Использование здоровьесберегающих технологий в познавательно-речевой деятельности детей
статья по развитию речи на тему
Одна из основных задач дошкольного образования - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. К сожалению, в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в познавательно-речевой деятельности детей
Азарова И. П., воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»
Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы,
растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его.
В. Гюго
Одна из основных задач дошкольного образования - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. К сожалению, в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Кроме того, на сегодняшний день особенно актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста , т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал. Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
В своей работе, на занятиях по развитию речи, я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, глазотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, самомассаж и т.д. и применяю следующую схему построения занятий:
- в организационный момент я включаю психофизические упражнения, психогимнастику;
- в ходе занятий предусматриваются артикуляционные, мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения, пальчиковые игры;
- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико – грамматического строя речи;
- физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей.
- артикуляционная разминка: Подбираю разминки в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности.
Для этого у меня имеется подборка таких разминок:
«Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д. (упражнения на разминку мышц шеи), «Фыркающая лошадь», «Пятачок» и т. д.(упражнения для губ), «Самый длинный язычок», «Иголочка», «Лопаточка» и т.д.(упражнения для языка, расслабления артикуляционного аппарата.)
- пальчиковая гимнастика « Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики» (разминка каждого пальчика) «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки», «Домик», «Цветные крышечки Светофорика», «Слонёнок-топотушка», «Весёлые вертушки», «Лабиринты здоровья».
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, его способностей и дарований С.А. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
- физкультурные минутки
Это форма двигательной нагрузки, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Я стараюсь использовать их в соответствии с тематикой , подобранные таким образом динамические паузы снимают утомление детей в процессе познавательной деятельности, и при этом у них не теряется интерес к дальнейшей работе, не прерывается логическая цепочка.
- дыхательная гимнастика.
В своей практике использую разнообразные игровые приемы дыхательной гимнастики «Водное поло», «Бульбульки», «Бабочка, лети!», «Кто быстрее».
- фонематический слух необходим, чтобы четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношение очевидна. Правильно услышал - безошибочно написал. Для развития речевого внимания и фонематического слуха использую в своей практике упражнения: «Играй-ка различай-ка», «Угадай и купи» ,«Собери бусы» (нанизываем бусинки на нитку и называем слова на определенный звук), «Парочки», «Мы едем, едем, едем», игры на звукоподражание.
- кинезиология
Я пытаюсь соединить двигательные упражнения с рифмованными стихотворениями на заданную тематику, которые можно проговаривать во время проведения пальчиковых кинезиологических упражнений. Движения перекрёстного характера лучше использовать при «путешествии», или просто как физминутки, а упражнения на релаксацию можно сочетать с природной тематикой. Симметричное, горизонтальное, зеркальное рисование, а так же «горизонтальные восьмерки» можно использовать как схему маршрута при путешествии в лес. В своей практике использую такие упражнения: «Уши», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Замок», «Симметрические рисунки» и др.
Как сказал немецкий валеолог Патрик Фосс: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства. Поэтому, одним из путей решения этой проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей одна из самых актуальных. В своей работе с родителями использую такие методы: консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации стараюсь делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи: артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие внимания и мышления, речевые игры дома.
К некоторым консультациям организую выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую – открытые занятия.
Провожу с родителями индивидуальные беседы, например: в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком; как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть); часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями. Среди прочих дома я рекомендую «игры на кухне», «игры на диване», «игры в ванной». Можно проводить игры: «Что помоем в тазике?» (Названия каких предметов можно «помыть» в тазике?);«В стране Фантазии» (Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук); «Давай искать на кухне слова» ( Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?) ; «Угощаю» (Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, за тем вы).
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии речи наших ребят.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Список литературы
1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. – 2004.
3. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.
4. Нищеева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 32 с.
5. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.
6. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности «Музыка» детей раннего возраста
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Будь здоров, Лунтик» для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте детям предлагается отправиться в путешествие со сказочным персонажем, чтобы узнать секреты здоровья. По пути ребята выполняют различные задания: отгадывают загадки, делают дыхательную гимн...

«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».
Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

НОД по исследованию объектов живой и неживой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Откуда берется хлеб?» с использованием здоровьесберегающих технологий и поисково-исследовательской деятельности
Конспект занятия на игровой основе для детей подготовительного возраста. "Откуда берется хлеб"...

Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста
Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Части тела» для детей с задержкой психического развития Возраст: 3-5 лет
Формировать представления детей о строении человека, бережного отношения к своему телу....

Консультация для воспитателей: "Использование здоровьесберегающих технологий в познавательно-речевой деятельности детей"
Консультация для воспитателей...