Карты Проппа
консультация (старшая группа) по теме

Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование карт Проппа в качестве игрового приема"

Наверное, у каждого родителя случалась такая ситуация, когда дети просят придумать сказку. Про город из зефира, про страну из стекла, про принца и принцесс… И, казалось бы, фантазии уже не хватает, и идеи черпать неоткуда! А малыш требует, не сдается.

В таком случае на помощь родителю приходят научные знания.
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру, «рыбу». В результате научной работы исследователя были созданы «карты Проппа», которые как раз и позволяют «несказочнику» сочинять сказки для своего любимого малыша.

Как сочинять сказки самому?

Для этого нужно сделать всего два шага:
1. Выбираете любой объект. Это может быть все, что угодно: от дверного замка до соседской девочки. Как говорится, что на глаза попадется. Или о чем дитя попросит.
2. Сочиняете сказку, используя алгоритм, где в центре событий – Ваш выбранный объект и любые персонажи, которых Вы постепенно «вводите» в сюжет.

Схема написания сказки:
1.Жил был кто-то, имел что-то
2.Налетел кто-то, унес что-то
3.Послал кто-то кого-то отыскать кого-то, обещал за это что-то
4.Отправился кто-то искать кого-то
5.Идет кто-то, видит что-то
6.Попросил кто-то кого-то сделать что-то
7.Сделал кто-то
8.Обещал кто-то помочь тому-то
9.Идет кто-то, видит что-то
10.Вошел кто-то во что-то, видит – сидит кто-то
11.Спрятался кто-то
12.Прилетел кто-то
13.Схватил кто-то кого-то, который позвал кого-то и убили или прогнали кого-то
14.Забрал кто-то что-то и вернулся назад
15.Получил кто-то что-то
16.Сыграли свадьбу, стали жить поживать и добра наживать

Вы можете также привлечь своего малыша к сочинению сказки, нарисовать иллюстрации, обсудить моральный контекст сюжета. Совместные занятия творчеством с малышом позволят Вам стать ближе друг с другом, а также помогут развитию воображения, речи, мышления и других познавательных процессов Вашего ребенка.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кузьмина Юлия Вадимовна МДОБУ «Силикатный детский сад «Малыш» представляет: «Карты Проппа »

Слайд 2

Карты Проппа : конструктор сказок

Слайд 3

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными ученными до 28

Слайд 8

Методика обучения: 1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Слайд 9

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

Слайд 10

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ; 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить .

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...