Конспект НОД "Земля-Кормилица"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
Задачи:
Обучающие
Расширять представление о развитии растений в разных условиях. Продолжать учить анализировать результаты своих наблюдений, устанавливая простейшие причинно-следственные связи. Упражнять в словообразовании, в подборе эпитетов.
Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивающие:
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Словарная работа: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая
Предварительная работа. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебеи земле-маттушке, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный”, «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова,чтение сказок«Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» ,оформление мини-музея хлеба, экскурсия на пшеничное, гречишное поля.
Оборудование колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок», горшочки с землей, песком, опилками.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям Доброго утра и удачного дня рукопожатием.
Воспитатель. Здравствуйте, мои маленькие ученые! Прошло достаточно немного времени с того момента , как вы посадили зѐрна злаков в горшочки с землей, песком, опилками.
Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями. Расскажите, как вы ухаживали за своими растениями. (Дети рассказывают и показывают результаты опыта).
Воспитатель. Интересно, почему в одних горшочках побеги растений сочные, ярко-зеленые, а в других- бледные и слабые?
Дети. Зерна, посеянные в горшочки с землей, взошли дружно, дали самые сильные побеги. Перегнившие листья, травинки, веточки, которые находятся в земле, содержат необходимые для роста растений полезные вещества.
Воспитатель. (указывает на побеги, выросшие на песке).
Посмотрите на ростки, почему они тонки?
Дети. Жизнь побегов нелегка
В этой почве из песка.
Песок не удерживает влагу, быстро пересыхает, в нем нет полезных веществ,
необходимых для роста растений.
Воспитатель. Покажите растения, выросшие на опилках, расскажите, как они развивались.
Ответы детей.
Воспитатель. Почему эти побеги (указывает на тонкие, вытянутые растения) стали такими длинными и тонкими? Что представляют собой опилки?
Дети. Опилки- маленькие частицы древесины, они долго удерживают влагу, но в них нет питательных веществ.
Воспитатель. Интересные наблюдения. А какие выводы вы можете сделать?
Дети.
Чтобы крепким был росток,
Наливался колосок,
Должен он расти в землице,
Дождевую пить водицу.
Греться солнечным теплом,
Обдуваться ветерком.
Воспитатель. Правильно. Вы наблюдательны и любознательны, как настоящие ученые.
Только на плодородной земле можно вырастить хороший, богатый урожай. Недаром землю называют кормилицей- матушкой.
Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле».
Дети поочередно вспоминают знакомые пословицы и поговорки. ( «От земли хлеб, от хлеба – богатство», «Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей», «Кто мать- землю любит, тот голоден не будет», «Земля заботу любит».)
Воспитатель. Щедра наша земля- кормилица, только руки к ней приложи, и она тебя не оставит в нужде, воздаст за труд добрым урожаем. Недаром говорят: «Земля- мать, труд- отец». Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Долог путь от посеянного в землю зерна до буханки хлеба на столе. Давайте рассмотрим иллюстрации, которые помогут ответить на вопрос, почему называют землю кормилицей.
Показ презентации «Откуда хлеб пришёл на стол?»
Дети
Не сразу стали зѐрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель. Давайте рассмотрим машины и приспособления, которые люди используют при выращивание злаков.
Дети.
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Воспитатель (показывает иллюстрацию). Какие работы выполняются на полях с использованием трактора ?( На тракторе боронят, рыхлят, разбивают комья для того, чтобы земля стала мягкой и в ней хорошо сохранялась влага.) Для чего используют сеялки? (Сеют пшеницу, рожь.)
Ребѐнок.
Сеял сеятель старинный
Из лукошка, решета.
Нынче сеялка- машина-
Этим делом занята.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего этот самолѐт (показывает иллюстрацию) летает над полем? (С самолѐта разбрасывают удобрения, распыляют вещества, которые отпугивают вредителей.)
Ребѐнок.
Вьюга снежная клубится-
Прилетела чудо- птица.
Над полями всюду, всюду
Сыплет белый порошок.
Для вредителей – преграда,
Урожаю - хорошо!
Воспитатель. Для чего используют на полях комбайны? (Комбайн убирает урожай. Эта
машина скашивает колосья, обмолачивает зерно )
Ребѐнок.
Так из колоса тугого
Выбивается зерно,
Вот, пожалуйста, готово!
В ящик сыплется оно.
Воспитатель . Где хранят зерно? Что с ним делают на мельнице? (зерно хранят на элеваторе. На мельнице его перемалывают в муку )
Ребѐнок.
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот еѐ берут,
В порошок еѐ сотрут.
Воспитатель. Что происходит дальше?
( Муку везут на хлебозавод, в пекарню, где из неѐ выпекают хлеб)
Ребѐнок.
Стали зѐрнышки мукою,
Не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везѐт.
Воспитатель. Множество рук потрудились над пшеничными зѐрнами для того, чтобы они
превратились в каравай хлеба.
Дети.
Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен-
Выходи скорее в круг!
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно.
Этюд” Колоски”.
А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске ( дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки ( дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко),
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).
Воспитатель. Множество людей трудятся на земле, и она одаривает их богатым урожаем.
Игра с колоском «Назови профессии»
Работает на тракторе - ( тракторист )
Пашет землю – ( пахарь, земледелец )
Работает на комбайне – ( комбайнѐр )
Развозит овощи – ( овощевод )
Разводит сады – ( садовод )
Выращивает хлеб – ( хлебороб )
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? ( (ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая ?(пшеничная мука).
Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).
Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто)
Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто).
Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный).
В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения).
Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Словесная игра « Из чего сварили кашу?»
Какую кашу варят из гречки?( гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую) и т.д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)
Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Входит Василиса, предлагает детям помочь испечь каравай.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами превратимся в пекарей, хотите?
Тогда проходите к столу.
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы
К нам в тарелку пришла
Всех друзей угостим раскрыть ладони
По тарелке дадим поочередно загибать пальцы
Птичке – невеличке
Зайцу и лисичке
Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке развести руки в стороны
Василиса приготовили волшебное тесто, из которого приготовим каравай .
Возьмите по кусочку теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и придайте форму. Готовый каравай положим на противень и отнесём в печь.
Василиса вносит готовый каравай, всех угощает.
Воспитатель.
Тяжел труд хлебороба. Вкусен кусочек хлеба. Народная мудрость говорит: «Хлеб всему голова», «Плох обед, когда хлеба нет», «Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют».
И это так, потому что когда накрывают на стол, в первую очередь ставят хлеб. Хлебом встречают дорогих гостей. Люди переломившие кусочек хлеба, становятся друзьями. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатки и крошки скармливать птичкам на прогулке. А чтобы хлеб был всегда на столе, нужно беречь землю- матушку.
Дети, подберите самые красивые и тѐплые слова, с которыми вы могли бы обратиться к нашей земле – кормилице. Какая она, земля - матушка?
( Добрая, родная, любимая, богатая, щедрая, святая, плодородная.)
Закончите предложение : «Чтобы наша земля оставалась такой же красивой и щедрой мы должны…» ( Любить еѐ. Ухаживать за ней. Беречь от пожаров. Не засорять .)
Дети, я думаю, что вы вырастите трудолюбивыми и заботливыми. Ведь именно такие люди нужны нашей земле – кормилице!
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 161 ОАО «РДЖ»
Воспитатель: Дзюба А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....