ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Использование метода проектирования для развития связной речи детей с ТНР»
методическая разработка по развитию речи на тему

Нехожина Елена Вячеславовна

работа создана по окончании курсов повышення квалификации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Системная паутинка (схема реализации проекта) 

Проект: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через обучение детей составлению описательных рассказов и загадок»

Подпроект: «Город наш родной»      Темы подпроекта: «Транспорт»; «9 мая. День Победы»; «День рождения нашего города»

Направление развития

Познавательно - речевое

Социально - личностное

Образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности

Беседы на темы:

- «Транспорт, какие виды»

 - «9 мая. День Победы - главный праздник страны!»

-«От кареты до ракеты»

-«Мой любимый город»

(серия бесед: смотри картотеку)

Рассматривание картин и картинок, серий картин по темам, составление описат-х  и сюжетных рассказов по ним.

Рассматривание энциклопедий, типа:

«Я познаю мир»; специальной литературы

(о войне, о транспорте, о городе),

Рассматривание журналов.

Просмотр передач о войне (в записи),

Просмотр художественных фильмов: «Зимнее утро»;  «Офицеры»;

Просмотр записи парада на Красной площади и праздничного салюта (в записи)

Продолжать знакомство с творчеством военных художников: В Гореева,  

П. Шмелева, Н.Беляева

Мультфильмы:

«Тачки», «Паровозик из Ромашково»; «Летучий корабль»; «Большое путешествие»; «Приключения Гены и Чебурашки»; «Маша и медведь»

( отдельные серии)

Экскурсии:

- экскурсии обзорные по городу

- «С  родителями на праздничный салют»

- посещение Вечного огня.

Словесные игры, типа:

«Знай и люби свой город»;

«Закончи предложение»;

«Исправь ошибку»

«Чем отличается?»;

«Так и не так»;
Рассказы и сказки: 

Н. Носов «Метро»; «Автомобиль»;

В. Сутеев «Кораблик»;

А. Лукьянова «Братцы вагончики и скорый поезд»;

«Сказка про электричку»; «Сказка про самосвал»; «Сказка про грузовик»; «Два трамвая»; «Сказка про экскаватор»;

В. Коржиков «Пусть посмотрит в глаза граница»;

А. Маркуша «Большие неприятности»;

А. Рутко «Пашкины колокола»;

Л. Симонова «Стрела»;

Л. Кассиль «Твои защитники»;

К. Паустовский «Похождение жука- носорога»;

 А. Митяев «Почему Армия Родная»

Детские журналы «Трамвай» и «Автобус»;

Х. Тайуре «Я и улица»; А. Пушин «Архитектура Димитровграда»;

Стихи о Родине:

С. Серова «Горная дорога»; «Снежинка и троллейбус»;

 Г. Сапгир

«Лайнер»; Велосипедист»; «Жил на свете самосвал»

Сюжетно - ролевая игра:

«Дорога»

Составление рассказов из личного опыта: «Как я ходил на парад»

«Праздничный салют»
»Мой любимый вид транспорта»

«Как я путешествовал по городу»

Приглашение участников ВОВ на праздничный концерт, беседы с ними.

По Т. Шорыгиной:
«Приключения на волшебной поляне»; «Волшебные очки»;
«Чудеса в музыкальном зале»
(Этика)

«Беседы о характере и чувствах»: «Доброта»; «Дружба»; «Радость»; «Злость»

По Т. Шорыгиной: «Профессия водитель»;

«Профессия кондуктор»; «Профессия военный»

Дежурство: согласно графику

Уход за комнатными растениями, высадка рассады в открытый грунт, поливка, прополка (только в индивидуальных перчатках)

ОБЖ по Т. Шорыгиной

 «Время и мы» (Точные сказки)

ПДД: «Внимание! Переходим улицу»

«Беседы о ПДД» «Беседы по ОБЖ»

Изготовление открыток к 9 мая, пригласительных для ветеранов на праздничный концерт
Подготовка к праздничному концерту: «День Победы»;
«
Итоговый концерт»

Создание условий для самостоятельной

деятельности детей

Предметные картинки, сюжетные картинки, серии картинок по темам, энциклопедии, специальная литература о городе, о транспорте, о ПДД, о войне;

дидактические и настольные игры, типа:  «Основы безопасности»; «Час пик»; «По земле и по воде»; «Дорожные знаки»; «Уроки безопасности»; «Дорожная азбука»; «Я- водитель»; «Знаю ли я свой город» и т.д;  атрибуты для сюжетно- ролевой игры: разные виды конструктора для построек, дорожные знаки, маски с изображением транспорта, жезл, светофор, фуражки, рули и т.д Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, раскраски, трафареты, дорисовки, «кляксы» и т.д Открытки, наборы серий открыток о войне, о городе, о транспорте. Подборка картин указанных художников.

