«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»
консультация (младшая группа) на тему

Ступак Валентина Викторовна

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.

Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операция (анализ, синтез, сравнение., обобщение, абстракция, припоминание, запоминание) развиваются и совершенствуются только в процессе овладевания речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx163.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»

Консультация для родителей

На тему:  «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

http://stimullife.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg

Подготовил воспитатель:

Ступак Валентина Викторовна

Ессентуки

2017  г.

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.

Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операция (анализ, синтез, сравнение., обобщение, абстракция, припоминание, запоминание) развиваются и совершенствуются только в процессе овладевания речью.

От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психического деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения:

  • Психические процессы: 
  • Речь:
  • Восприятие память внимание мышление фонетика фонематика лексика
  • Воображение произвольное внимание грамматика связная речь

В первые 3 года жизни ребенка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Если же в первые три года жизни малыша взрослые не уделяли должного внимания его речи, то и в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут способствовать развитию нежелательных качеств характера (застенчивость, нерешительности, замкнутости, негативизма, вызывать нервозы и заикание.

Причины задержки развития речи.

Отсутствие речи в три года или значительная задержка в ее развитии должны насторожить родителей. В этом случае необходима консультация специалиста (психоневролога, логопеда). Причины задержки в развитии речи могут быть различными.

Органические причины возникают в связи с тяжелым течением беременности или трудными родами, родовыми травмами, гипоксией и асфиксией плода, перенесенными в первые годы жизни инфекционными заболеваниями, травмами головы. В этом случае наблюдается точечное или очаговое поражение коры головного мозга в области речевого и двигательных центров.

Механические причины вызываются дефектами костного и мышечного строения артикуляционного аппарата (недоразвитое мягкое нёбо, короткая подъязычная уздечка, «заячья губа», «волчья пасть», изменения формы и величины челюстей и т. д.) или приобретенными в результате травмы дефектами.

Функциональные причины вызваны невниманием родителей к детям, отсутствием полноценного общения либо гиперопекой над детьми, когда предвосхищается каждое их желание. Часто родители, общаясь с детьми, подражают детской речи («сюсюкаются»). На формирование правильной речи оказывает влияние и чрезмерная возбудимость ребенка, задержка психического развития

Особенности развития речи детей 3-4-го года жизни:

В 3 года ребенок пользуется словарем из 800-1000 слов. В течение года словарь возрастает до 1900-2000 слов. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает предметы по общим признакам. В состав активного словаря, которым пользуется ребенок, входят практически все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы).

У трехлетних детей наблюдается неправильное произношение ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

  • сокращения слов («сипед»- велосипед, «атабиль»- автомобиль»);
  • перестановки слогов и звуков в слове («замукальные»- музыкальные, «певрый»-первый);
  • пропуски звуков при их стечении («басой мальчик»-большой мальчик);
  • в ряде случаев для облегчения произношения трудных слов между согласными звуками дети вставляют гласные («корабель»-корабль).

Произношение звуков трехлетними детьми характеризуются некоторыми особенностями:

  • согласные произносятся смягченно («лёзетька» - ложечка)
  • свистящие звуки С,З,Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются другими звуками («абака», «фабака», «табака» -собака; «вамок», «дамок» - замок; «тветок» - цветок);
  • шипящие звуки Ш,Ж,Щ,Ч произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются («апка», «фабака», «табака» - собака; «вамок», «дамок» - замок; «тветок»-цветок);
  • звуки Л,Р пропускаются или заменяются звуками «ль», «й» («юка», «люка» - рука).

Грамматический строй речи. Трехлетние дети говорят короткими фразами из 3-4 слов. Фраза постепенно удлиняется и усложняется. Порядок слов и их согласования могут быть неправильными: «я хочу нет» - я не хочу; «один колесо», «много окнов».

В течение четвертого года жизни у детей сокращается количество перестановок, пропусков звуков, исчезает смягченное произношение слов, улучшается произношение свистящих и шипящих звуков, исчезает их замена на другие звуки, хотя может сохраняться нечеткое произношение шипящих, отсутствие звуков Л и Р.

Роль родителей в развитии речи ребенка огромна. Маленький ребенок стремится к общению с близкими ему людьми, подражает им во всем. Взрослые должны уделять общению с детьми достаточно времени, т. к. дефицит внимания негативно сказывается на их всестороннем развитии. Поскольку развитие речи малыша тесно связано с развитием движений и формированием основных психических процессов, у детей очень важно развивать общую и мелкую моторику, для чего дома полезно иметь спортивный уголок, конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания и другие настольные игры, развивающие мышление, внимание, память. Постоянно читайте детям качественную и богато иллюстрированию детскую литературу, беседуйте с ребенком о прочитанном, пересказывайте сказки и рассказы вместе с детьми словами, близкими к тексту – это пополнит его словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ

Материал написан в помощь родителям....

Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Как помочь ребенку овладеть чистой речью?...

Советы логопеда Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Советы логопедаОсобенности развития речи детей 3-го года жизни...

Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Особенности развития речи детей 3-го года жизни.Речь – это главная психическая и самая сложная функция. Она не является врожденной, она формируется по мере развития человека....