Консультация по развитию речи младших дошкольников «Использование предметных картинок».
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация по развитию речи младших дошкольников
«Использование предметных картинок».
Развитие речи младших дошкольников – важнейшее направление работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие младших дошкольников.
В возрасте от 3 до 4 лет при благоприятных условиях у ребенка происходит усвоение звуковой системы языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Вместе с тем у ребенка формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение. Дети к концу года выражают свои мысли сложными предложениями, подходят к составлению связанных высказываний описательного и повествовательного характера. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы, как бы с разных сторон: внешний вид и характеристика предмета (Что? Кто? Какой? Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может, в этом необходима грамотная и целенаправленная помощь взрослого.
Непременным условием полноценного речевого развития детей является использование на занятиях картинок, отражающих знакомый предметный мир. Игровые упражнения, проводимые с использованием картинок, разнообразны. С их помощью дети учатся согласовывать слова в предложениях. Правильно подбирать прилагательные к существительным; узнавать предметы, правильно называть их цвет, форму, размер. Группировать предметы по определённым признакам («назовите предметы красного цвета»; «покажите и назовите то, что можно съесть»; «назовите тех, кто бегает (летает)» и т.д.). Предлагаю некоторые примеры игр и упражнений, которые можно провести с использованием различных предметных картинок.
«Что ты выбрал?»
Описание. Воспитатель раскладывает на столе картинки (по числу играющих детей). Дети по очереди подходят к столу, выбирают понравившуюся картинку, называют изображённый предмет и его цвет. Например: «Я выбрал красное ведёрко. У меня синяя тарелочка с жёлтым цветочком…
«Я дарю тебе…»
Описание. Дети обмениваются выбранными картинками. Например:
- Лена, я дарю тебе коричневую лошадку.
-Спасибо. А я дарю тебе зелёный мячик.
«У кого какой?»
Описание. Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и описывает их. Подражая образцу, малыши описывают свои картинки. Например: «У меня маленький жёлтенький очень хорошенький цыплёнок».
«Чей? Чьё? Чья?»
Эта игра на внимание и умение строить фразу, правильно согласовывая слова.
Описание. Воспитатель раздаёт детям картинки, на которых изображены например, вёдра, груши, собаки, виноград, апельсины. Дети рассматривают их. Затем по просьбе воспитателя дети закрывают глаза, а педагог в это время забирает у некоторых детей картинки. Дети открывают глаза и отвечают на вопросы педагога. Например: «Чьё это синее ведёрко с жёлтым совочком? (Это моё синее ведёрко с жёлтым совочком.) Чья зелёная груша? (Это моя зелёная груша.)
«Собери фрукты…»
Описание. Воспитатель раскладывает на столе картинки и предлагает сгруппировать их: «Соберите все фрукты (посуду, животных, птиц).
Так же для развития речи малышей можно использовать различные упражнения, расширяющие кругозор детей. Например, можно побеседовать с детьми по картинкам, предложив им, такие вопросы:
- Кто ходит в пушистой шубке?
- У кого платье из перьев?
- Что легко бьётся?
- Кто что ест?
- Что ты хочешь съесть? И так далее.
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляют к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношения: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, небыстрой, чёткой и не многословной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Консультация для родителейИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро зап...
Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.
Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками....
План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...
«Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»
Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»Большинство детей в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная ра...
Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"
Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников ».
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников »....