Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию речи по теме: "Сказка на новый лад".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности МБДОУ ДСКВ № 32 г.Ейска МО Ейский район
Тема: «Сказка на новый лад»
Задачи:
1. Развитие связной речи и творческого воображения; формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.
2. Показать возможности развития сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов).
3. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).
4. Побуждать детей использовать в своих сочинениях различные зачины из сказок.
5. Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов.
6. Учить детей давать название сказке.
Оборудование: презентация: сюжетные картинки к сказке «Красная Шапочка»; предметные картинки (девочка, бабушка, лес, цветы, волк); портрет писателя, автора сказки Шарля Перро; картинки с изображением волшебных атрибутов из сказок (волшебная палочка, шапка-невидимка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, метла, ступа); карандаши, листы бумаги.
Ход НОД.
I. Организационный момент.
Воспитатель: «Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о таких сказках?»
(индивидуальные ответы детей).
II. Основная часть
Воспитатель: «Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно и тогда получается немного другая сказка!».
Воспитатель: «Сегодня мы будем переделывать на новый лад всем известную авторскую сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку: я назову слова, а вы отгадаете, к какой сказке они относятся:
Слова: девочка, лес, цветы, бабушка, волк
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Догадались! Это сказка «Красная Шапочка». Кто написал эту сказку?
(ответы детей)
Сказку «Красная Шапочка» написал Шарль Перро
(показ – слайд его портрета).
Сегодня мы будем изменять сказку «Красная Шапочка», а как вы сейчас узнаете!».
Воспитатель: «Сначала мы должны вспомнить содержание этой сказки».
Пересказ сказки по слайдам, и вопросам.
1. Кто ответит на такой вопрос: Почему Шарль Перро назвал свою сказку «Красная Шапочка»?
Будет очень здорово если ответ начнется так «Шарль Перро назвал так свою сказку, потому что … в ней главный герой Красная Шапочка» .
2. Почему все вокруг девочку называли Красной Шапочкой?
(«Девочку называли Красной Шапочкой потому, что она всегда и везде была в шапке красного цвета») .
3. Кто подарил девочке красную шапочку?
(«Девочке красную шапочку подарила бабушка») .
4. Кто в этой сказке является положительным героем, а кто отрицательным?
(«В этой сказке положительным героем является …»)
(«В этой сказке отрицательный герой – это …»)
5. Скажите мне, есть ли в этом произведении части? Какие?
(«В сказке «Красная Шапочка» есть три части: начало, середина, конец») .
6. Как начинается эта сказка, напомните мне?
(«Сказка начинается с описания девочки, которая всегда носила красную шапочку. Мама этой девочки испекла пирожки и отправила дочь к бабушке»)
7. Что происходит в середине сказки?
(«Девочка встречает в лесу злого волка») .
8. Что происходит в конце сказки?
(«Волк съедает бабушку и девочку, но их спасают дровосеки, которые убили волка и выпустили девочку и бабушку из его живота»).
9. Каков конец этой сказки? Плохой или хороший? Почему? (индивидуальные ответы детей) .
10. Подумайте и скажите, почему получилось так, что волк узнал, где живёт бабушка и прибежал к её дому раньше Красной Шапочки, а потом проглотил и девочку и бабушку?
(«Потому, что Красная Шапочка, встретив волка в лесу, стала с ним разговаривать. Она не должна была рассказывать о своей бабушке – где её дом, как до него добраться и тогда бы ничего плохого не произошло».
«Чему учит нас эта сказка?»
(Ответы детей)
«Ребята, эта сказка учит тому, что никогда нельзя на улице, в лесу или где-то ещё разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более нельзя называть им свой адрес».
ФИЗМИНУТКА
2. Подготовка к сочинению сказки
«Я предлагаю изменить эту сказку! А для того, чтобы получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил:
Первое правило: изменять можно все три части сказки, либо какую-нибудь одну из них(либо начало сказки, либо середину, либо конец) .
Второе правило: чтобы сказка стала немного другой нужно изменить какие-то качества главного героя - можно изменить его характер (если он был злым – превратить его в доброго, либо изменить его внешние данные (например, поменять цвет глаз, волос и так далее, можно изменить его одежду.
Третье правило: чтобы изменить сюжет сказки, можно ввести в неё нового героя (доброго или злого).
Четвёртое правило: чтобы изменить сказку можно ввести в неё волшебный предмет.
Пятое правило: если мы изменили сказку, значит, и название этой сказки будет другое.
«Вот наша Красная Шапочка. Что вы предложите изменить?»
Приведите примеры.
Примерные ответы детей: можно изменить цвет шапочки и сделать её синей, или розовой, либо другого цвета и тогда девочка будет не Красной Шапочкой, а Розовая Шапочка или Синяя Шапочка. Можно сделать так, что Красная Шапочка была умной и сообразительной девочкой – она ничего не сказала волку про бабушку.
А изменится ли название сказки?
