"Вслед за осенью"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сценарий непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ( создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлений )

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №47 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт – Петербурга.

«Вслед за осенью» 

Сценарий непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                    Образовательные      области:

            социально – коммуникативное  развитие

                                                                                       познавательное  развитие

                                               речевое  развитие

                                                                                    художественно – эстетическое развитие

                                                  физическое развитие

                                                                                                              Автор – составитель:

                                                                                            Воспитатель

                                                                                                                  Карпенко Н. М.

Санкт – Петербург

2017


Сценарий непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме:   «Вслед за осенью»

Цель: создание условий для закрепления  представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях и  расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы в осенний период времени.

Задачи:

Развивающие:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.

Образовательные:
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
 

Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Содержательные компоненты образовательных областей :

 «Социально-коммуникативное развитие» : дошкольник входит в мир социальных отношений;

 «Познавательное развитие» : развитие сенсорной культуры,  исследуем и экспериментируем;

«Речевое развитие» : владение речью как средством общения и культуры, развитие связной , грамматически  правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря,

«Художественно-эстетическое развитие»: развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

«Физическое развитие»: развитие двигательной активности и физических качеств.

                 Используемые технологии:

-здоровьесберегающие педагогические технологии;

- технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- технология исследовательской деятедьности;

- игровые технологии.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: 
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица -загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, две коробки( с сухими и свежими листьями), листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь, фрукты и овощи из папьемаше.

Предварительная работа: 

• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Наблюдение на прогулке за тем, как опадают листья с деревьев;
• Сбор листьев разной формы и окраски;
•Цикл бесед об осени;

• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Поделки из природного материала;

Участники образовательного процесса: группа воспитанников старшего дошкольного возраста, педагог.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Примерный ход сценария непрерывной образовательной деятельности:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент

Педагог стоит у окна и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой  друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!...влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется.

- Ух ты, что это?

 Давайте посмотрим.

Дети подходят к педагогу.

Выполняют действия, предложенные педагогом.

Дети предлагают варианты ответов.

2. Основная часть

- Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- Ну и что это может быть? А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?
- А разве бывают такие письма?
- Правильно, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
- А как же узнать что в нем написано?
- Молодцы, развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.

-Есть у нас такая вода?

Давайте проверим?

Появляется надпись (СУНДУК)
- Посмотрите проявляется что-то.

-  Что это?
Оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
(Создание проблемной ситуации.)


Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Отгадывание загадки по мнемотаблице.

Педагог читает письмо от осени:
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. 
Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист)

 Задание: назвать приметы осени.

Остановка №2 (на карте изображен красный лист)

Задание: назвать как можно больше поговорок об  осени.

Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом!


Дома, дома посидите – бом, бом, бом!

Никуда не выходите, – бом, бом, бом!

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом!


А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом..


( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)


- Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? 

Остановка №3  (на карте изображен оранжевый лист) 

Исследование :Что же случается с опавшими листьями ?
Ребята, вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?


Остановка №4 (волшебный мешочек)

Педагог: 
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар?


- Тише, тише, тишина. 
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!


Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. 
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными. 
Педагог:
- Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Ответы детей

Ответы детей

Один из детей смачивает письмо йодовой водой.

Дети читают и отвечают.

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. ( на дне сундука находится мнемотаблица, которая подскажет от кого карта)

Ответы  детей

Идут искать доказательства.

Дети находят осенние листочки, берут по листочку. Ответы детей

Дети похлопывают ладонями

постукивают пальчиками

поколачивают кулачками

растирают ребрами ладоней
растирают плечи

поглаживают ладонями

Ответы детей

Ответ детей

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой незасохшие листья.
Вывод детей

Ответ детей.

Дети находят мешочек с папьемаше,
садятся на коврики.

Дети находят столик, где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
( дети раскрашивают папьемаше для осени)

3. Рефлексия

- Что было интересного, необычного?

- Что получилось?

- Что больше всего запомнилось?

Педагог хвалит детей за работу и предлагает подарить осени ее приметы.

Ответы детей.

Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий кукольного спектакля "Вслед за солнышком"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю свой авторский материал для постановки кукольного мини-спектакля....

«ВСЛЕД ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ».

Пробуждать в детях тончайшие  струны их души, выявлять творческие способности, формировать социально-личностное развитие дошкольников, разрабатывая модели воспитательно-образовательного процесса....

Конспект НОД "Вслед за сказкой"

НОД по развитию речи с элементами драматизации...

Зарядка для второй младшей группы "Вслед за колобком"

Зарядка разработана для детей второй младшей группы, составлена на основе стихотворений из интернета....

Коррекционно развивающее занятие "Вслед за солнышком".

Занятие для детей младшего дошкольного возраста....

Вслед за сказкой (викторина для старшей группы)

Образовательные задачи: Вспомнить с детьми названия и содержание сказок, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.Упражнять детей в определении сказки по фрагменту или герою...

Интегрированное ОД на тему: "Вслед на Нехочухой"

Интегрированная образовательная деятельность где включены несколько образовательных областей. Образовательная деятельность направлена на изучение правил дорожного движения. Применен нетрадиционный мет...