«Выразительное движение как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Моя авторская статья «Выразительное движение как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» написана на основе опыта работы с дошкольниками, имеющими проблемы с речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_poslednyaya_versiya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
«Выразительное движение как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»
музыкального руководителя
Ковригиной Светланы Леонидовны
(из опыта работы).
В настоящее время педагогов дошкольных учреждений всё больше беспокоит недостаточно развитая эмоциональная сфера подрастающего поколения. Не является исключением и наш детский сад, где, наряду с физиологическими группами, существуют и группы компенсирующего вида, которые посещают дети с логопатологией, задержкой психического развития, а также дети-инвалиды. На своих занятиях проблему недостаточной эмоциональности я пытаюсь решать посредством выразительного движения и некоторых элементов арт-терапии.
Работая с детьми, все больше внимания в развитии дошкольников я стараюсь уделять эмоциональной сфере, так как никакое общение, взаимодействие не имеют эффекта, если мы не способны "читать" эмоциональное состояние другого, управлять своими эмоциями. Большую часть информации мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка — языка мимики и жестов. Не секрет, что наши переживания и чувства «прочитываются» окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ.
Практика показывает, что понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Наблюдая за моими воспитанниками, я сделала вывод, что распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. У детей с нарушением речи и задержкой психического развития не только бедный словарный запас и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Они некоммуникабельны – не умеют играть друг с другом и общаться. Поскольку нарушения в развитии у таких детей имеют глубинные причины, затрагивающие различные системы организма, то и коррекционное воздействие должно быть комплексным. На мой взгляд,музыкальные занятия являются одним из оптимальных видов специально организованной деятельности, и поэтому я выстраиваю их таким образом, чтобы они имели максимально коррекционное значение.
Если говорить об идее использования искусства в лечебных целях, то она не нова и имеет длительную историю. Ещё величайший учёный, философ и медик Авиценна рекомендовал «развлекать музыкой и пением страдающих меланхолией». В наше время известны попытки использования музыки в качестве обезболивающего средства в стоматологии и при родах. Музыка является весьма эффективным средством и при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Я использую прослушивание музыки в том случае, если необходимо сконцентрировать внимание ребят, заинтересовать или успокоить перевозбудившегося ребенка.
Опираясь на данные результатов диагностики педагога-психолога и воспитателей, а также анализируя показатели проведенной мною диагностики по музыкальному воспитанию, я выбрала тему своего приоритетного направления –«Выразительное движение»,решая следующие задачи:
1. Развитие общей моторики:
- развивать двигательную активность, регуляцию мышечного тонуса;
- формировать одновременные сенсомоторные взаимодействия, ощущение границ своего тела и его положение в пространстве.
2. Развитие чувства ритма:
- формировать слухо-ритмические навыки;
- дифференцировать ритм, темп.
3. Развитие выразительности:
- расширять рамки восприятия, направления движений; развивать устойчивость внимания, запоминание последовательности движений; совершенствовать навыки ориентировки;
- формировать умение свободно выражать свое эмоциональное состояние с помощью средств мимики и пантомимики;
-формировать внутреннюю экспрессию, динамичность, способность к выразительному исполнению движений;
- Развитие коммуникативных навыков:
- формировать у детей навыки взаимодействия между собой во время занятий;
- развивать выразительность у детей в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
5. Воспитание творческой самореализации в движении.
Особое внимание в своей работе уделяю музыкально-двигательной импровизации. При выборе музыкального сопровождения я отдаю предпочтение прежде всего классической музыке - произведениям И.С.Баха и Ф.Шуберта, Р.Шумана и Ф.Шопена, П.И.Чайковского и А.Гречанинова, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Г.Свиридова. На моих занятиях каждому движению предпосылается образная программа (нет просто бега, просто ходьбы), все движения имеют сюжетный характер.
Развитие творческих способностей и фантазии детей происходит также в процессе выполнения музыкально-двигательных этюдов, когда ребёнок может самостоятельно творить, подчиняясь лишь своим внутренним ощущениям и переживаниям, вызванным музыкой.
