Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
консультация (младшая группа) на тему
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».
Баженкова Фаина Анатольевна,
Воспитатель группы «Солнышко»
МБДОУ детский сад №17 г. Кстово
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития детей процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. В процессе развития речи решаются задачи умственного, нравственного, эстетического, познавательного, сенсорного развития детей.
Вопросы речевого развития нашли своё отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Через образовательную область «Речевое развитие» решаются следующие задачи:
- познакомить детей с одной из форм устного народного творчества – фольклором.
- расширять представления о всех компонентах устной речи.
- расширять словарный запас детей, грамматическую структуру речи.
- упражняться в звукопроизношении гласных и согласных звуков.
- развивать элементы связной речи.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к народному фольклору. Возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Ещё М.Горький, говорил: «... начало искусства слова - в фольклоре».
Знакомство с произведениями народного фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Они так близки и понятны детям своим завораживающим лиризмом, ярким образным языком, эмоциональным окрашиванием речи, народным юмором, напевностью, близким для детей игровым сюжетом.
Это целый мир – радостных, наполненных жизненной силой и красотой, русских народных песенок, потешек, прибауток, которые развлекают и развивают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение.
Разнообразные формы народного фольклора можно широко использовать при установлении контакта с ребёнком.
Народный фольклор вошёл в жизнь ребёнка с раннего детства, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю, при поступлении его в детский сад. Мы старались подбирать игрушки в группе так, чтобы среди них были персонажи из потешек и песенок, чтобы сразу увлечь и успокоить, обыграть действия. Это все помогло наладить эмоциональный контакт между детьми, между взрослым и ребёнком. В их звучании много повторяющих слов, слогов, что
даёт возможность ребёнку включаться в речевой диалог, увеличивая запас слов, вызывая желания повторять, запоминать. Дети вторят голосам птиц, животных, используя приёмы звукоподражания. Мы уверены, что благодаря фольклору адаптация детей проходит легче и быстрее. Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети приговаривают потешки в процессе умывания, одевания, игр, подготовки ко сну и так далее. Мы заметили, что фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.
Поэзия песнопения открывается перед детьми знакомством с колыбельными песенками, назначение которых убаюкивать, усыплять малыша. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная
песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных песенок способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота, заиньки. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток»,
«котик», «котя» и так далее. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Дети очень любят играть. Важное место в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста занимают хороводные игры на народной основе. Слова игры легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи. Было замечено, что между речевой функцией и общей двигательной
системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног, приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, активизируется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки. Поэтому художественное слово народного фольклора сопровождает детей ещё с раннего возраста. Порой при поддержке детей, произведения устного народного творчества превращаются в сюжетно-ролевые игры, интересные сценки, что помогало добиться определённого понимания его содержания и развития речи, учило детей играть.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких людей, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в играх на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию
образности речи, словесному творчеству детей в дошкольном возрасте.
Чтобы речь детей стало более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используются народные песенки «Сорока – белобока», «Идёт коза..», «Чики – чики кички, берёзовые лычки…». Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром, через знакомство со сказкой.
Ранний возраст для ребёнка - это начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещён солнцем народного творчество. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"
Опыт работы на тему : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого русского фольклора».
Дошкольный возраст.......
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Главная задача педагога в области развития речи д...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием форм малого фольклора
Выступление на педсовете...
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора
laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием форм малого фольклора
В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же...