Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"
консультация (младшая группа)

Кантеева Вера Петровна

         Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Использование малых фольклорных  жанров мордовского народа в развитии речи младших  дошкольников будет способствовать развитию речик расочной, образной.Ознакомление  с фольклорлм - это приобщение к  миру ярких, радостных, наполненных жизненной силой и красотой ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malye_folklornye_zhanry_mordovskogo_naroda.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Использование малых фольклорных  жанров мордовского народа в развитии речи младших  дошкольников

Подготовила:  воспитатель Кантеева В.П.

Дошкольник, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

Если речь взрослого будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

Введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок … хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре».

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. А именно изучение малых форм мордовского фольклора - это целый мир ярких, радостных, наполненных жизненной силой и красотой ценностей.

Детский фольклор — часть мордовского устного народного творчества. Различают произведения детского фольклора словесного и музыкально-инструментального искусства. Словесный содержит произведения, исполняемые взрослыми для детей и детьми. К первым относятся колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки и сказки.

Закличка «Солнышко и жаворонушки»

Миньлихтямо, миньлихтямо

(Летят к солнышку)

Пильксо, пильксотопотямо

(Идут топотушками из круга)

Кавто, колма, ниле – так!

 (Хлопают, пританцовывая)

Тени бойкане, кундак!

(Грозят пальцем, разбегаются)

Вторые подразделяются на обрядовые (песни-колядки, масленичные песни) и необрядовые (считалки, дразнилки).

Мордовская считалка:

Петя, Петя, Петушок,                 (Петя, Петя, Петушок),      

Листебойкане, дружок,              (Выходи скорей, дружок),

Патяса тюрьхтяма,                      (Крыльями махни),      

Пильгаса топоттяма.                   (Ножками топни).

Детский фольклор собран и опубликован в сборниках русских, зарубежных и мордовских учёных и писателей (2-я половина 19 в.: П. И. Мельников, А. А. Шахматов, Х. Паасонен, А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев и другие; 20 в.: А. Г. Борисов, А. Ф. Ежов, Э. Н. Таракина и другие).

Формирование интереса и потребности в слушании и чтении произведений малых фольклорных жанров необходимо с раннего возраста.

Перед взрослыми ставятся задачи: воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, к фольклорным произведениям, воспитывать чувство гордости и уважения за свою малую родину, с уважением и интересом относиться к его традициям, фольклору; знакомить детей с народными песнями, закличками, приметами.

Детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Приобщайте детей к использованию малых фольклорных жанров в игровой деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников.

Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников....

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружаю...

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...

Консультация "Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»

В данной публикации речь идет о роли фольклора (мордовского) в развитии речи дошкольников. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.   Потешки, скороговорки,...

Консультация на тему Влияние малых форм народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

Для ребёнка в три  четыре года жизни очень важно общение с детьми своего возраста. Особенно в нынешних условиях жизни, когда большинство семей имеет по одному ребёнку. И не столько для игр и...