«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Синквейн».
методическая разработка

Дериева Елена Александровна

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПРОГРАММА

                                ПО САМОРАЗВИТИЮ
                           воспитателя МБДОУ №4 Е.А.Дериева
                                                          ТЕМА:

«Использование метода моделирования

в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Синквейн».

                                                                       

                                             

Пояснительная записка

Данная программа направлена  на изучение научно-теоретической базы и  педагогического опыта по вопросу использования технологии синквейн

   в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Если применять методику синквейн работе с детьми, то у них увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.


  Актуальность использования наглядного моделирования в работе  по развитию речи с дошкольниками состоит в том, что:

           во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.   Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

          во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

    в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Такие авторы как Д.Б. Эльконин, А.Л, Венгер, Е.Г. Егорова  считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей  уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации о  изучаемом. 

Цель:  

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности в изучении использования метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

.

Задачи самообразования по теме: 

  1. изучение научно-теоретического материала и диагностических методик
  2.  разработка, апробация и внедрение  в образовательный процесс ДОУ, разработка и использование диагностического инструментария в рамках реализации рабочей программы;
  3. изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно-образовательной  работы.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и изучение передового педагогического опыта по данной проблеме.

2. Технологический блок – разработка методических рекомендаций,  памяток, бесед, плана работы с детьми, плана работы с родителями, пополнение картотек по вопросу использования метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

.

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды  в группе ДОУ.


Последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

1 этап. Цель: научить ребенка читать модель ( схему).

Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

2. Рассматривание готовой картинно-графической схемы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.

3. Пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью и без помощи воспитателя.

4. Графические зарисовки схемы  по желанию детей

2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

1. Сообщение темы.

2. Рассматривание общей схемы кодирования.

Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года,  профессии, птицы, и т.п.)

3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)

Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

4. Отгадывание загадок ,  составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

2. Самостоятельное придумывание детьми схем или мнемотаблиц по пройденному материалу.

4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.

последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

Работа с педагогами МБДОУ

п/№

                 Тема мероприятия

   Сроки выполнения

1

Консультация

«Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников»

октябрь

2

Семинар-практикум

«Составление синквейна»

декабрь

3

Презентация проекта

«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

май

Работа с родителями .

Сентябрь

Анкетирование на тему: «Развиваем речь детей»

Выяснить  отношение родителей к проблеме   речевого развития детей  при  подготовке  к школе.

Октябрь

Консультация: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.

Ноябрь

Выставка методической литературы:

«Развиваем речь детей»

Познакомить родителей с многообразием методической литературы по данной  проблеме. Повышать педагогические знания.

Декабрь

Рекомендации для родителей

«Домашняя игротека»

Познакомить родителей  с играми и их использованием в домашних  условиях.

Февраль

Буклет

«Домашний книжный уголок»

 Предложить рекомендации по организации и подбору книг в домашний книжный уголок

Март

Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!»

Расширять сотрудничество семьи  и детского сада в вопросах речевого развития детей.

Апрель

Мастер-класс

«Составление синквейна»

Повышать родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей через практические рекомендации.

Май

Открытое занятие по развитию речи

Расширять сотрудничество семьи и детского сада в вопросах речевого развития детей.

  Презентация проекта

«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с результатами проекта.

                                Формы работы по самообразованию

 2020-2021 учебный год

Тема

Форма  отчета

Уровень

1.

Разработка плана работы с детьми, плана взаимодействия с родителями.

Участие в работе творческой группы

ДОУ

2.

Разработка методических рекомендаций

Памятка

ДОУ

3.

Составление картотеки

 

ДОУ

4.

Представление опыта работы.

Презентация  по обобщению результатов работы  на итоговом педсовете.

ДОУ

Творческое сотрудничество по теме.                                                                               1. Изучение уровня диагностики  детей.                                                                                      2. Составление картотек                 

Практический выход

  1. Трансляция опыта по реализации работы  на пед.сайтах .

Составление картотеки литературы и медиатеки по вопросам использования метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

  1. Создание предметно – развивающей среды.

Реализация                                                                                                                          Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений,  участие в методической работе,  подготовка сообщений и методических материалов, осуществление плана работы с детьми, с родителями, с воспитателями.                На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.                         Анализ  результатов (презентация)




Список изучаемой литературы:        
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

4.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
5.Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
6.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985 7.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115
8.Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
9.Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999
10.Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство«АРКТИ»,2009г.
11.Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

В данном поекте разработана система работы по развитию речи  через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....

Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Кружковая работа «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...

"Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Как показывает практика, мнемотехника с...

«Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

  Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Моделирование -это з...

«Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для...

Проект Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

ПроектИспользование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...

из опыта работы «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного  возраста»...