В своих занятиях я использую различные этюды на выражение эмоций, чувств и настроений (см. приложение 1)
Эти упражнения хороши ещё и тем, что могут быть использованы не только в рамках специально организованной деятельности, но и в режимных моментах. А при условии систематического подхода – войти и в самостоятельную деятельность дошкольников. Для воспитателей, в рамках преемственности, регулярно провожу консультации, на которых мы обыгрываем материал, который впоследствии предлагаем детям.
Регулярно сталкиваясь с тем, что детям, имеющим логопатологии, свойственна быстрая утомляемость, на своих занятиях я стала использовать упражнения, направленные на развитие мышечного чувства. Они являются прекрасным материалом для релакс-минуток, а благодаря яркому образному характеру, они не только активизируют мышечные ощущения, но и развивают детское воображение (см. приложение 2)
Для укрепления физического и психического здоровья детей на занятиях по выразительному движению я активно использую приёмы психогимнастики, аутотренинга и сказкотерапии. Эта работа происходит при непосредственном участии воспитателя, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, а также педагога изо-студии на коррекционно развивающем занятии «Карусель». Подобные занятия помогают скорректировать различные поведенческие отклонения: агрессивность, страхи, застенчивость, ревность, расторможенность, неуправляемость, повышенную чувствительность и многое другое.
Проигрывание роли с нехарактерной для ребёнка моделью поведения помогает ему ощутить себя в новом качестве. Например, трусливый зайчишка побеждает в сказке лису. Ребёнок воспринимает это «событие» как собственную победу, что становится стимулом для преодоления страхов
Эмоционально «разряжаясь», сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные в подсознании страхи, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся добрее, мягче, увереннее в себе. В одной из групп нашего детского сада девочка, помимо речевых дефектов, имела глубокую психологическую травму, связанную со смертью матери. Как следствие – неуверенность в себе, замкнутость, зажатость, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Благодаря индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям «Карусель» девочка стала более уверена в себе, более активна. Исполняя в театрализованных постановках роли первого плана, ребенок раскрепостился, появился активный интерес к занятиям.
Преодолению барьеров в общении, развитию лучшего понимания себя и других, снятию психического напряжения и таким образом созданию возможностей для самовыражения способствует гимнастика жестов (и мимики). В процессе её выполнения мои ребята научились способам невербального общения, а также умению через мимику выражать собственные эмоции, передавать определённую информацию в жестах. Например, «Привет!»; «Иди сюда»; «Посмотри, что у меня есть» (показать таинственно, открыто, приветливо и т.д.); «Я очень её (воображаемую игрушку) люблю»; «Возьми, поиграй» «А!» (испуг); «Уходи!»; «Пожалеть» и т.п.
Мои дети с удовольствием играют в сказки, принимая на себя роли сказочных героев, активно действуют в этом воображаемом нереальном мире, творчески преображая его По моему мнению, такая деятельность может стать предпосылкой к самостоятельной творческой деятельности, в основе которой лежит творческое воображение. По словам автора программы по ритмопластике А.И.Бурениной, «творческое воображение – это волшебная палочка, с помощью которой создан весь рукотворный мир. Творческое воображение – это базовая способность, на основе которой развиваются все остальные способности». И сказка, и музыка развивают их фантазию и творческое воображение. Текст сказки является связующим звеном между различными упражнениями и этюдами и создаёт особую эмоциональную атмосферу. В свою очередь, музыкально-образные, пластические, пантомимические упражнения и двигательные импровизации, которые я предлагаю, являются органичной составной частью сказочного повествования. Яркость принятой роли требует проявления соответствующих эмоций, что расширяет эмоциональную сферу детей, улучшает и активизирует выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.
В процессе этой деятельности я стараюсь постоянно поощрять любые творческие проявления детей (даже самые незначительные), эмоционально поддерживаю любые элементы творчества в любом виде деятельности; поддерживаю творческие высказывания ребёнка, творческое сотрудничество друг с другом, организую мероприятия для детей, педагогов и родителей детского сада, на которых можно видеть результаты творчества, что очень важно для социальной адаптации ребёнка в коллективе сверстников, в семье.
