НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Возрастная группа: старшая.
Тема НОД: «Как люди победили ночь».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей об истории возникновения электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Развивающие: развивать умение действовать в соответствии с предлагаемыми алгоритмами, уметь разрешать противоречия. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Воспитательные: вызывать чувство восхищения тому, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более комфортной.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, макет комнаты.
Формы организации: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование, материалы: Игровые персонажи Филя и Степашка; картины с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; ТСО; лучина, свеча.
Предварительная работа: беседы и НОД на темы: «Различные источники света», «Свет как источник тепла», «Экономь электроэнергию»; чтение литературы: Н.В.Пласкин «Основы конструирования электрических источников», Л.Тарасенко «Солнечные цветы», Н.Гернет «Сказка про лунный свет», тематический словарь в картинках «Мир человека: электричество и электробытовая техника», «Увлекательные опыты со светом», «Большая почемучкина книга», детские энциклопедии и др.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
|
| |
I. Вводная часть | ||
Создание благоприятного психологического климата | ||
Воспитатель приветствует детей, сообщает о том, что в гости к ним пришли Филя и Степашка с целью послушать о том, где дети отдыхали летом. | Дети приветствуют гостей.
Дети рассказывают о том, кто где отдыхал. | |
II. Основная часть | ||
Создание проблемной ситуации | ||
Отдых у реки- это хорошо, потому что… | Ответы детей: можно купаться и загорать; ловить рыбу; даже в жару прохладно… | |
Но отдых у реки- это и плохо. Почему? | Ответы детей: комары кусают; можно обгореть; ночью темно, страшно;… | |
Степашка и Филя рассказывают о том, как они отправились на рыбалку. Стемнело и им стало холодно и грустно. Воспитатель: Ночью должно быть темно. Почему?
Но в то же время ночью не должно быть темно. Почему?
Что делать Филе и Степашке?
| Дети слушают, отвечают на вопросы:
Ночью все спят, поэтому должно быть темно, иначе свет будет мешать спать. Чтобы не было страшно и грустно тем, кто не спит. Свет дает тепло.
Развести костер - будет тепло, светло, весело. | |
Герои так и сделали, но свет разбудил птиц, рыб, траву, деревья - они выражали недовольство. Друзья огорчились. Но тут пошел дождь. Все живое обрадовалось, почему? |
Костер погаснет, друзья переберутся в палатку, станет темно, природа опять погрузится в сон. | |
В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер. Степашка возражал. Почему? Как добыть тепло?
Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра. | Может загореться палатка.
Нагреть камни, ведро с водой – они обогреют палатку; перенести палатку на то место, где горел костер; поставить печку с трубой… | |
Вернувшись домой, они решили в квартире поставить печь. Печь нужна, чтобы… не должна быть…
Чем заменить печь? |
Чтобы было тепло. Некрасиво; дым, копоть, гарь-неприятно. Трубами отопления, батареями. | |
Физминутка | ||
Степашка и Филя продолжают рассказ: Костер на берегу (показывают на картину) дает не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке, то свет нужен. Костер в палатке хорошо?
Костер в палатке - плохо. Почему?
Что можно предложить друзьям для освещения палатки? |
Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров. Может начаться пожар; от дыма глаза слезятся. Фонарик, свечу. | |
Экспериментальная работа | ||
Воспитатель зажигает свечу и лучину. | Дети наблюдают за тем, как они горят. | |
Создание проблемной ситуации | ||
Свеча, лучина - хорошо. Почему?
Свеча, лучина- это плохо. Почему?
Пользуетесь ли вы дома свечами и лучинами? | Огонь меньше, чем у костра; их можно переносить с одного места на другое. Быстро сгорают; при ветре - гаснут.
Есть электрические лампочки. | |
Рассказ воспитателя | ||
Воспитатель рассказывает историю возникновения лампочки с показом слайдов.
| Дети слушают, смотрят телевизор. | |
Создание проблемной ситуации. | ||
Лампа - хорошо. Почему?
Лампа - плохо. Почему?
Что же делать? | Дети работают в парах: один ребенок называет положительные стороны, второй – отрицательные. Безопасный источник света.
Ослепляет; может перегореть, лопнуть. Спрятать лампу в плафон; накрыть абажуром. | |
Филя продолжает рассказ: вечером Степашка уселся перед телевизором, а я лег спать, но не мог заснуть - мешал свет. Степашка: я не могу смотреть телевизор без света, чтобы не испортить зрение. Какой найти выход из этого положения? |
Света должно быть меньше; можно включить торшер, бра, настольную лампу. | |
Воспитатель показывает макет комнаты Фили и Степашки | ||
В комнате много разных осветительных приборов. Зачем? | Каждый светильник нужен для определенной цели: настольная лампа-читать, ночник, когда ложатся спать, бра за спиной-смотреть телевизор. | |
Практическая работа | ||
Предлагает помочь друзьям рационально разместить осветительные приборы, дабы избегать в дальнейшем ссор. | Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением. | |
III. Заключительная часть | ||
Рефлексия | ||
Организует беседу: кому дети помогали, что делали, какое у них настроение и т.д. Гости благодарят детей и прощаются с ними. | Отвечают на вопросы.
Прощаются с гостями. | |
|
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...