Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)
1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_razvitiyu_rechi_detey_4.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)
1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Краткая характеристика речи детей
Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов увеличивается до 800 -1000, слова приобретают более точное значение. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из несколько слов (чаще из 3 -4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
Звукопроизношение. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.
Согласные произносятся смягченно («лёзецка» - ложечка).
Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок, «цесса» - принцесса); заменяются: с – ф («фобака» - собака), з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» - собака), з – д («дамок» - замок), ц –т («тветок» - цветок).
Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук и др.); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц («оцки», «отьки» - очки), щ – сь, ть («сетка», «тётка» - щетка).
Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука), заменяются звуками ль («лямпа» - лампа, «люка» - рука).
Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой аппараты детей для правильного восприятия и произношения звуков.
Во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.
Для развития речевого дыхания с детьми трех лет проводили игры на сдувание различных предметов, вырабатывая направленную длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков. Детям даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу из трех-четырех слов (включая предлоги и союзы).
Во время игр и занятий необходимо обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируем основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Движения нижней челюсти. Чтобы речь была четкой и ясной, ребенок должен уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука а.
Движения губ. Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков с, з, ц необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, уточняя и закрепляя произношение звуков и, э.
Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ требует небольшого выдвижения губ вперед. Этому помогает уточнение и закрепление произношения звуков о, у.
Для четкой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствует работа по уточнению и закреплению звуков м, п, б.
Для правильного произношения звуков с, з, ц, л ребенку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогает уточнение и закрепление произношения звуков ф, в.
Движения языка. Благодаря дифференцированным точным движениям различных частей языка человек правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков с, з, ц необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя работу по уточнению и закреплению звуков и, э.
Развивая правильную речь ребенка, необходимо готовить не только его артикуляционный аппарат, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и четкое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Этому способствуют игры на развитие речевого дыхания и занятия на звуки ф, в в процессе которых , у ребенка вырабатывают достаточно длительную воздушную струю, направленную по середине языка. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата. Кроме того, проводятся специальные игры, помогающие вырабатывать силу и высоту голоса.
Для правильного произношения звуков наряду с развитием движений органов речевого аппарата немалое значение имеет и работа по развитию речевого слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни
Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации....
Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...
«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»
Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...
Открытое интегрированное занятие по развитию речи на тему «Времена года» во второй младшей группе
Знакомство с временами года....
Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»
Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»...
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...
Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группе Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группе
Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группеКонспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» во второй младшей группеЦель: Ут...