Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»
консультация по развитию речи на тему
Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-практикума «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_logoped.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛ А – ДЕТСКИЙ САД» №76 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Семинар практикум
«Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»
Подготовила учитель-логопед:
Исмагилова Г.И.
Тюмень, 2016 г.
Форма проведения: семинар - практикум.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-практикума «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».
Цели работы на логопедических занятиях:
• сохранение здоровья детей;
• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.
Основные задачи:
• обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;
• скорректировать нарушения высших психических функций;
• скорректировать речевые процессы.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Ожидаемые результаты:
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у детей;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Формирование здорового образа жизни дошкольников на занятиях логопеда осуществляется через использование следующих здоровье сберегающих технологий:
- Артикуляционная гимнастика.
Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
А сейчас остановимся на одних из важных логопедических упражнений
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.
«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
«Часики»
Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
«Лошадка»
Цокать языком .Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
«Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.
«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
А теперь мы с вами выполним дыхательные упражнения.
Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко».
При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.
- Зрительная гимнастика.
Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.
- Развитие общей моторики (физминутки, логоритмика)
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Сюда же можно отнести и логопедическую ритмику.
Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в наших занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
- Логопедический массаж и самомассаж.
Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.
Виды логопедического массажа:
- Дифференцированный логопедический массаж используется для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.
- Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка (повышенного тонуса) – применяется расслабляющий массаж. При гипотонии языка – стимулирующий. Цель – укрепить мышечный тонус.
Массаж осуществляется разными способами:
- точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).
- зондовый массаж (логопедические зонды, шпатели, зубные щетки.
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Также используются:
- массаж и самомассаж лица;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
Рассмотрим более подробно один из видов массажа — это самомассаж (выполняется самим ребенком), он активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица.
Рекомендации: Длительность 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4—5 раз.
Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе проделать самомассаж, делает каждый на себе.
Для самомассажа мышц головы и шеи:
«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).
Для лицевой мускулатуры
«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.
«Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.
«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.
«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.
И ещё уважаемые коллеги, хочется вам напомнить, чтобы вы не забывали, про скороговорки.
Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Внимание на экран.
Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Следующая скороговорка. Есть желающие?
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.
Слайд №27.
Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: приёмы логопедического массажа, упражнения для развития правильного дыхания и с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата. Надеюсь, данная информация вам пригодится, и вы будете её использовать на своих занятиях с вашими детками.
Занимайтесь с ребёнком, и результаты вас обязательно порадуют!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках работы Окружной инновационной площадки "Социализация личности и формирование здорового образа жизни" доклад: Неделя педагогических идей по проблеме: «Культура формирования здорового образа жизни детей».
В докладе представлен опыт работы дошкольного отделения по формированию здорового образа жизни дошкольника....
Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...
Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни
Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни...
Семинар-практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».
Семинар-практикум проводился для воспитателей ДОУ с целью :сохранение здоровья детей;максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»
В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.«Наш здоровый образ жизни.»
Плискина Анастасия АлександровнаКонспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.Тема: «Наш здоровый образ жизни.»Цель: Формирование у детей представление о ...