Виды деятельности

Направление развития

Образовательные области

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Художественное творчество

Музыкальное развитие

Физическое развитие

Здоровье

Лепка: «Грузовик»; «Пароход»; «Танк»,

«Городские фонари»- прием рисования пластилином

Аппликация: «Легковой автомобиль»;

«Лодка»; «Свято-Никольский храм» - прием обрывания бумаги

Рисование: « Автобус»; «Самолет»; «Праздничный салют»; «Город мой любимый»

Оригами: «Пароход»; «Самолет»; «Лодка»,

« Корабль»; «Цветы Победы»

Декоративное рисование: «Украсим куклу»

(Дымковская игрушка)

 

Разучивание песен и танцев ко Дню Победы:

«На парад»;

 «Танкисты»;

«Богатыри»

( по плану музыкального руководителя)

Слушаем песни М. Пляцковского «Голубой вагон и т.д)

Музыкальные сказки: «Летучий корабль»; «Голубой щенок»; «Приключения Пифа»

Слушание песен военных лет:  «Соловьи»;

«Катюша»;

«Играй баян»;
Подготовка к итоговому концерту (песни, пляски, игры, стихи)

Физкультурные занятия ( по плану руководителя по физо)

Пальчиковые игры, физкультминутки, речь с движениями:

«Дети едут на машине»;

«Едем, едем»;

«Космонавт»;

«Крутятся вперед колеса»;

«На параде»;

«Стойкий оловянный солдатик»;

«Паровоз»;

«Паровоз, паровоз»;

«1,2- стоит ракета»;

«Самолет»;

«Стоп машина»;

«Теплоход»;

«Загудел паровоз»;

 «Серебристые кораблики»;

«Ехали медведи»; «На шоссе

«Сухое обтирание»

«Тропа здоровья»
Т. Шорыгина: «Беседы о здоровье»

«Сделай компьютер своим другом»; «Пришла весна- ребятишкам не до сна»

Создание условий

для самостоятельной

деятельности

детей

Обводки, дорисовки, штриховки, раскраски, схемы рисунков; «Кляксы»; «На что похоже?»; альбомы с картинами художников; коллекции календарей,  фишек, марок, открыток, книжки-малышки; «Расскажи сказку» (по карточкам- иллюстрациям); карандаши, трафареты, краски, пластилин и т.д; диски, пластинки, кассеты; разные виды бумаги; игры, типа: «К какой  сказке», « Обманщик», « Времена года», «Части суток», «Сложи картинку», «Что к чему»; «Что такое хорошо…»; атрибуты для трудовой деятельности: тряпочки, лейки, сметки, совки для мусора, передники и т.д  Разнообразные атрибуты в физкультурном уголке: мячи; скакалки, обручи, веревки, кольцебросы; «Кто быстрее?»;флажки, султанчики и т.д; Игры валеологического содержания, типа : «Сложи человека»; «Если хочешь быть здоров» и т.д Литература по валеологии: «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита» и т.д ( учитывается интерес и желание детей)

Приложение 5

Системная паутинка (схема реализации проекта) 

Проект: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов»

5 блок проекта: «Знакомство с творчеством  К. И. Чуковского»

Цель проекта: «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского»

Название итогового  мероприятия:  литературно-музыкальная гостиная «Чуковский детям»

Дата проведения: конец марта

Направление развития

Познавательно - речевое

Социально - личностное

Образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности

Беседы:
«Добрый мир сказок Чуковского»;
«В гостях у дедушки Корнея»;

Просмотр электронных презентаций:

«Сказочная страна Чуковского»
«Герои сказок К.И. Чуковского»
Просмотр мультфильмов по сказкам К. И. Чуковского:
«Айболит»,

«Муха-цокотуха»

«Федорино горе»

«Путанница»

«Мойдодыр»

«Телефон»
Оформление выставки в книжном уголке “Любимый детский писатель”.

