ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Использование метода проектирования для развития связной речи детей с ТНР»
методическая разработка по развитию речи на тему
работа создана по окончании курсов повышення квалификации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_-_proektnaya_deyatelnost_v_razvitii_rechi.docx | 2.36 МБ |
prilozheniya_po_proektam.docx | 59.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Системная паутинка (схема реализации проекта)
Проект: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через обучение детей составлению описательных рассказов и загадок»
Подпроект: «Город наш родной» Темы подпроекта: «Транспорт»; «9 мая. День Победы»; «День рождения нашего города»
Направление развития | |||||
Познавательно - речевое | Социально - личностное | ||||
Образовательные области | |||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | |||
Виды деятельности | Беседы на темы: - «Транспорт, какие виды» - «9 мая. День Победы - главный праздник страны!» -«От кареты до ракеты» -«Мой любимый город» (серия бесед: смотри картотеку) Рассматривание картин и картинок, серий картин по темам, составление описат-х и сюжетных рассказов по ним. Рассматривание энциклопедий, типа: «Я познаю мир»; специальной литературы (о войне, о транспорте, о городе), Рассматривание журналов. Просмотр передач о войне (в записи), Просмотр художественных фильмов: «Зимнее утро»; «Офицеры»; Просмотр записи парада на Красной площади и праздничного салюта (в записи) Продолжать знакомство с творчеством военных художников: В Гореева, П. Шмелева, Н.Беляева Мультфильмы: «Тачки», «Паровозик из Ромашково»; «Летучий корабль»; «Большое путешествие»; «Приключения Гены и Чебурашки»; «Маша и медведь» ( отдельные серии) Экскурсии: - экскурсии обзорные по городу - «С родителями на праздничный салют» - посещение Вечного огня. | Словесные игры, типа: «Знай и люби свой город»; «Закончи предложение»; «Исправь ошибку» «Чем отличается?»; «Так и не так»; Н. Носов «Метро»; «Автомобиль»; В. Сутеев «Кораблик»; А. Лукьянова «Братцы вагончики и скорый поезд»; «Сказка про электричку»; «Сказка про самосвал»; «Сказка про грузовик»; «Два трамвая»; «Сказка про экскаватор»; В. Коржиков «Пусть посмотрит в глаза граница»; А. Маркуша «Большие неприятности»; А. Рутко «Пашкины колокола»; Л. Симонова «Стрела»; Л. Кассиль «Твои защитники»; К. Паустовский «Похождение жука- носорога»; А. Митяев «Почему Армия Родная» Детские журналы «Трамвай» и «Автобус»; Х. Тайуре «Я и улица»; А. Пушин «Архитектура Димитровграда»; Стихи о Родине: С. Серова «Горная дорога»; «Снежинка и троллейбус»; Г. Сапгир «Лайнер»; Велосипедист»; «Жил на свете самосвал» | Сюжетно - ролевая игра: «Дорога» Составление рассказов из личного опыта: «Как я ходил на парад» «Праздничный салют» «Как я путешествовал по городу» Приглашение участников ВОВ на праздничный концерт, беседы с ними. По Т. Шорыгиной: «Беседы о характере и чувствах»: «Доброта»; «Дружба»; «Радость»; «Злость» По Т. Шорыгиной: «Профессия водитель»; «Профессия кондуктор»; «Профессия военный» Дежурство: согласно графику Уход за комнатными растениями, высадка рассады в открытый грунт, поливка, прополка (только в индивидуальных перчатках) ОБЖ по Т. Шорыгиной «Время и мы» (Точные сказки) ПДД: «Внимание! Переходим улицу» «Беседы о ПДД» «Беседы по ОБЖ» Изготовление открыток к 9 мая, пригласительных для ветеранов на праздничный концерт | ||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Предметные картинки, сюжетные картинки, серии картинок по темам, энциклопедии, специальная литература о городе, о транспорте, о ПДД, о войне; дидактические и настольные игры, типа: «Основы безопасности»; «Час пик»; «По земле и по воде»; «Дорожные знаки»; «Уроки безопасности»; «Дорожная азбука»; «Я- водитель»; «Знаю ли я свой город» и т.д; атрибуты для сюжетно- ролевой игры: разные виды конструктора для построек, дорожные знаки, маски с изображением транспорта, жезл, светофор, фуражки, рули и т.д Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, раскраски, трафареты, дорисовки, «кляксы» и т.д Открытки, наборы серий открыток о войне, о городе, о транспорте. Подборка картин указанных художников. |
Виды деятельности | Направление развития | ||||
Образовательные области | |||||
Художественно - эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Художественное творчество | Музыкальное развитие | Физическое развитие | Здоровье | ||
Лепка: «Грузовик»; «Пароход»; «Танк», «Городские фонари»- прием рисования пластилином Аппликация: «Легковой автомобиль»; «Лодка»; «Свято-Никольский храм» - прием обрывания бумаги Рисование: « Автобус»; «Самолет»; «Праздничный салют»; «Город мой любимый» Оригами: «Пароход»; «Самолет»; «Лодка», « Корабль»; «Цветы Победы» Декоративное рисование: «Украсим куклу» (Дымковская игрушка)
| Разучивание песен и танцев ко Дню Победы: «На парад»; «Танкисты»; «Богатыри» ( по плану музыкального руководителя) Слушаем песни М. Пляцковского «Голубой вагон и т.д) Музыкальные сказки: «Летучий корабль»; «Голубой щенок»; «Приключения Пифа» Слушание песен военных лет: «Соловьи»; «Катюша»; «Играй баян»; | Физкультурные занятия ( по плану руководителя по физо) Пальчиковые игры, физкультминутки, речь с движениями: «Дети едут на машине»; «Едем, едем»; «Космонавт»; «Крутятся вперед колеса»; «На параде»; «Стойкий оловянный солдатик»; «Паровоз»; «Паровоз, паровоз»; «1,2- стоит ракета»; «Самолет»; «Стоп машина»; «Теплоход»; «Загудел паровоз»; «Серебристые кораблики»; «Ехали медведи»; «На шоссе | «Сухое обтирание» «Тропа здоровья» «Сделай компьютер своим другом»; «Пришла весна- ребятишкам не до сна» | ||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Обводки, дорисовки, штриховки, раскраски, схемы рисунков; «Кляксы»; «На что похоже?»; альбомы с картинами художников; коллекции календарей, фишек, марок, открыток, книжки-малышки; «Расскажи сказку» (по карточкам- иллюстрациям); карандаши, трафареты, краски, пластилин и т.д; диски, пластинки, кассеты; разные виды бумаги; игры, типа: «К какой сказке», « Обманщик», « Времена года», «Части суток», «Сложи картинку», «Что к чему»; «Что такое хорошо…»; атрибуты для трудовой деятельности: тряпочки, лейки, сметки, совки для мусора, передники и т.д Разнообразные атрибуты в физкультурном уголке: мячи; скакалки, обручи, веревки, кольцебросы; «Кто быстрее?»;флажки, султанчики и т.д; Игры валеологического содержания, типа : «Сложи человека»; «Если хочешь быть здоров» и т.д Литература по валеологии: «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита» и т.д ( учитывается интерес и желание детей) |
Приложение 5
Системная паутинка (схема реализации проекта)
Проект: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов»
5 блок проекта: «Знакомство с творчеством К. И. Чуковского»
Цель проекта: «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского»
Название итогового мероприятия: литературно-музыкальная гостиная «Чуковский детям»
Дата проведения: конец марта
Направление развития | ||||||||
Познавательно - речевое | Социально - личностное | |||||||
Образовательные области | ||||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | ||||||
Виды деятельности | Беседы: Просмотр электронных презентаций: «Сказочная страна Чуковского» «Муха-цокотуха» «Федорино горе» «Путанница» «Мойдодыр» «Телефон» | Словесные игры и задания: «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети», «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». Оформление картотеки загадок по сказкам К. Чуковского; Словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.; Разучивание и выразительное чтение отрывков из сказок К.И.Чуковского; Составь: сказку по иллюстрации из книги (сюжет должен быть приближен к сказкам Чуковского) | Игры-драматизации по сказкам «Телефон», «Мойдодыр», «Котауси и Мауси»; Игры: «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Испорченный телефон»; сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»; игра «Поле Чудес» по мотивам сказок К.И. Чуковского. Дежурство соответственно графику, работа в книжном уголке . «Беседы о характере и чувствах»: «Доброта»; «Дружба»; «Радость»; «Злость» | |||||
Художественно - эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||
Художественное творчество | Музыкальное развитие | Физическое развитие | Здоровье | |||||
Лепка: | Слушание: пластинок и дисков с записями сказок К. И. Чуковского (обращать внимание детей на наблюдательность писателя, на то, как артисты озвучивают героев, на музыкальное сопровождение) | Физкультурные занятия: по плану физкультурного руководителя, | «Сухое обтирание»; По Т.Шорыгиной «Беседы о здоровье» (соответственно календарному плану) + беседы «Чистота – залог здоровья!» | |||||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Подборка книг с произведениями К.И. Чуковского, портрет писателя, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, для самостоятельного художественного творчества, для режиссерских игр, для театрализованных игр и т.д, атрибуты в уголке ряжения, наборы животных, напольных ковриков, ширм. Наборы масок, конструкторов, игрушки - земестители. ТВ и диски. Дидактические и настольные игры на развитие речи и т.д |
Приложение 7
Системная паутинка (схема реализации проекта)
Проект: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через ознакомление с целостностью картины окружающего мира,
при совместной работе педагогов и родителей»
3 блок проекта: «Здравствуй, гостья - зима!»
Темы проекта: «Зима. Приметы. Спорт»; «Зимующие и кочующие птицы»; «Игрушки»; «Здравствуй, Новый год!»
Цель проекта: Формирование у детей познавательных способностей, знаний об окружающем мире, развитие связной речи
Название итогового мероприятия: «Новый год - развеселый хоровод»
Форма итогового мероприятия: новогодний утренник
Дата проведения: 26 декабря
Направление развития | |||||
Познавательно - речевое | Социально - личностное | ||||
Образовательные области | |||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | |||
Виды деятельности | Беседы: «История игрушек»; «Новый год»; «Зимующие птицы, кочующие - сходства и различие»; по предметным и сюжетным картинкам, иллюстрациям «Новый год в России»; «Наши спортсмены» и т.д наблюдение за тем, как украшают город к празднику. Экскурсии: в магазин игрушек; на елочный базар; в парк (наблюдение и подкормка птиц); на спортивное мероприятие (фигурное катание, хоккей и т.д), на новогодние елки, спектакли. | Стихи русских поэтов о зиме: А.Пушкин; А.Фет; А.Блок: сказки из сборника «Сказки новогодней ночи»; «Закончи предложение»; «Что лишнее»; «Найди отличие»; «Сочини сказку» и т.д Составление рассказов из личного опыта: «Как я кормил птиц»; «Как мы с папой делали кормушки»: | Сюжетно - ролевая игра: «Магазин игрушек»; ( елочки, мишура, гирлянды, домики- избушки) Дежурство: соответственно графику ОБЖ Т.Шорыгина «Безопасность на льду»; «Волшебный морж»; «Зарядка и простуда» | ||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Предметные и сюжетные картинки (по темам); серии сюжетных картинок, открытки, энциклопедии, специальная литература, журналы (о спорте, о зиме, о игрушках, о птицах), буклеты, наборы и серии открыток, коллекции марок, календарей, подборка художественной литературы; настольные игры: лото, домино, «Парочки»; разрезные картинки; «Сочини историю»; «Что лишнее»; «Найди различие» и т.д Игры спортивного содержания: «Веселые человечки»; «Цветные цепочки»; «Найди пару» и т.д Атрибуты для спортивных игр |
Виды деятельности | Направление развития | ||||
Образовательные области | |||||
Художественно - эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Художественное творчество | Музыкальное развитие | Физическое развитие | Здоровье | ||
Лепка: «Снежинка»; «Снегирь»; «Любимая игрушка»; | Разучивание песен, танцев, хороводов, игр для празднования Нового года; «Бабка - ежка» «Снежна королева»; «Щелкунчик» «Проказы старухи зимы»; «Госпожа Метелица» | Все виды игр (см. в перспективном планирование); | «Сухое обтирание»; «Тропа здоровья»; КГН ( по картотеке);дыхательные упражнения со снежинками, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, релаксация ( под музыку) | ||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Обводки, дорисовки, штриховки, раскраски, схемы рисунков; «Кляксы»; «На что похоже»; альбомы с картинами русских художников: атрибуты для художественного творчества: клей, ножницы, бумага, краски, пластилин и т.д.; Альбомы с иллюстрациями к сказкам, диски, пластинки, разные виды конструкторов, маски, разные виды театров и т.д. |
Приложение 8
Циклограмма проекта
«Использование художественной литературы, как средства развития связной речи у детей с ТНР»
Лексические темы по месяцам | Используемая художественная литература |
С 26.09 по 30.09 - «Миновало лето, осень наступила» (осень) | Стихи русских поэтов о осени: А.Пушкин, А.Фет, Ф. Тютчев, И.Бунин, А.Плещеев, Е.Благинина |
С 3.10 по 7.10 - «В огород пойдем, урожай соберем!» (овощи) | Н.Носов «Огурцы»; «Огородники»; «Тук-тук!»; |
С 10.10 по 14.10 - «На базар ходили мы, много груш там и хурмы» (фрукты) | В.Сутеев «Яблоко»; «Мешок яблок» |
С 17.10 по 21.10 - «А в лесу растет черника, земляника, голубика» (ягоды) | Л.Толстой «Косточка» В Осеева «В гости к ягодам» |
С 24.10 по 28.10 - «Выросли на кочке, мелкие грибочки!» (грибы) | В.Сутеев «Под грибом» |
С 31.10 по 4.11 - «Идет бычок качается!» (домашние животные) | Е.Чарушин «Тюпа, Томка….» |
С 7.11 по 1.11 - «1,2,3,4,5- вышла курочка гулять!» (домашние птицы) | Е.Чарушин «Утка с утятами» В.Степанов «Петух и хозяин» |
С 14.11 по 18.11 - «Ежик топал по тропинке!» (дикие животные) | Н.Сладков «Лесная азбука» |
С 21.11 по 25.11 - «Вьюга воет и кружит, на снегу тюлень лежит» (животные севера) | «Сказки народов Севера» |
С 28.11 по 2.12 - «Полосатые лошадки, африканские лошадки» (животные юга) | К.Чуковский «Айболит иБармалей» |
С 5.12 по 9.12 - «Мороз и солнце, день чудесный!» (зима, приметы, спорт) | Стихи русских поэтов |
С 12.12 по 23.12 - «В зимний день среди ветвей, стол, накрытый для гостей!» | В.Бианки «Сова»; «Теремок» |
С 19.12 по 23.12 - «Расставил Андрюшка в два ряда игрушки» (игрушки) | Э.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка» |
С 26.12 по 30.12 - «Наступает праздник новогодний, зажигает тысячи огней!» (Новый год) | М.Зощенко «Елка» |
С 9.01 по 13.01 - «В цирке медвежонок пляшет и задорно бубном машет!» | Н.Хаткина «Музыкальный магазинчик |
С 16.01 по 20.01 - «Я перчатку одеваю, я в нее не попадаю!» (одежда и головные уборы) | В.Берестов «Верблюжья варежка» |
С 23.01 по 27.01 - «Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую» (обувь) | Ш.Перро «Кот в сапогах»; «Стоптанные туфельки»; «Золушка» |
С 30.01 по 3.02 - «Вот большой стеклянный чайник» (посуда) | К.Чуковский «Федорино горе» |
С 6.02 по 11.02 - «Посадила бабка в печь, пироги с капустой печь» (продукты питания) | Г.Цыферов «Сладкий домик» |
С 13.02 по 17.02 - «На горах высоких, на родном просторе- охраняет Родину солдат!» (День защитника Отечества) | Л.Кассиль «Твои защитники» |
С 20.02 по 24.02 - «1,2,3,4- много мебели в квартире!» (мебель) | С.Маршак «Кошкин дом»; «Багаж»; «Откуда стол пришел?» |
С 27.02 по 3.03 - «Весна, Весна! Как воздух чист!» (весна, приметы, мамин день) | Сборник «Маме дорогой» |
С 6.03 по 17.03 - «Я садовником родился» (цветы) | В.Катаев «Цветик- семицветик» |
С 20.03 по 24.03 - «Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики!» (насекомые) | К.Чуковский «Тараканище»; «Муха- цокотуха»; «Путаница» |
С 27.03 по 31.03 - «Вот летит большая птица» (перелетные птицы) | В.Бианки «Кто чем поет?»; «Кукушонок»; «Лесные домишки»; «Чей нос лучше»; |
С 3.04 по 7.04 - «Мы пришли на космодром!» (Космос) | Ф.Бубликов «Сказка про ночное небо» |
С 10.04 по 14.04 - «Как по морю-океану, рыба- рыбища плывет!» (водоемы, их жители) | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
С 17.04 по 21.04 - «Как мой садик свеж и зелен, распустилась в нем сирень!» | К.Чуковский «Чудо- дерево» |
С 24.04 по 28.04 - «Хохлома ты моя золотая!» (народные промыслы) | Е.Осетров Я люблю тебя Хохлома!» |
С 1.05 по 12.05 - «День Победы, как он был от нас далек» (День Победы) | С.Алексеев «Рассказы о маршале Жукове»; «Герои ВОВ»; «Рассказы о великих полководцах»; «От Москвы до Берлина»; «Рассказы о великой войне»; «Солдатская медаль» |
С 15.05 по 26.05 «Ехала машина темным лесом!» (транспорт) | Н.Носов «Метро»; «Автомобиль» |
С 29.05 по 2.06 «1,2,3,4,5 - люблю по городу гулять!» (д.р города) | О.Ушакова «Правители России» Стихи о Димитровграде |
Приложение 9
Системная паутинка (схема реализации проекта)
Проект: «Использование художественной литературы, для развития связной речи у детей с ТНР»
Название проекта: «Миновало лето, осень наступила!»
Тема проекта: Осень. Приметы
Цель проекта: Знакомство с художественной литературой, для развития речи детей
Название итогового мероприятия: «Разноцветная осень!»
Форма итогового мероприятия: составление портфолио детского словесного и художественного творчества участие в конкурсе
Направление развития | |||||
Познавательно - речевое | Социально - личностное | ||||
Образовательные области | |||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | |||
Виды деятельности | Беседы: разных книжных изданий, журналов о природе, картин русских художников об осени. электронной презентации о Л.Толстом, Н.Сладкове, о русской поэзии. Просмотр мультфильмов, например: «Осенние кораблики»; «Синичкин календарь» Экскурсия выходного дня: | Словесные игры: «Из какого произведения читаю»; «Что дальше»; «Перескажи по моделям», «Как я наблюдал листопад?» (составление рассказа из личного опыта) Стихи русских поэтов о осени: А.Пушкин, А.Фет, Ф.Тютчев, И.Бунин, А.Плещеев, Е.Благинина | Сюжетно - ролевая игра: «Что нужно делать, если ты потерялся в магазине?» Викторина + Т.Шрыгина «Уроки безопасности» | ||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Разные книжные издания произведений, портреты писателей и поэтов, сюжетны, предметные картинки, картины русских художников, дидактические, настольные игры, игрушки заместители, журналы, энциклопедии, наборы открыток; рассказы и портфолио детей прежних лет, разные виды театров, конструкторы, сюжетно- ролевые игры и т.д. |
Виды деятельности | Направление развития | ||||
Образовательные области | |||||
Художественно - эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Художественное творчество | Музыкальное развитие | Физическое развитие | Здоровье | ||
Лепка: «Листопад» (по стихотворению И.Бунина) «Осенняя сказка» ( по рассказы И. Абрамцевой) «Миновало лето, осень наступила» -рисование по мокрому «Осенний листок» ( по сказке С.Козлова «Осенне кораблики») | Слушание музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов А. Вивальди и т.д.) Разучивание песен к осеннему празднику (по плану музыкального руководителя) | Физкультурные занятия: по плану физкультурного руководителя + индивидуальные рекомендации | Сухое обтирание» (вывод: почему осенью полезно гулять на свежем воздухе?) | ||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Материал для художественного творчества (бумага, ножницы, пластилин, природный материал и т.д.); диски, пластинки, атрибуты в уголке ряжения, атрибуты для физического развития, игры и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...
Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Использование мнемотехники в развитии связной речи"
Цель: выявить эффективность использования приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей...
Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...
Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»...
«Использование нетрадиционных методов в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой совр...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи детей дошкольного возраста».
В данной работе представлен опыт работы по технологии мнемотехники....