по вокзалу, осмотрщик пути, машинист, вагоновожатый. |
Виды детской деятельности | Восприятие художественной литературы |
Ход игровой деятельности
На стене висит карта России. Воспитатель предлагает рассмотреть карту.
Вопросы воспитателя:
- Какая страна изображена на карте? (Россия – наша Родина)
- Назовите столицу нашей родины? (Город Москва)
- А в каком городе мы живем? (В Уссурийске – наша малая Родина, там, где мы родились)
- А какие города нашей России вы знаете? (Дети называют.)
Воспитатель: В нашей стране России очень много городов, и они находятся на очень дальнем расстоянии друг от друга.
- А как попасть из одного города в другой? (На транспорте: автомобиль, самолет, поезд).
Правильно, один из быстрых способов попасть в другой город – это на поезде. Поэтому люди придумали железную дорогу.
- Из чего состоит поезд? (Локомотив и вагоны)
(Воспитатель показывает картинку пассажирского поезда)
Загадка:
Я зашел в зеленый дом,
Но не долго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Поезд)
- А какой еще вы знаете транспорт, который ездит по рельсам? (Трамвай)
(Воспитатель показывает картинку трамвая)
- Правильно, трамвай ездит по рельсам – это городской транспорт. Управляет трамваем вагоновожатый. Днем трамвай развозит пассажиров по городу по определенному маршруту, а ночью он отправляется в депо на отдых.
Когда трамвай ездит, то его сопровождает такой звук (Звон колокольчика)
Загадка:
Шумный городской вагон –
Пассажиров любит он.
Видишь рельсы – не зевай!
Здесь работает… (Трамвай)
Ребята, есть такой рассказ, его написал Самуил Маршак «Вот какой рассеянный», который жил в городе Ленинграде, сейчас этот город переименовали Санкт-Петербургом. И как-то раз он собрался поехать на поезде в Москву. Я вам предлагаю обыграть этот рассказ. А потом вы мне расскажите, почему этого человека назвали рассеянным? (Дети выбирают рассеянного и его жену)
(В группе стоят атрибуты квартиры - в одном углу, атрибуты ж/д вокзала (касса, буфет, железная дорога, вагон) – в другом углу, на полу полукругом нарисованы «рельсы для трамвая»); (остальные дети садятся на стульчики)
Часть 1 (действия в квартире)
Воспитатель:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
(Человек рассеянный зевает, садится на кровать, потягивается, трет глаза, берет брюки)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки. (Сидит на кровати, надевает брюки на руки)
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
(Подбегает жена, дает рубашку, помогает одеваться правильно, звучит быстрая мелодия)
Стал натягивать гамаши – (надевает гамаши)
Говорят ему:
Жена: «Не ваши» (забирает гамаши, подает брюки, помогает одевать правильно, звучит быстрая мелодия, звучит быстрая мелодия)
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
(Натягивает перчатки на ноги, подбегает жена, стягивает перчатки с ног, дает ботинки, звучит быстрая мелодия)
Надевать он стал пальто - (надевает маленькое пальто)
Говорят ему:
Жена: «Не то!» (Забирает маленькое пальто, дает другое)
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
(Хватает чемодан, сумку, надевает сковороду, подбегает жена, забирает сковороду, дает зонт, отправляет, машет рукой вслед)
Воспитатель: Наконец-то наш рассеянный оделся, но пока он так долго одевался, опоздал на трамвай, который ехал до железнодорожного вокзала. Ребята, давайте поможем рассеянному и довезем его на нашем трамвае. Вот рельсы, мы станем в две полосы по рельсам. Я буду вагоновожатым – управлять трамваем, Рассеянный внутри него, а ваша главная цель – строго идти по рельсам.
Воспитатель (при движении)
Этот город запылённый
Большей радости не знал,
Чем пустить трамвай зелёный
От Бассейной на вокзал.
И по рельсовой дороге
Он по городу бежал,
Разогнав стальные ноги,
Мелодично дребезжал.
(Звенит колокольчик)
Человек рассеянный:
Глубокоуважаемый вагоноувожатый
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало, мне надо выходить,
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить.
Воспитатель:
Вожатый удивился,
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
(Дети снова садятся на стульчики, кассир и буфетчица становятся на свои «рабочие места»)
Раздается голос диспетчера:
«Внимание, внимание, поезд Ленинград – Москва отправляется через пять минут».
(Звучит быстрая музыка, рассеянный бегает из кассы в буфет, из буфета в кассу, наконец, покупает билет в кассе и квас в буфете)
Воспитатель:
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.
(Садится в отцепленный вагон, засыпает).
А мы давайте поиграем.
Физкультминутка. «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Идут мимо вагона две проводницы, поют песню.
Песенка Проводниц (под фонограмму песни «О белых медведях»)
1. В железнодорожной форме,
Красивые ресницы,
Кто же мы такие? -
Девчонки проводницы.
Вы к нам с любой проблемой
Спешите подойти,
Любую неисправность
Мы устраним в пути.
2. Мы рады пассажирам,
Встречаем на перроне,
Билеты проверяем,
Разносим чай в вагоне.
Следим мы за порядком
И будим всех людей,
Чтоб каждый вышел вовремя
На станции своей.
Рассеянный: Это что за полустанок?
Воспитатель:
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
Проводницы: Это город Ленинград.
Воспитатель: Он опять поспал немножко (Рассеянный опять уснул)
Идет мимо Дежурный по вокзалу, поет песню.
Рассеянный:
Что за станция такая –
Дибуны или Ямская? –
Воспитатель: А с платформы говорят:
Дежурный: Это город Ленинград.
Воспитатель: Он опять поспал немножко. (Рассеянный уснул)
Идет обходчик пути, поет песню:
Это что за остановка,
Бологое иль Поповка? –
Воспитатель: А с платформы говорят:
Осмотрщик: Это город Ленинград!
Рассеянный:
Это что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград?! (Спрашивает у зрителей, они отвечают)
Все:
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Воспитатель: Ребята, объясните рассеянному, почему же он оказался в Ленинграде, а не в Москве, куда он собирался поехать! Ведь он и билет купил?
(Потому что рассеянный сел в отцепленный вагон. А вагон без локомотива не может ехать. А локомотивом управляет машинист).
Ребята, правильно. Но что бы ездили поезда по железной дороге, нужен не только машинист, но и много других людей, профессии которых называются одним словом – железнодорожники. Какие профессии мы сегодня обыграли? (Проводницы, дежурный по вокзалу, обходчик пути, кассир, диспетчер).
А кто управляет трамваем? (Вагоновожатый)
Воспитатель: Но что же делать с рассеянным? Как ему помочь? Давайте поиграем в «Поезд» и довезем рассеянного. Игра на внимание: когда я скажу «Локомотив» - вы все цепляетесь друг за другом и едите за машинистом, а когда скажу «Вагоны» - вы врассыпную танцуете под музыку.
Выходит машинист, становится первым. Остальные – вагоны. Дети цепляются друг за друга и играют под песню «Мы в поезде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711743-1447871102.jpg)
Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.Задачи. Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой,...
Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»
предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: «Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Это конспект занятия по развитию речи с элементами экспе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/08/picture-1148416-1559983720.jpg)
Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»
предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: «Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Это конспект занятия по развитию речи ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-494162-1412765455.jpg)
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается».
Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.Ход проведения:I. Организационный моментДети заходят в зал и присаживаются на стульчики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-779880-1477802774.jpg)
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Чтение стихотворений С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки».
Конспект занятияпо развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Чтение стихотворений С.Я. Маршакаиз цикла «Детки в клетки»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/15/picture-1131920-1597479330.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Бесседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». Старшая группа
Конспект занятия по развитию речи «Бесседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». Провела Се...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/10/picture-1528848-1720634687.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме "Чтение стихотворений об осени.Составление рассказов - описании игрушек"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме "Чтение стихотворений об осени.Составление рассказов - описании игрушек"....