Моя работа приносит желаемые успехи благодаря поддержке и помощи со стороны родителей. Только совместными усилиями мы добиваемся настоящих результатов,ведь в триединстве (ребенок – семья - педагог) маленькому человеку гораздо важнее внимание и похвала самых близких людей – родителей. Поощрение родителей придает уверенности в собственных силах ребенка и будит в нем желание активно участвовать в различных формах творческой деятельности. В нашем детском саду стало доброй традицией привлекать родителей к активному участию в театральных постановках, где они являются не зрителями, а действующими лицами. Пользу таких мероприятий трудно переоценить. Кроме того, всё большую популярность в нашем учреждении приобретают «Музыкальные гостиные», где происходит более углубленное знакомство детей с миром музыки, поэзии и изобразительного искусства; и тематические досуги «Мама, папа, я – музыкальная семья», которые позволяют в полной мере раскрыть таланты и способности не только детей, но и их родителей.
Итак, в процессе моей целенаправленной совместной деятельности с педагогами, воспитателями и специалистами, а также детьми и родителями, происходит заметное развитие творческой активности наших воспитанников. В результате диагностики мною была отмечена положительная динамика развития выразительности движения. Так, при различном уровне психомоторного и музыкального развития детей, были показаны следующие результаты:
Результаты диагностики уровня выразительного движения
По моему глубокому убеждению, основная цель использования выразительного движения состоит в гармонизации развития личности через развитие способности к самовыражению, самопознанию и самоутверждению. Оно предоставляет ребенку практически неограниченные возможности для самореализации в разнообразных видах и формах творческой деятельности. А от нашей любви, заботы и внимания зависит не только эмоциональность, но и красота души каждого ребёнка, его будущее.
Приложение 1
*"Встреча друг с другом"
(этюд на выражение радости).
У мальчика был друг. Но вот настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал. Скучно без друга. Но вот прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как навстречу ему идет его друг. Как же они обрадовались друг другу!
Выразительные движения: Объятия, улыбка.
*"Я так устал" (
этюд на выражение страдания)
Маленький гном несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил еловую шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал».
Выразительные движения: стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
* "Грязь"
(этюд на выражение отвращения)
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.
Выразительные движения: Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.
*«Капитан»
(выражение уверенности)
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури, он чувствует себя сильным, смелым и уверенным. Он довезет свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед; иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.
*"Робкий ребенок"
(выражение неуверенности)
Ребенок первый день в детском саду, он робеет.
Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
* «Шалунишка»
Ребенок шалит.
Самостоятельный поиск выразительных движений.
*"Посещение больного"
(этюд на выражение сочувствия).
Разыгрывается в группах. Один ребенок изображает больного, другие без слов выражают ему сочувствие.
*"Я не знаю"
(этюд на выразительность жеста).
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю, не имею понятия. Ничего не видел».
Выразительные движения: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
*"Штанга"
(этюд на тренировку мышечного чувства).
Ребенок изображает, как он поднимает тяжелую штангу. Потом бросает ее и отдыхает.
Приложение 2
*«Капли»
(упражнение на ощущение кончиков пальцев с последующим их расслаблением)
Руки в воду опускаю
И потом их вынимаю.
Капли с пальчиков свисают,
Своей тяжестью мешают.
Капли с пальчиков стряхни –
Напряжение сними.
(Дети сгибают руки в локтях, ладони смотрят вниз, кисти свисают. Затем несколько раз подряд движением предплечья сбросить пассивные кисти вниз.)
*«Тряпичные куклы»
(упражнение на расслабление мышц корпуса)
Вот куклы необычные.
Мягкие, тряпичные
Плечи, руки, голова.
Шея не напряжена.
Я расслаблю корпус свой,
Стану куклой я такой.
(Подражая тряпичным куклам, дети снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивные. В этом положении нужно быстро поворачиваться то вправо, то влево, обвивая корпус руками. Голова и ноги тоже поворачиваются, хотя ступни крепко прижаты к полу и остаются на месте.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.
Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...
Музыкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Что означает термин - "музыкотерапия". Какие возможности дает музыкотерапия, и какими достоинствами она обладает. Основные направравления в музыкотерапии. Доступность использования музыкотерапии...
Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.
В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях, благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...
Общее родительское собрание "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами музыкотерапии"
Общее родительское собрание "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами музыкотерапии"...
Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста
Методическая разработка. Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Цветотерапия как средство интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Цветотерапия как средство интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста» Цветотерапия - это метод корректировки психоэмоциона...
Методическая разработка Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста
Методическая разработка. Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста....