НОД "Каждый ребёнок имееет право"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
ЦЕЛЬ: Формирование у детей представлений об их гражданских правах и обязанностях.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- закрепить элементарные знания детей о правах, обязанностях ребенка;
- формировать представление о положительных и отрицательных поступках.
Развивающие:
- способствовать развитию правового мировоззрения и
нравственных представлений;
- развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию активную жизненную позицию и
нравственно-правовую культуру у детей;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kazhdyy_rebenok_imeet_pravo.docx | 113.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
« БЕЗ ПРАВ НА СВЕТЕ ЖИТЬ НЕ СМОЖЕМ,
ВСЕГДА НАМ ПРАВО И ВЕЗДЕ ПОМОЖЕТ»
Автор: Архангельская Т.Н.
ЦЕЛЬ: Формирование у детей представлений об их гражданских правах и обязанностях.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- закрепить элементарные знания детей о правах, обязанностях ребенка;
- формировать представление о положительных и отрицательных поступках.
Развивающие:
- способствовать развитию правового мировоззрения и
нравственных представлений;
- развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию активную жизненную позицию и
нравственно-правовую культуру у детей;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, слайды (сценки из сказок); иллюстрации «Права детей»; кукла-Инопланетянин; индивидуальные карточки для игр «Чьи?» и «Отгадай, как зовут?», пособие «Паровозик»; простые карандаши (по количеству детей); книги о правах детей; плакаты ко Дню защиты детей.
Предварительная работа:
- Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка;
Чтение художественных произведений: К.И Чуковский «Доктор Айболит» и «Мойдодыр»; А.Толстой «Приключения Буратино»; Н.Носов «На горке»; И. Туричин «Человек заболел»; В. Осеева «Волшебное слово»; русские народные сказки: «Снегурочка», «Маша и медведь», белорусская сказка «Жихарка», русская народная «Гуси-лебеди», Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева», Шарль Перро «Золушка» и др.;
- Беседа на темы: «Мой дом», «Моё имя», «Моя семья», «Хорошо и плохо».
По ходу НОД на мультимедиа появляются слайды, звучат голоса сказочных героев /магнитофонная запись/.
ХОД НОД:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ «КОМПЛИМЕНТЫ»
Учитель-логопед: Ой, какие вы сегодня все нарядные, красивые! Димочка, у тебя такая модная прическа. Богданчик, ты так ровненько расставил все машинки, вои руки просто золотые. Светочка, какие у тебя красивые заколочки. Дети улыбаются, потому что приятно слышать такие слова. Давайте подарим друг другу комплименты. (Дети по очереди говорят друг другу комплименты). Я предлагаю всегда говорить друзьям приятные, добрые слова, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ НОД
Учитель-логопед: Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают
Как хорошо, что есть права!
Права останутся на веки
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
И у младенца есть права
И у собаки и у кошки тоже.
Без прав на свете жить не сможем,
Всегда нам право и везде поможет.
Ребята! Кто догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать?
Дети: О правах.
Правильно, о правах, о ваших правах. В современном мире каждый человек, ребенок должны знать свои права, соблюдать и защищать их.
Права ребёнка — свод прав детей, они зафиксированы в международных документах по правам ребёнка. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
III. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Инопланетянин: Здравствуйте, ребята! Я снова у вас в гостях.
Посмотрите, какие у меня буквы?
Дети: Это буква Я. И это буква Я. И это буква Я.
Инопланетянин: Правильно, это буквы Я. Сколько букв Я? /Дети считают/.
Молодцы, умеете считать. Семь букв Я.. Семь-Я. Получилось слово какое?
Дети: «СЕМЬЯ»
Учитель-логопед: Инопланетянин. У каждого ребенка есть семья. Как вы думаете, что это за право?
Дети: Каждый ребенок имеет право на семью.
Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой.
Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой, с бабушкой и дедушкой.
У каждого ребенка есть право иметь братишку или сестренку.
/При затруднениях педагог помогает детям правильно сформулировать ответ/.
Учитель-логопед: Сосчитайте сколько человек в вашей семье?
Дети: В моей семье …. (Ответы детей).
Учитель-логопед: А вы любите свою семью. (Ответы детей)
Ребенок: Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Инопланетянин: Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек.
Учитель-логопед: Какие права?
Инопланетянин: Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Учитель-логопед: Когда рождается ребенок,
Ему так нужен теплый дом
С коляской, с ворохом пеленок,
Игрушки, чтобы были в нем
И сильный папа очень нужен.
И умной мамы нежный взгляд
И хлеб, и масло всем на ужин,
И сказка на ночь для ребят!
На мультимедиа слайды из сказки «Жихарка»
(магнитофонная запись): Ни в каком далёком царстве,
тридевятом государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.
Жихарка: Я – Жихарка, вы меня узнали? Что со мной приключилось, ой-ой-ой! Лиса хотела меня съесть, жизни меня лишить.
Учитель-логопед: В сказке лиса хотела съесть Жихарку, нарушить его право на жизнь.
Каждый из вас ребята имеет право на жизнь. Мы с вами знаем много сказок. К нам в гости пришли персонажи из знакомых вам сказок. Права других сказочных героев тоже нарушаются. Посмотрите и попробуйте определить права, которые нарушены в разных сказках.
На мультимедиа слайды из сказки «Снежная Королева?» Г. Х. Андерсена
Голос Кая (магнитофонная запись): Что воля, что неволя – мне всё равно. Мне надо сложить слово «ВЕЧНОСТЬ!».
Голос Герды: Милый, любимый Кай! Твоё сердце замерзло, я отогрею его, и в нем снова будет жить любовь к бабушке, ко мне, к нашему родному дому!
Учитель-логопед: А какое же право Кая Снежная Королева нарушила?
Дети: Снежная Королева нарушила право ребенка жить с тем, кто его любит, о нём заботится – с его семьёй.
Инопланетянин: Я знаю пословицу «Сердце не камень – тает». Попробуйте, объясните ее. (Объяснения детей). Какое право может обозначать сердце?
Дети. Право на любовь и заботу.
Учитель-логопед: Что означает забота? Кто заботится? О ком вы заботитесь? (Выслушиваются высказывания-рассуждения детей).
IV. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЬИ ?»
Задание: (у каждого ребенка на столе индивидуальная карточка). Дети должны соединить линией предметы с его хозяином. Расскажите, чьи они? Детям надо придумать имена детям.
Образец: Платье Катино. Машина папина.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Семья»
/Дети должны присесть на корточки – вдох, руки на поясе, затем встать и развести руки в стороны – выдох, и так на каждую строчку)
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать –
Надо вслух назвать. ИМЯ
Учитель-логопед: Молодцы. Это свидетельство о рождении, оно есть у каждого человека. А кто догадался, о каком праве оно вам напоминает?
Дети: О праве на имя.
Учитель-логопед: Что означает иметь право на имя? (Ответы)
Учитель-логопед: Как вы должны обращаться друг к другу?
Дети: Мы друг к другу должны обращаться по имени.
Можно называть друг друга ласковым именем – Коленька, Дашенька.
Учитель-логопед: Как следует обращаться к взрослым людям?
Дети: К взрослым мы обращаемся по имени отчеству. Уважительно обращаемся на Вы. (Выслушиваются высказывания-рассуждения детей)
На мультимедиа слайды из русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Голос сестрицы (магнитофонная запись): Про гусей-лебедей давно шла дурная слава – они давно пошаливали маленьких детей уносили. Вот и моего братца унесли гуси-лебеди.
VI. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ, КАК ЗОВУТ? »
Учитель-логопед: Давайте, отгадаем имена сестрицы с братцем.
Задание: надо от названия каждой картинки взять первый звук, соединить звуки и вы узнаете имена детей.
/мышка – М; ананас – А; шары – Ш; арбуз – А - Маша;
индюк – И; волк – В; апельсин – А; носки – Н - Иван/
Учитель-логопед: Какое преступление совершили гуси – лебеди, украв братца?
Дети: Похищение детей.
Учитель-логопед: В каких сказках еще нарушено право на личную жизнь и свободу?
Дети: « Маша и медведь», « Волк и семеро козлят», « Красная шапочка»,
« Колобок», «Три поросенка».
Учитель-логопед: У каждого из вас есть право на жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните ссоры среди вас. Хорошо это или плохо?
Выслушиваются высказывания-рассуждения детей
На мультимедиа слайды из сказки «Золушка» Шарля Перро
Золушка (магнитофонная запись): Дразнят Золушкой меня,
Оттого, что у огня силы не жалея,
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь и всегда в золе я.
Прячу я печаль мою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже…
Неужели я не поеду на бал? Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Хочу, чтоб счастье пришло ко мне!
Учитель-логопед: Какое право нарушила злая мачеха?
Дети: Злая мачеха и сестры нарушили право не подвергаться жестокому обращению. Злая мачеха нарушила право нельзя использовать детский труд, как рабочую силу. Злая мачеха нарушила право на развлечение. Злая мачеха нарушила право на отдых. /При затруднениях педагог помогает детям/.
Учитель-логопед: В каких сказках еще нарушено право на отдых, право не подвергаться жестокому обращению?
Дети: русская народная сказка « Морозко», С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Учитель-логопед: Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
Будь ты янки или русский,
Или парень белорусский,
Иль карел из Марий – Эл,
Иль из города Бомбей,
Знай! Тебе положен отдых
От всего, что силы тратит:
От учебы, от работы,
От хлопот и от забот.
Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, от цвета кожи права детей зависят?
Дети: Нет! (Объяснения детей, почему они так думают).
На мультимедиа Айболит К.И.Чуковского (звучит магнитофонная запись)
Голос Айболита: Я добрый доктор Айболит,
У кого живот болит?
Или кашель одолеет
Или голова болит?
Приходите, приходите.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит.
Я получил телеграмму, что заболели мои любимые друзья, и они должны ко мне приехать, но я даже не знаю, как они поедут, в каких вагончиках. Если заяц сядет рядом с волком, что же будет? Помогите мне, пожалуйста, ребята.
VII. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЕЗД»
Учитель-логопед: Давайте поможем найти им нужный вагон.
Задание: Прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет /количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика/. Образец: жи-раф (2 слога) поедет во 2 вагоне.
Молодцы! Правильно рассадили всех по вагончикам, и они быстро добрались до Айболита и он их вылечил.
Учитель-логопед: Все дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение.
Айболит: Все доктора всегда готовы лечить детей, но и все обязаны заботиться о своем здоровье. Что надо делать, чтобы сохранить свое здоровье?
/ Выслушиваются высказывания-рассуждения детей/
Инопланетянин: Я понял, есть еще одно право у детей.
Дети: Какое?
Инопланетянин: Выражать своё мнение. Говорить, так как вы думаете, рассуждать, высказывать.
Учитель-логопед: Вы можете вместе: Петь, играть и веселиться,
Бегать, прыгать и резвиться!
Но и у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
На мультимедиа Мойдодыр К.И.Чуковского (звучит магнитофонная запись)
Мойдодыр: Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам стыд и срам.
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,
и зубной порошок, и густой гребешок.
Давайте же мыться плескаться, купаться, нырять,
кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке,
в ручейке, в океане.
Всегда и везде вечная слава воде!
Учитель-логопед: Каждый ребенок имеет право чистую воду, на полезное и качественное питание. А кто для вас готовит в детском саду? /Ответы/. А вам нравится, как готовят наши повара? /Ответы/ Я согласна, наши повара готовят очень вкусно, и вы растете здоровыми, сильными и умными.
Инопланетянин: Смотрите, это мои любимые книги, в них такие интересные картинки.
Учитель-логопед: О чем же эти книги?
Инопланетянин (грустно): Не знаю! Читать я совсем не умею!
Учитель-логопед: Картинки - это хорошо! А уметь читать ещё лучше! Дети в нашей группе уже научились читать.
На мультимедиа – герои сказки А.Толстой «Приключения Буратино»
(звучит магнитофонная запись)
Карабас: Так-так-так! Это ты несносный мальчишка помешал моему представлению? В школу собрался! Я тебе покажу школу! Тебе не надо учиться!
Ну, Буратино, ты сделан из дерева, и я сегодня растоплю тобой камин!
Учитель-логопед: Какой страшный и злой Карабас Барабас! Как плохо он поступает! Никто из наших ребят не хочет быть на тебя похожим, злой Карабас!
Ведь Карабас Барабас хочет лишить Буратино его прав. Ведь есть такое право…
Инопланетянин: Какое право?
Учитель-логопед: Есть у детей на это право! Ребята, какое это право?
Дети: Право на образование!
Инопланетянин: Право на образование! А что это такое?
Учитель-логопед: Это такое дело:
Сел за парту смело,
Взял ручку и тетрадь,
Буквы начал ты писать!
А ещё букварь открыл
Буквы в слоги ты сложил,
На слова ты посмотрел,
Быстро их ты прочитал,
И умнее всех ты стал!
Учитель-логопед: Есть в Конвенции ООН
Вот такой закон:
Всех детей учить должны,
Детям знания нужны
Это знать должны все дети
И все люди на планете.
Инопланетянин: И это все? Это я смогу!
Учитель-логопед: Нет, не все. Ты обязан не спать, на вопросы отвечать! Ребята, а какие обязанности появятся у вас, когда вы будете учиться в школе?
Дети: Во время занятий, уроков нужно быть дисциплинированным, не мешать учительнице и своим одноклассникам.
Инопланетянин: Про права я все узнал, но оказывается, в школе у детей появляются обязанности.
Учитель-логопед: Какой ты смешной! Обязанности есть и у наших дошколят. Ребята, давайте встанем в круг и по очереди расскажем про ваши обязанности.
Дети
Дети: Я обязан умываться и чистить зубы по утрам.
Я обязан заправлять свою кровать по утрам.
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я и мой братик помогаем протирать пыль. И т.д.
Учитель-логопед: Какие вы молодцы, какие вы умные. И обязательно вы должны слушаться взрослых, своих родителей: папу и маму.
VIII. ИТОГ НОД
Учитель-логопед: Закончи мою фразу словом, подходящим по смыслу:
Ведь о правах не зря идёт молва,
хоть ты и мал, есть у тебя … права!
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас … на свете!
Ну что, Инопланетянин, понравилось тебе сегодня у нас?
Инопланетянин: Очень, очень понравилось. Теперь я буду приходить к вам, а вы меня научите читать! Я свои любимые книжки вам дарю, читайте их. Я понял, что у детей должны быть права. Ребята, а вы запомнили свои права? Обязательно расскажите о них своим друзьям и родителям. Кто какое право запомнил?
Ответы детей:
Дети имеют право на жизнь.
Дети имеют право на семью.
Дети имеют право на лечение.
Дети имеют право на образование.
Дети имеют право на общение и свое мнение. И т.д.
Сюрпризный момент: (Инопланетянин угощает детей)
1 июня – День защиты детей!
Приложение 3
ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ ДЕТЕЙ
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Закон « Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получить образование, развиваться физически, умственно, нравственно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества.
Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы
Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более по своему усмотрению ему жить вы не имеете права.
Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство
и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранить оптимизм во всех педагогических невзгодах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОМ, СЕМЬЮ, НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ.
Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому, что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задават...
Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Каждый ребёнок имеет право»
Каждый обладает определённым набором прав от рождения. Они всегда принадлежат человеку. Никому передавать их гражданин не может и отказаться от них тоже нельзя. То есть правоспособность - это способно...
Краткосрочный групповой образовательный проект с заданным результатом для детей 4-5 лет «Ребёнок имеет право жить!»
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень тру...
Родительское собрание на тему "Ребёнок и правила дорожного движения"
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять ребёнку особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если он всё равно переходит через улицу, только держась за руку взрослого...
развлечение День правовой грамотности «Каждый ребёнок имеет право» в рамках «Всемирного дня прав человека»
обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса...
Краткосрочный проект "Ребёнок имеет право ..." по правовому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников
План краткосрочного проета по правлвому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников...