Развитие речи НОД "Семья"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Возрастная группа: подготовительная
Тема НОД: Речевое развитие. « Семья».
Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие в процессе совместной работы, уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.
Задачи: Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_semya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная программа МБДОУ д\с «Березка»
(Программа «От рождения до школы» Веракса Н.Е.)
Возрастная группа: подготовительная
Тема НОД: Речевое развитие. « Семья».
Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие в процессе совместной работы, уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.
Задачи: Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.
Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);
- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме, кто девочка для мальчика?;
-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;
-побуждать согласовывать действия с речью
Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи
развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога.
Виды деятельности: коммуникативная, работа над пословицами, психогимнастика.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций, пальчиковая гимнастика, игра малой подвижности.
Оборудование: подсвечник, свеча, солнышки и тучки, корзинка,мяч.
Предварительная работа: разучивание игры «Маме надо отдыхать»,
рассказы детей о членах своей семьи; беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; чтение художественной литературы.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (зажигает свечу в подсвечнике). Что за башенка стоит, А в окошке свет горит? К этой башне подойдём, А зовётся башня – дом. - Скажите, что я сделала? А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей? Воспитатель: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, – о семье. | Дети сидят полукругом, слушают и отвечают на вопросы |
2.Основная часть | |
Игра «Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? Мама, соседка, бабушка, сестра. Бабушка, подруга, сестра, мама. Сестра, продавец, бабушка, брат. Дворник, брат, папа, дедушка. Дедушка, папа, водитель, отец. | Выбирают лишнее слово. |
Игра «Кто ты мне?» (с мячом) - Все члены семьи связаны друг с другом как - будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Я задаю вопрос вы отвечаете. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? Девочка для дедушки и бабушки? Папа для дедушки и бабушки? Мама для дедушки и бабушки? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто? | Дети стоят на ковре Дети играют в мяч. Отвечают на вопросы. |
Дидактическая игра «Кто какой?» - Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи. Мама (какая?) Папа (какой?) Бабушка (какая?) Дедушка (какой?) . | Дети подбирают прилагательные. |
Психогимнастика «Мамино настроение» -Вам нравится ваша семья? Какая ваша семья? - Как вы думаете, что разрушает семью? - Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо. Сын полил комнатные цветы. Дочка съела всю кашу. Мальчик порвал книжку. - Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку? Дети убрали игрушки на место. Девочка разбила чашку. - Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? Сын подрался во дворе. - А как надо играть? А если вам, что то не нравится? Дочка помыла посуду. Мальчик вытер пыль. | Дети называют слова. Дети слушают и поднимают солнышко или тучку. |
Пальчиковая гимнастика Моя семья Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…» Маме надо отдыхать Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу. Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук Раздаётся пяток стук. Наши пяточки идут. Прямо к мамочке бегу. |
Дети сидят за столами, произносят слова, загибают пальчики. Дети стоят на ковре,
на цыпочках идут по кругу, останавливаются в кругу и громко топают, подходят к «маме» и обнимают |
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» - Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных? - Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? - Тогда нам поможет корзина добрых дел. - Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких. -Много вы назвали хороших дел и поступков. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких. | Дети называют добрые дела. |
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье - Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад. - Как вы понимаете эту пословицу? Свой дом - самое лучшее место. Кто живет ладно, у того все складно. Вся семья вместе, так и душа на месте. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В хорошей семье, хорошие дети растут. Родители трудолюбивы – дети не ленивы! | |
3. Заключительная часть | |
Упражнение «Пожелание своей семье» - А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья. -Чем мы должны дорожить? Кого больше всех любить? Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!
| Дети высказывают пожелания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...