Развитие речи НОД "Семья"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: Речевое развитие. « Семья».

Цель: побуждать детей вступать  в речевое взаимодействие в процессе совместной работы, уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

 

Задачи: Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_semya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Основная общеобразовательная программа МБДОУ д\с «Березка»  

(Программа «От рождения до школы» Веракса Н.Е.)

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: Речевое развитие. « Семья».

Цель: побуждать детей вступать  в речевое взаимодействие в процессе совместной работы, уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

Задачи: Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

 Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.

Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.);  прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью

Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

     

 Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи

развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога.

Виды деятельности: коммуникативная, работа над пословицами, психогимнастика.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций, пальчиковая гимнастика, игра малой подвижности.

Оборудование: подсвечник, свеча, солнышки и тучки, корзинка,мяч.

Предварительная работа: разучивание игры «Маме надо отдыхать»,

рассказы детей о членах своей семьи; беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; чтение художественной литературы.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята! (зажигает свечу в подсвечнике).

Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

К этой башне подойдём,

А зовётся башня – дом.

- Скажите, что я сделала? А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей?

Воспитатель: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, – о семье.

Дети  сидят полукругом, слушают и отвечают на вопросы

2.Основная часть

Игра «Четвертый лишний».

 Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, брат, папа, дедушка.

Дедушка, папа, водитель, отец.

Выбирают лишнее слово.

 Игра «Кто ты мне?» (с мячом)

- Все члены семьи связаны друг с другом как - будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу?

Я задаю вопрос вы отвечаете.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Дети  стоят на ковре Дети играют в мяч. Отвечают на вопросы.

 Дидактическая игра «Кто какой?»

- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.

Мама (какая?)

Папа (какой?)

Бабушка (какая?)

Дедушка (какой?)

.

Дети подбирают прилагательные.

 Психогимнастика «Мамино настроение»

-Вам нравится ваша семья?  Какая ваша семья?

- Как вы думаете, что разрушает семью?

- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда  их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьёте посуду,  то что надо сделать?

Сын подрался во дворе.

- А как надо играть? А если вам, что то не нравится?

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

Дети  называют слова.

Дети слушают и  поднимают солнышко или тучку.

Пальчиковая гимнастика

Моя семья

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

 Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…»

Маме надо отдыхать                

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук  

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут.                

Прямо к мамочке бегу.

 

Дети сидят за столами, произносят слова, загибают пальчики.

Дети  стоят на ковре, 

 

на цыпочках идут по кругу,

останавливаются в кругу и громко топают,

  подходят к «маме» и обнимают

 

 Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

- Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

- Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек?

- Тогда нам поможет корзина добрых дел.

- Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.

-Много вы назвали хороших дел и поступков. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких.

Дети называют  добрые дела.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье

- Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Свой дом - самое лучшее место.

 Кто живет ладно, у того все складно.

 Вся семья вместе, так и душа на месте.

 Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

 Семья сильна, когда над ней крыша одна.

 В хорошей семье, хорошие дети растут.

 Родители трудолюбивы – дети не ленивы!

3. Заключительная часть

Упражнение «Пожелание своей семье»

- А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.

-Чем мы должны дорожить? Кого больше всех любить?

Семья – это счастье, любовь и удача.

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

 Семья – это труд, друг о друге забота.

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно! Семья – это сложно!

 

Дети высказывают пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...