Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Шаяхметова Светлана Ивановна

Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_po_razvitiyu_rechi_detey_4.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Краткая характеристика речи детей

Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов увеличивается до 800 -1000, слова приобретают более точное значение. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).

В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из несколько слов (чаще из 3 -4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).

Звукопроизношение.  Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.

Согласные произносятся смягченно («лёзецка» - ложечка).

Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок, «цесса» - принцесса); заменяются: с – ф («фобака» - собака), з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок),                       с – т («тобака» - собака), з – д («дамок» - замок), ц –т («тветок» - цветок).

Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук и др.); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц («оцки», «отьки» - очки), щ – сь, ть («сетка», «тётка» - щетка).

Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука), заменяются звуками ль («лямпа» - лампа, «люка» - рука).

Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный  и речеслуховой аппараты детей для правильного восприятия и произношения звуков.

Во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.

Для развития речевого дыхания с детьми трех лет проводили игры на сдувание различных предметов, вырабатывая направленную длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков. Детям даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу из трех-четырех слов (включая предлоги и союзы).

Во время игр и занятий необходимо обучать детей  правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать  голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

Важнейшим условием правильного произношения  звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируем основные движения языка, губ, нижней челюсти.

Движения нижней челюсти. Чтобы речь была четкой и ясной, ребенок должен уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука а.

Движения губ.  Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков  с, з, ц необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, уточняя и закрепляя произношение звуков и, э.

Правильное произношение шипящих звуков ш,  ж,  ч, щ требует небольшого выдвижения губ вперед. Этому помогает уточнение и закрепление произношения звуков  о, у.

Для четкой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствует работа по уточнению и закреплению звуков  м,  п, б.

Для правильного произношения звуков с, з, ц, л ребенку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены.  Выработке подвижности нижней губы помогает уточнение и закрепление произношения звуков ф, в.

Движения языка.  Благодаря дифференцированным точным движениям различных частей языка человек правильно произносит звуки.  Так, для произношения звуков с, з, ц необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов.  Эти движения можно выработать, проводя работу по уточнению и закреплению звуков и, э.

Развивая правильную речь ребенка, необходимо готовить не только его артикуляционный аппарат, но и голосовой  и дыхательный аппараты.  Ясная дикция  и четкое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании.  Этому способствуют игры на развитие речевого дыхания и занятия на звуки ф,  в  в процессе которых , у ребенка вырабатывают достаточно длительную воздушную струю, направленную по середине языка. Игры на развитие  речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата. Кроме того, проводятся специальные игры, помогающие вырабатывать силу и высоту голоса.

Для правильного произношения звуков наряду с развитием движений органов речевого аппарата немалое значение имеет и работа по развитию речевого слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни

Особенности речи детей  данного возраста, некоторые практические рекомендации....

Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»

Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группе Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группе

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группеКонспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группеЦель: Ут...