Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике на тему

Живаева Елена Евгеньевна

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальная, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,  дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память, внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_isakly.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

«Кто ясно мыслит — тот ясно излагает» (античная поговорка) Артур Шопенгауэр.

Решения проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.  
Синквейн- нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XXвека под влиянием японской поэзии. Используется ,как эффективный метод развития речи, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальная, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,  дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память, внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей с ОНР.

Цели и задачи.

-     Развитие речи детей посредствам составления синквейна.

  • Обогащение, расширение  и самосовершенствование словаря
  • Пополнение знаний детей по лексическим темам
  • Формирование умения кратко излагать своё отношения к чему-либо.

Виды синквейна.

 Существуют 2  вида синквейна. Традиционный и дидактический. Мы используем в своей работе дидактические синквейны:

-Синквейн-загадка,

-Синквейн по творческому рисунку,

-Синквейн по сюжетным картинкам,

-Синквейн по рассказу,

-Музыкальный синквейн.

Структура синквейна:

      1 строка- 1 слово. Название, тема. (Обычно  существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2 строка – 2 слова Прилагательные. (Это описание признаков предмета или  его свойства, раскрывающие тему синквейна).

3 строка-  3 слова. Обычно состоит из трёх глаголов. (Описание действия  предмета.)

4 строка-4 слова. Предложение. ( Выражает отношение автора к теме в первой строке).

5 строка -1 слово. Обобщения, ассоциация, синоним. ( Повторяет суть темы первой строчки, обычно существительное).

Вывод: Если применять методику синквейн в информационно-развивающей работе с детьми, то у них увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне...

Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

О новизне, актуальности, понятии, задачах, структуре, этапах составления обучения, формах работы, результативности применения технологии метода синквейн....

Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

О новизне, актуальности, понятии, задачах, структуре, этапах обучения составления, формах работы, результативности применения технологии синквейн....