Конспект "Чтение сказки "Петух да собака"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конспект занятия  "Чтение сказки "Петух да собака"в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chtenie_skazki_petuh_da_sobaka.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чтение сказки «Петух да собака». 

Задачи: 

Обучающие: 

Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух да собака», выразительно передавая диалог.

Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лиса», «собака».

Грамматический строй речи. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчётливое произношение звука «с». Учить определять место звука в слове.

Развивающие: развивать внимание, мышление, память; устную речь детей; интерес к участию в драматизации сказки; умение работать коллективно.

Воспитательные: воспитание чувства такта по отношению к другим детям и взрослому. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке.

Оборудование. 

Демонстрационный материал: 

Магнитная доска, кукла Зайка – Загадайка, настольный театр, театр кукол – старик, старуха, петух, собака, лиса, фланелеграф, книги, иллюстрации сказки.

Раздаточный материал:

тарелочки с геометрическими фигурами, листочки с пиктограммами, коврики для пальчиковой игры, цветные карандаши.

Технические средства обучения: 

Проектор с экраном, ноутбук.

Сюрпризный момент: 

Сердечки – кармашки с конфетами 

Интеграция образовательных областей. 

Социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественная литература, музыка.

Методические приёмы: 

Разминочные загадки, имитация, сравнение, игра, показ образца, зрительная гимнастика, беседы

Предварительная работа. 

Разучивание пальчиковой игры,  изготовление конусных игрушек (лиса, петух, собака, старик, старуха)

Формы работы:  Игровая деятельность- игра с мячом «Какая бывает собака»

                               Продуктивная деятельность- составление животного из геометрических фигур 

                               Познавательно-исследовательская деятельность- мнемотаблица.

                              Коммуникативная деятельность- беседа, загадки.

Ход занятия

Дети встали в кружок

Здравствуйте! Какое чудесное слово «Здравствуйте!» Вы только послушайте, как красиво звучит: «Здравствуйте!» Правда, красиво? Скажите вместе со мной: «Здравствуйте» Посмотрите на того, кто рядом с вами, и ещё раз, глядя на него скажите : «Здравствуйте! (дети здороваются)
Это самое волшебное слово, ведь оно несёт здоровье. Это приказ : «Здравствуйте!» Да вы после этого не имеете права болеть и поэтому : «Здравствуйте!»
Здравствуйте глазки! Поморгайте глазами.
Здравствуйте, носики – курносики! Посопите носиками
Здравствуйте, ушки – непослушки! Пошевелите ушами. Что, не умеете? Это очень просто! Берите себя за уши руками и активно ими двигайте.
Здравствуйте, ручки – хватушки! Похлопайте в ладоши.
Здравствуйте! Здравствуйте!
Ребята! Вы готовы заниматься?
Дети: Да.
Вы готовы стараться?
Дети: Да. 

Воспитатель одевает на руку зайца игрушку.

Зайка – Загадайка: 

Здрасьте, здравствуйте, друзья!

Отгадайте – ка, кто я? (ответы детей) 

Это так! Я Зайка.

Зайка – Загадайка.

Очень я люблю читать,

Фантазировать мечтать.

Сейчас мы будем отгадывать загадки. Вы готовы? Слайд 1,2 

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

(если дети не угадывают загадку, загадывается вторая) 

С хозяином дружит

Дом сторожит,

Живёт на крылечке,

Хвост колечком.

(Дети отгадывают) Слайд 3 

Игра «Подбери красивое слово» 

Давайте поиграем игру с мячом. Подберите красивые слова о собаке, будем передавать мяч и отвечать на вопрос : «Какие бывают собаки?» (ребёнок, у кого мяч говорит слово и передаёт следующему).

Зайка – Загадайка.

 А теперь послушайте другую загадку

. За деревьями, кустами,

Промелькнуло, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. Слайд 4,5 

 

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. Слайд 6 

(Дети отгадывают и  присаживаются за столы)

 Составление рассказа по мнемотаблице. 

Давайте придумаем рассказ о лисе , а помогать нам будут картинки подсказки .Слайд 7 

(Составление рассказа с использованием мнемотаблицы) 

 Отгадайте ещё одну загадку. Слайд 8,9 

Не царь, а в короне.

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

 

Ку-ка-ре-ку кричит он громко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

А зовут его?

(Дети отгадывают ) Слайд 10 

Игра «Птичий двор» 

Давайте поиграем в игру «Птичий двор», все мы знаем, что на птичьем дворе живёт много домашних птиц, назовите их. (дети называют) Слайд 11 

Давайте их посчитаем. Слайд 12 

Дети: Одна утка, две утки, три утки..

Один петух, два петуха, три петуха..

Один индюк, два индюка, три индюка,…

Один гусь, два гуся, три гуся…

И конечно там живёт курица с цыплятами. Слайд 13 Давайте отдохнём и поиграем ещё в одну игру.

Детям раздаются колючие коврики.

Пальчиковая гимнастика на коврике «Вышла курочка гулять» 

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Зайка – Загадайка. Ребята, о ком я загадывал загадки?

(Ответы детей). 

 Правильно. Молодцы.

Чтение сказки. 

Педагог: А теперь я предлагаю послушать сказку, которая называется «Петух да собака», где встречаются все животные, о которых мы отгадывали загадки.

Вот послушайте. (Чтение и показ сказки с помощью театра на фланелеграфе). 

Вопросы по сказке: 

О чём говорится в этой сказке?

Почему покинули стариков петух и собака?

Где остановились на ночлег петух и собака?

Как петух навлёк на себя опасность?

Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? Как она с ним разговаривала? Чем хотела заманить к себе?

Что петух ответил лисе?

Чему обрадовалась лиса?

Чем закончилась сказка?

Развивающая игра : «Сложи героя сказки» 

А теперь, посмотрите. У вас на столе тарелочки с геометрическими фигурами.  Я предлагаю вам собрать лисичку из сказки «Петух да собака».

(Работа детей) 

Пока мы выкладывали лисичку из сказки, наши глаза устали, давайте отдохнём.

Гимнастика для глаз. 

Слайд . Я предлагаю выйти из-за стола и подойти о мне.  Сначала пойдём глазами по синей дорожке,  потом по красной, повернули и идём по зелёной.

«Отдохнули? А теперь, давайте ещё раз прочитаем сказку «Петух да собака».

Дети садятся за стол.

Повторное чтение 

Кто хотел бы рассказать нам сказку?

(Дети по желанию пересказывают сказку, используя театр на фланелеграфе.).

А сейчас мы с вами разыграем сказку, но во время показа сказки нужно постараться передать характер каждого героя.

Скажите мне какая собака в сказке? (Смелая, ловкая)

Лиса какая? (Хитрая, коварная, льстивая).

А какой петушок? (Находчивый, сообразительный, умный, вдумчивый).

А как будет разговаривать лиса с петушком? (Ласково, льстиво).

Артикуляционная гимнастика. 

Но прежде, чем начать показ сказки, мы отдохнём. Сделаем гимнастику. Выходите из –за столов .Скажем волшебные слова: «Чоки – чоки –чоки – чок! Поработай язычок!»

Ребята, скажите, какой звук встречается в словах «лиса», «собака»? Давайте произнесём слова так, чтобы чётко слышался звук «с».Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогают чистоговорки. Будем произносить сегодняшнюю чистоговорку радостно, вопросительно, тихо, громко:

Са-са-са – залетела к нам оса,
Ас-ас-ас – и собачка возле нас.
Ос-ос-ос – укусила прямо в нос,
Ух-ух-ух – а теперь наш нос распух.

Показ сказки. 

 Я предлагаю разделиться на две команды. Давайте с помощью считалочки выберем командиров.

Папа – лис, лисица – мама,
Дом – нора у них, не яма.
Там темно и тесновато,
Но зато всегда лисята
В безопасности резвятся,
Деткам некого боятся.
Если страшно детворе,
Быстро спрячутся в норе.

(Командиры набирают себе команду из 4 детей)

А сейчас я приглашаю артистов первой команды к нашему театру. А вторую  я приглашаю в наш зрительный зал.

(команды  друг другу показывают сказку).

(Оценивая показы сказок, обратить внимание детей на полноту передачи содержания, выразительность интонации).

Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого верного друга как собака? (Он мог погибнуть)

А нужно человеку иметь друзей? Зачем? (Чтоб помогали в трудную минуты, вместе играть, радоваться).

О дружбе очень много пословиц. Вот одна из них: «Друг за друга держаться – ничего не бояться».

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если рядом друг, никто не страшен).

Мы читали и показывали сегодня с вами русскую народную сказку. Для чего народ сочинил эту сказку? Как вы думаете? (Чтобы мы научились дружить).

Говорят : «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» эти слова подтверждают, что сказка нас учит только хорошему, доброму.

Сюрпризный момент.

Ребята, а когда мы дружим, делаем добрые дела, помогаем друг другу, то мы отдаем частичку своего тепла, своего сердца. Вот и вам я сегодня хочу подарить частичку своего сердца. (Детям раздаются  сердечки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с собакой». Аппликация «Будка для собаки».

Конспект интегрированной непосредственной  учебно-игровой деятельности по программе «Детство» по разделу «Мир природы» и «Мир искусства и художественная деятельность» для детей младшего дош...

Домашние животные. Кошка и Собака. Презентация.

Презентация по ознакомлению с окружающим. Тема - Домашние животные. Кошка и Собака. для младшей группы....

Проект "Собака - наш милый друг"

Цели, план, конспекты занятий по ознакомлению с художетсвенной литературой, наблюдения, информация для родителей, стихотворение и рассказ и собаке....

Проект "Собаки и кошки - наши соседи"

В ходе проектной деятельности мы дадим детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи  с дикой при...

собака- друг человека

эектронный урок...

Не скучные выходные 10.Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пожарные собаки". Лепка. "Собака".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

Чтение - это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.Читать детям - значит учить их анализировать, раз...