(ответы детей)
Расскажите мне, как ещё можно изменить сюжет сказки?
(можно придумать волшебный предмет)
Какие волшебные предметы из сказок вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: (показ слайдов)
«Шапка-невидимка» из сказки «Конек-Горбунок» (с помощью неё герой может стать невидимым) .
«Волшебная палочка» из сказки «Золушка» (с помощью такой палочки можно сделать что угодно) .
«Ковёр-самолёт» из сказки «Алладин» (с помощью чудесного ковра можно летать) .
«Метла» в сказках о Бабе Яге (с помощью волшебной метлы тоже можно летать) .
«Скатерть-самобранка» - с помощью которой можно кушать разные вкусные блюда.
«Сапоги-скороходы» - сапоги, позволяющие передвигаться с большой скоростью (Сказка«Маленький Мук»).
«Отлично! Вот сколько волшебных предметов мы вспомнили! А какой атрибут подошел бы Красной Шапочке?
(предложения детей).
Хорошо и последнее, можно ввести в сюжет сказки нового героя, придумайте, какого героя?
(предложения детей)
Воспитатель схематично зарисовывает всех предложенных героев.
3. Сочинение сказки на новый лад
«Ребята, вы молодцы! Усвоили все правила. Теперь вы сможете стать сказочниками! Кто такие сказочники?
«Сказочник – это человек, который сочиняет сказки»
- Я так люблю сочинять сказки, и пока мы с вами разговаривали, я на ходу сочинила сказку. Хотите послушать мою сказку на новый лад? (согласие детей).
Педагог даёт образец составления сказки, сопровождая её выставлением картинок в соответствии с повествованием:
Сказка «РОЗОВАЯ ШАПОЧКА»
«Жила-была девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка розовую шапочку и волшебные туфельки. С тех пор девочка всюду ходила в этой розовой шапочке и летала в волшебных туфельках в гости к бабушке. Соседи так про нее и говорили: - Вот Розовая Шапочка летит! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка Розовая Шапочка, к бабушке, отнеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Розовая Шапочка, взяла с собой сумочку, надела волшебные туфельки и пошла к бабушке.
Идет она лесом, цветы собирает, песенки поёт, а навстречу ей - серый Волк.
- Куда ты идешь Розовая Шапочка? - спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
- А далеко живет твоя бабушка?
- Далеко, - отвечает Розовая Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет. Сказал это Волк и побежал, что было духу.
А Розовая Шапочка произнесла волшебные слова и полетела. Она очутилась у дома бабушки раньше волка. Зашла она в дом и закрыла двери. Внучка рассказала бабушке о том, что волк тоже скоро придёт её проведать и бабушка догадалась, что задумал волк.
Волк прибежал следом за девочкой. Долго он стучался в дверь: «Тук-тук-тук».
Бабушка и внучка решили не отвечать волку, сидели тихо-тихо. Волк ещё долго стучался в дверь, но так и не добился своего и ни с чем ушёл обратно в лес.
А Розовая Шапочка и бабушка сели пить чай с пирожками и маслом.
«Посмотрите, ребята! В моей сказке я изменила только цвет шапочки и поэтому её название изменилось – «Розовая Шапочка». Ещё я ввела волшебный предмет – «волшебные туфли», при помощи которых наша Розовая Шапочка опередила волка и прилетела к бабушке быстрее него. Конец сказки получился хорошим и удачным, волк не смог проглотить внучку и бабушку».
- Кто из вас желает рассказать свою сказку на новый лад?
Педагог помогает ребёнку определиться с выбором сюжета, помогает в ходе составления сказочного сюжета.
III. Итог.
«Чем мы занимались сегодня? («Мы учились сочинять сказку на новый лад»)
- Что такое «сказка на новый лад»?
(Ответы детей).
- Какие сказки можно переделывать на новый лад?
(«Любые: авторские, народные»)
- Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? («Для того чтобы изменить сказку, можно ввести в неё нового героя, можно ввести в сказку волшебный предмет или изменить какие-то качества главного героя»).
- Чему учит сказка «Красная шапочка»?
(индивидуальные ответы детей)
Вы видите картинки предлагаю вам их дорисовать и раскрасить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по разделу "Развитие элементарных математических представлений". Понятия "большой" - "маленький".
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по разделу "Развитие элементарных математических представлений&qu...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Кора дерева»
Данная НОД направлена на уточнение, расширение и обогащение представления детей о мире растений, о деревьях....
Непрерывно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по развитию речи с использованием театрализации на тему "Секреты волшебного цветка"
Развитие речи детей посредством театрализации...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 5 «Радужные лучики» Тема: "Путешествие по островам математики" Образовательная область «Познавательное развитие» - Раздел: формирование элементарных математических п
Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний и умений посре...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Образовательная область – художественно-эстетическое развитие.
Аппликация с элементами рисования.«Грифоны - сказочные животные Санкт-Петербурга»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Изобразительная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по весенним дорожкам
уточнить представления детей о характерных признаках весны...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...