Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Знакомство с творчеством И. А. Крылова в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Цель: Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Задачи:
• Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова
• Учить детей отличать басни от других произведений,
• Учить интонационно и выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица» (игра – инсценировка),
• Развить интерес к басням, мышления при анализе произведения, умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;
• Обогащать словарный запас;
• Воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательно относиться друг к другу.
Предварительная работа:
• Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам худ. литературы. Обсуждение, чем один жанр отличается от другого.
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами, составление описательного рассказа о животных и о птицах.
• Игры-драматизации по сказкам.
Материал к занятию:
• И. А. Крылова, схемы героев басни, карточки-фишки (разрезные картинки), маски лисы и вороны.
Ход занятия:
1. Организационный момент
В: Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Беседа по жанрам художественной литературы
В: Ребята, кто знает, что такое библиотека? Кто «живет» в библиотеке?
В: А у нас в группе есть библиотека? (ответы детей)
В: Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад. И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.
В: Посмотрите, сколько разных книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.
В: Ребята, а какие книги вы больше всего любите, чтобы вам читали? (высказывания детей)
В: Да, ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)
В: Назовите, какие русские народные сказки вы знаете? (колобок, курочка Ряба, гуси-лебеди, царевна лягушка…)
В: Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)
В: Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)
В: Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники. А каких писателей – сказочников вы знаете?
В: Какие сказки они написали?
В: Чему нас учат сказки? (доброте, честности, дружбе…)
В: Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?
В: Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни», написал ее Иван Андреевич Крылов.
Игра «Назови слово, и собери картинку»
В: Но сначала я предлагаю вам с играть со мной в игру. Для этого надо разделиться на две команды. Я буду каждой команде задавать вопросы, за каждый ответ вы получите карточку–фишку. В конце игры каждая команда должна сложить из полученных карточек одну картинку и назвать, кто на ней изображен.
Вопросы:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
Эта птица всем знакома,
Важно ходит возле дома,
Кар-кар-кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона
А зовут ее (Ворона)
В: Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка) .
В: Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)
В: В каких сказках можно встретить лису? (ответы детей)
В: Ворона какая она, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)
В: В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?
В: Ворона в сказке «Снежная королева», какая? » (королевская, умная, придворная)
(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона). Воспитатель предлагает из карточек собрать картинки и назвать кто изображен на них (лиса и ворона)
Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством
В: Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.
3. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
В: Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица! »
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
4. Вопросы по содержанию
В: Что напоминает вам басня- рассказ, стихотворение или сказку? Объясните, почему вы так думаете (стихотворение)
В: Назовите героев басни? (ворона и лисица)
В: Кто вам понравился и почему? (ответы детей)
В: Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
В: Давайте вспомним какими словами говорится о лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала»; «плутовка к дереву на цыпочках подходит, крутит хвостом, с вороны глаз не сводит»
В: Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону? (Вертит хвостом, глаз не сводит (смотрит не отрываясь) и говорит так сладко, чуть дыша).
В: Какая лисица в басне: хитрит, заискивает, льстит? (О лисице)
В: Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?
Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица! »
В: Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
В: Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
В: А что говорила о голосе Вороны Лиса? («… и верно ангельский быть должен голосок»)
В: Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)
В: Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
В: А что с вороной произошло? (вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать), каркнула во все воронье горло (очень громко.)
В: От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…
В: Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (ворону…, лисицу…)
В: Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).
В: Чему нас учит басня?
Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам.
Игра –инсценировка басни:
Воспитатель предлагает детям показать небольшую инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
Закрепление:
1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)
2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)
4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 8. Тема: «Пересказ басни Л.Н. Толстого « Два товарища» (с использованием технологии ТРИЗ)
Конспект занятия по развитию речи с применение технологии ТРИЗ....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать те...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисов...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....