Карты Проппа
консультация (старшая группа) по теме
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_ispolzovanie_kart_proppa_v_kachestve_igrovogo_priema.doc | 26.5 КБ |
karty_proppa.rar | 233.01 КБ |
karty_proppa.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование карт Проппа в качестве игрового приема"
Наверное, у каждого родителя случалась такая ситуация, когда дети просят придумать сказку. Про город из зефира, про страну из стекла, про принца и принцесс… И, казалось бы, фантазии уже не хватает, и идеи черпать неоткуда! А малыш требует, не сдается.
В таком случае на помощь родителю приходят научные знания.
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру, «рыбу». В результате научной работы исследователя были созданы «карты Проппа», которые как раз и позволяют «несказочнику» сочинять сказки для своего любимого малыша.
Как сочинять сказки самому?
Для этого нужно сделать всего два шага:
1. Выбираете любой объект. Это может быть все, что угодно: от дверного замка до соседской девочки. Как говорится, что на глаза попадется. Или о чем дитя попросит.
2. Сочиняете сказку, используя алгоритм, где в центре событий – Ваш выбранный объект и любые персонажи, которых Вы постепенно «вводите» в сюжет.
Схема написания сказки:
1.Жил был кто-то, имел что-то
2.Налетел кто-то, унес что-то
3.Послал кто-то кого-то отыскать кого-то, обещал за это что-то
4.Отправился кто-то искать кого-то
5.Идет кто-то, видит что-то
6.Попросил кто-то кого-то сделать что-то
7.Сделал кто-то
8.Обещал кто-то помочь тому-то
9.Идет кто-то, видит что-то
10.Вошел кто-то во что-то, видит – сидит кто-то
11.Спрятался кто-то
12.Прилетел кто-то
13.Схватил кто-то кого-то, который позвал кого-то и убили или прогнали кого-то
14.Забрал кто-то что-то и вернулся назад
15.Получил кто-то что-то
16.Сыграли свадьбу, стали жить поживать и добра наживать
Вы можете также привлечь своего малыша к сочинению сказки, нарисовать иллюстрации, обсудить моральный контекст сюжета. Совместные занятия творчеством с малышом позволят Вам стать ближе друг с другом, а также помогут развитию воображения, речи, мышления и других познавательных процессов Вашего ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карты Проппа : конструктор сказок
Позднее эти три десятка функций были урезаны различными ученными до 28
Методика обучения: 1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ; 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)
Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...
"Играем с картами Проппа"
В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа
laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...
Карты Проппа (изображение карт)
Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...
Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....
«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»
В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...