Конспект НОД "Пересказ рассказа петух да собака"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Будукова Асель Галимжановна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД Развитие речи

Пересказ сказки «Петух да собака»

Цели:

- обучать детей выразительно пересказывать текст (отрывки текста)

- активизировать словарь прилагательных,глаголов;

- учить подбирать синонимы к прилагательным;

- учить подбирать антонимы к прилагательным;

- учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода

- увеличивать объем слухоречевой памяти;

- воспитывать у детей понимание того, как важно иметь хороших и верных друзей, которые готовы помочь в трудную минуту, а также понимание того, что доброжелательность вызывает симпатию, а зло - ответную агрессию.

Оборудование и материалы: предметные картинки, сюжетные картинки, флешка с аудиосказкой.

Ход занятия.

Вводная часть.

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Мы с вами поздоровались и теперь можем отправляться в сказочную страну, а вот с кем мы познакомимся в этой сказке, нам поможет узнать загадка.(дети садятся на коврик)

Основная часть.

Воспитатель:  Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? (дети - да!)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (дети - Собака)

Воспитатель:  Почему вы так думаете? (дети - Кусается это собака)

Воспитатель:  Какие бывают собаки? (дети - Большие, маленькие, мохнатые …)

Воспитатель:  Какие по характеру бывают собаки? (дети - Добрые, злые, шустрые)

Воспитатель:  Что умеют делать собаки? (дети - лаять, сторожить, бегать)Выкладываю на мольберт иллюстрацию собаки.

Воспитатель:  А теперь послушайте другую загадку.

Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок, 
Кто я дети?……(петушок)

Воспитатель:  Как вы догадались, что петушок? (дети Кушает зернышки, поет утром, есть гребешок…)Выкладываю на мольберт иллюстрацию петуха. 

Воспитатель:  Молодцы, вот вам следующая загадка.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадет. (дети - Лиса)

Воспитатель:  Почему вы думаете, что это лиса?  (дети - Пушистый хвост, она рыжая…)

Воспитатель:  Опишите лису, какая она? (дети - Рыжая, ловкая, пушистая, хитрая)

Воспитатель:  Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (дети - Тихо, неслышно, подкрадывается)

Воспитатель:  А когда лиса услышит охотников , убегает, как можно еще сказать, что она делает?(дети - Удирает,  уносит ноги, мчится..) Выкладываю на мольберт иллюстрацию лисы.

 Воспитатель: А хотите посмотреть сказку про петуха и собаку? Дети:да. Внимание на экран. Включаю аудиосказку.

1. Как называется сказка, которую сегодня слушали? (дети - «Петух и собака») 2.О чем говорится в этой сказке? (дети - ответы детей)3.Кто оказался сильнее в сказке, лиса или друзья (петух и собака)? Почему? (Потому что вдвоем друзья сильнее хитрого врага).                                Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь садитесь на стульчики и послушайте внимательно, сказку, потом вы будете ее мне пересказывать.

Петух да собака.

Жил старичок со старушкой в большой бедности. Были у них только петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

- Давай, брат Петька, уйдём в лес.

- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет.

Вот и пошли они,  куда глаза глядят. Стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и – заснули.

Утром петух закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

- А за каким делом? – спрашивает петух.

- Пойдём ко мне в гости, у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

«Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два».

-Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.

- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду – цап!.. Поймала и разорвала лису.

Вопросы по содержанию текста.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию текста. На все вопросы дети отвечают развёрнутым предложением.(ответы детей выделены)       -У кого жили петух и собака?

- Почему петух и собака ушли из дома?

- Потому что петуха и собаку плохо кормили.

-Что означает «пошли, куда глаза глядят»?

- Это означает, что они не знали, куда идти.

- Где остановились друзья на ночлег?

- Петух и собака нашли дуплистое дерево.

- Что это за дерево «дуплистое дерево»?

- Это дерево с большим дуплом.

- Где ночевал петух, а где собака?

- Петух ночевал на ветке дерева, а собака – в дупле.

- Кто услышал утром петушиный крик?

- Петушиный крик услышала лиса.

- Что сказала петуху лиса?

 Лиса сказала: « Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик».

- Как вы думаете, как разговаривала лиса с петухом? Давайте попробуем произнести ее слова грубо. А теперь ласково.

- Что ответил петух?

- Петух ответил: «А за каким делом?»

 -Чем закончилась сказка?

- Собака разорвала лису.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы отдохнем физминутку проведем

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.»

                                                                                 

  Воспитатель: А теперь давайте сядем на стульчики,достанем зеркала под стульчиками и сделаем АРТИКУЛ.ГИМНАСТИКУ

        Рано утром, как всегда, чистить зубки нам пора. (упражнение «Чистим зубки»)

Делать не хотим зарядку, мы поскачем на лошадках (упражнение «Лошадка»)

Чтоб понравиться слону, губки хоботком тяну (упражнение «Рупор»)

Чтоб понравиться лягушкам, тянем губки прямо к ушкам (упражнение «Улыбка»)

Надоели нам лягушки и мы сделаем болтушку (упражнение «Болтушка»)

Облизнем мы губки язычком и получится как кошечка лакает молочко (Упражнение «Вкусное варенье»)

Пьешь горячим молоко и язык обжечь легко!
Ты подуй на язычок, все до свадьбы заживет!

Кошки губки облизала, кошка зубки показала и сказала: «Мяу!» (упражнение «Облизать губки» и «Заборчик»).

А теперь еще раз внимательно послушайте рассказ. Читаю еще раз. Предлагаю рассказать 3-4 детям. Оцениваю вместе с детьми.

Воспитатель: Молодцы, ребята.Все очень старались…..

Итог занятия

Что означает пословица «Одной рукой и узла не завяжешь», «На добрый привет добрый ответ»?                                                                  Если остается время играем в речевые игры.

А теперь давайте поиграем.(игра с мячом)

Воспитатель предлагает детям подобрать к словам волк, заяц, лиса и медведь слова-признаки (прилагательные). Вспоминаем перед выполнением задания, на какой вопрос отвечают слова-признаки.

Волк какой? (Дети отвечают: злой, голодный, страшный, серый и т.д.)

 Заяц какой? (Дети отвечают: длинноухий, быстрый, пугливый,  ловкий и т.д.)

Лиса какая? (Дети отвечают: рыжая, хитрая, смелая, хищная, красивая и т.д.)

Медведь какой? (Дети отвечают: сильный, неуклюжий, огромный, быстрый, бурый и т.д.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Наоборот» со словами

Трусливый – храбрый

Сытый – голодный

Быстрый – медленный

Неуклюжий - ловкий

Злой – добрый

Большой – маленький

Толстый – худой

Веселый – грустный

Глупый – умный

Простодушный – хитрый

(Заяц быстрый, а медведь…наоборот; медведь неуклюжий, а лиса …наоборот и т.д.)

Воспитатель предлагает детям подобрать слова, которыми можно заменить слова:

Быстрый (проворный, резвый)

Страшный (ужасный, чудовищный)

Красивая (привлекательная, роскошная, восхитительная, великолепная)

Сильный (мощный, могучий)

Неуклюжий (неловкий, неповоротливый)

 (данное задание можно выполнять в рамках предыдущего).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "Сказка петух да собака"

Представлен конспект НОД по речевому развитию детей с драмматизацией сказки "Петух да собака"....

конспект по обучению грамоте : пересказ сказки "Петух да собака"

конспект по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи. Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Формирование словаря. Учить подб...

Конспект "Чтение сказки "Петух да собака"

Конспект занятия  "Чтение сказки "Петух да собака"в старшей группе...