Словесные игры и задания:
«Придумай конец, если начало…»
«Закончи предложение»;
«Один и много»;
«Назови ласково»;

«Узнай героя сказки по описанию»,

«Опиши, чтобы узнали дети»,

«Расскажи, что видишь на картинке»,

«Доскажи словечко».

Оформление картотеки загадок по сказкам К. Чуковского;

Словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.;

Разучивание и выразительное чтение отрывков из сказок К.И.Чуковского;

Составь: сказку по иллюстрации из книги (сюжет должен быть приближен к сказкам Чуковского)

Игры-драматизации по сказкам «Телефон», «Мойдодыр», «Котауси и Мауси»;

Игры:

«Угадай, к какой сказке иллюстрация»,

 «Испорченный телефон»;

сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»;

игра «Поле Чудес» по мотивам сказок К.И. Чуковского.

Дежурство соответственно графику, работа в книжном уголке .

«Беседы о характере и чувствах»: «Доброта»; «Дружба»; «Радость»; «Злость»

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Художественное творчество

Музыкальное развитие

Физическое развитие

Здоровье

Лепка:
поделка из манной крупы+ пластилин «Мой любимый персонаж»»
Аппликация:( обрывная) по сказке «Телефон»
Рисование:
иллюстрирование прочитанных сказок в процессе совместной деятельности«Нарисуем сказку»;

Слушание: пластинок и дисков с записями сказок К. И. Чуковского (обращать внимание детей на наблюдательность писателя, на то, как артисты озвучивают героев, на музыкальное сопровождение)
Подготовка к литературно-творческой гостиной -  разучивание песен и танцев, игры и стихотворения.

Физкультурные занятия:  по плану физкультурного руководителя,
Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика; альчиковые гимнастики, физкультминутки, дыхательные упражнения: соответственно плану лексических тем

«Сухое обтирание»;
«Тропа здоровья»; «Чеснокотерапия»;

По Т.Шорыгиной «Беседы о здоровье» (соответственно календарному плану) + беседы «Чистота – залог здоровья!»

Создание условий для самостоятельной

деятельности детей

Подборка книг с произведениями К.И. Чуковского, портрет  писателя, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, для самостоятельного художественного  творчества, для режиссерских игр, для театрализованных игр и т.д, атрибуты в уголке ряжения, наборы животных, напольных ковриков, ширм. Наборы масок, конструкторов, игрушки - земестители. ТВ и диски. Дидактические и настольные игры на развитие речи и т.д

Приложение 7

Системная паутинка (схема реализации проекта)

Проект: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через ознакомление с целостностью картины окружающего мира,

при совместной работе педагогов и родителей»

3 блок проекта: «Здравствуй, гостья - зима!»

Темы проекта: «Зима. Приметы. Спорт»; «Зимующие и кочующие птицы»; «Игрушки»; «Здравствуй, Новый год!»

Цель проекта: Формирование у детей познавательных способностей, знаний об окружающем мире, развитие связной речи

Название итогового мероприятия: «Новый год - развеселый хоровод»

Форма итогового мероприятия: новогодний утренник

Дата проведения: 26 декабря

Направление развития

Познавательно - речевое

Социально - личностное

Образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности

Беседы: «История игрушек»; «Новый год»;

«Зимующие птицы, кочующие - сходства и различие»;
«Как украсить елку»; «Зимние забавы, спорт»,
Рассматривание: журналов, открыток, энциклопедий, специальной литературы
Рассматривание и составление рассказов и загадок:

по предметным и сюжетным картинкам, иллюстрациям
Игры обучающего характера:
«Птицы»; «Парочки»; «Спорт»;
«Сложи картинку» и т.
Просмотр документальных фильмов:

«Новый год в России»; «Наши спортсмены» и т.д
Электронные презентации по темам
Мультфильмы, фильмы :«Дед мороз и елка»; «Ну, погоди»; «Зима в Простоквашино»; «Новогоднее приключение Маши и Вити»; «Снегурочка»; «Морозко»;

наблюдение за тем, как украшают город к празднику.

Экскурсии: в магазин игрушек; на елочный базар;

в парк (наблюдение и подкормка птиц); на спортивное мероприятие  (фигурное катание, хоккей и т.д),

на новогодние елки, спектакли.

Стихи русских поэтов о зиме: А.Пушкин; А.Фет; А.Блок: сказки из сборника «Сказки новогодней ночи»;
русские сказки: «Морозко»; «Мороз Иванович»; «Снегурочка»;  В.Берестов «Катя в игрушечном городе»; А.Барто «Игрушки»
Стихи о новом годе, о елочке ( чтение, разучивание - см. картотеку)
Загадки по темам, придумывание новогодних историй ( по мотивам знакомых сказок, типа «Морозко»)
Стихи, пословицы, поговорки: о зиме, о спорте, кроссворды, логические игры и упражнения, составление математических задач ( по темам)
Словесные игры, типа:

«Закончи предложение»; «Что лишнее»;

 «Найди отличие»; «Сочини сказку» и т.д
Чтение: «Откуда появился дед Мороз», «Из истории Нового года»

Составление рассказов из личного опыта: 

«Как я кормил птиц»; «Как мы с папой делали кормушки»:
«Как мы украшали елку»

Сюжетно - ролевая игра: «Магазин игрушек»;
( на прогулке: «Спортивный праздник»);
Театрализованные игры: с использование новогодних атрибутов

 ( елочки, мишура, гирлянды, домики- избушки)
Т.Шорыгина: «Вежливые сказки» (этикет для малышей)
Рассказ педагога с показом видео «Праздники предыдущих лет»
Выступление инструктора по ФИЗО «Спорт. Закаливание»
Беседы: «Как раньше
(родители, бабушки, дедушки) встречали Новый год, традиции семьи
Спортивный день: на каток, на «Лыжню России»

Дежурство: соответственно графику
Уборка площадки своей и малышей, постройка горки, заливка небольшого катка, рисование цветной водой «Сказочная зима»
«Напишем письмо Деду Морозу»

ОБЖ Т.Шорыгина «Безопасность на льду»; «Волшебный морж»; «Зарядка и простуда»
ПДД Т.Шорыгина «Переход проезжей части в разное время года»; «Времена года в лесу»

Создание условий для самостоятельной

деятельности детей

Предметные и сюжетные картинки (по темам); серии сюжетных картинок, открытки, энциклопедии, специальная литература, журналы (о спорте, о зиме, о игрушках, о птицах), буклеты, наборы и серии открыток, коллекции марок, календарей, подборка художественной литературы; настольные игры: лото, домино, «Парочки»; разрезные картинки; «Сочини историю»; «Что лишнее»; «Найди различие» и т.д

Игры спортивного содержания: «Веселые человечки»; «Цветные цепочки»; «Найди пару» и т.д Атрибуты для спортивных игр
Схемы для составления описательных рассказов, загадок, модели, игры с кубиками, конструкторы, атрибуты для сюжетно- ролевых, театрализованных игры, режиссерских игр, игрушки - заместители. Елки, домики, мишура и т.д.

Виды деятельности

Направление развития

Образовательные области

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Художественное творчество

Музыкальное развитие

Физическое развитие

Здоровье

Лепка: «Снежинка»; «Снегирь»; «Любимая игрушка»;
«Елочка - зеленая иголочка» (приемы кругового и продольного скатывания, «рисование пластилином»)
Аппликация: «Снеговик»; «Филин»; «Медвежонок»;
«Елочка» (симметричное вырезание)
Рисование: «Зима - пришла»; «Снегирь. Синица»; «Моя любимая игрушка»; «Елочка - красавица»
Оригами: «Снежинка»; «Варежка для Деда Мороза»;
«Воробей»; «Елочка»
Декоративное рисование: «Украсим шубу Снегурочке»; «Валенки для деда Мороза»: «Новогодняя игрушка»

Разучивание песен, танцев, хороводов, игр для празднования Нового года;
Слушаем классическую музыку:
А.Вивальди, П.Чайковский,
Музыкальные игры:

«Бабка - ежка»
Музыкальные сказки: 

«Снежна королева»; «Щелкунчик»

«Проказы старухи зимы»; «Госпожа Метелица»

Все виды игр (см. в перспективном планирование);
Физкультурные занятия по плану физкультурного работника
Пальчиковые игры, игры с движениями ( см. календарный план)
Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика: см. комплексы соответственно лексическим. темам

«Сухое обтирание»; «Тропа здоровья»; КГН ( по картотеке);дыхательные упражнения со снежинками, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, релаксация ( под музыку)
Т.Шорыгина «Беседы о здоровье»
«Уроки Мойдодыра»

Создание условий

для самостоятельной

деятельности

детей

Обводки, дорисовки, штриховки, раскраски, схемы рисунков; «Кляксы»; «На что похоже»; альбомы с картинами русских художников: атрибуты для художественного творчества: клей, ножницы, бумага, краски, пластилин и т.д.;

 Альбомы с иллюстрациями к сказкам, диски, пластинки, разные виды конструкторов, маски, разные виды театров и т.д.

Приложение  8

Циклограмма проекта
«Использование художественной литературы, как средства развития связной речи у детей с ТНР»

Лексические темы по месяцам

Используемая художественная литература

С 26.09 по 30.09 - «Миновало лето, осень наступила»

(осень)

Стихи русских поэтов о осени: А.Пушкин, А.Фет, Ф. Тютчев, И.Бунин, А.Плещеев, Е.Благинина
С.Я.Маршак «Круглый год»
И.Абрамцева «Осенняя сказка»; «Солнечная сказка»; «Осенние кораблики»
украинская сказка «Колобок»
А. Ягафаррова «Живой букет»
Н.Сладков «Осенние листья» («Лесная азбука»)
А.Толстой «Осень»
С.Козлов «Осенние сказки»

С 3.10 по 7.10  - «В огород пойдем, урожай соберем!»

(овощи)

Н.Носов «Огурцы»; «Огородники»; «Тук-тук!»;
Д.Мамин-Сибиряк «Про царя гороха»
логосказка «Капустный лист»
украинская сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Г-Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

С 10.10 по 14.10 - «На базар ходили мы, много груш там и хурмы»

 (фрукты)

В.Сутеев «Яблоко»; «Мешок яблок»
р.н сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Э.Успенский «Иван царский сын и серый волк»
Загадки, стихи ( из Т. Нищевой, Д.Усачева)
Д.Родарри «Чипполино» (начинаем в теме «Овощи»)

С 17.10 по 21.10 - «А в лесу растет черника, земляника, голубика»

(ягоды)

Л.Толстой «Косточка»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
С. Летова «Волшебные ягоды»;

В Осеева «В гости  к ягодам»

С 24.10 по 28.10 - «Выросли  на кочке, мелкие грибочки!»

(грибы)

В.Сутеев «Под грибом»
Л.Толстой «Девочка и грибы»
В.Даль «Война грибов»
Н.Абрамцева «Кто собирал грибы»
И. Хаткина «Про мухомора Яшу и девочку Машу»

С 31.10 по 4.11 - «Идет бычок качается!»

(домашние животные)

Е.Чарушин «Тюпа, Томка….»
С.Маршак «Усатый- полосатый»
Л.Толстой «Пожарные собаки»; «Котенок»
В.Осеева «Кто хозяин»; «Рекс и Кекс»
Н.Носов «Дружок»; «Бобик в гостях у Барбоса»
Г.Остер «Котенок по имени Гав»
С.Воронов «Верный Фетюк»
Э.Успенский «Трое из Простоквашино»
Г-Х.Андерсен «Свинопас»

С 7.11 по 1.11 - «1,2,3,4,5- вышла курочка гулять!»

(домашние птицы)

Е.Чарушин «Утка с утятами»
М.Зощенко «Умная кура»
В.Осеева «Добрая хозяйка»; «Куриный разговор»
Е. Карганова «Как цыпленок голос искал»
М. Пляцковский «Как цыпленок Крячик свою тень потерял»
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»;

В.Степанов «Петух и хозяин»

С 14.11 по 18.11 - «Ежик топал по тропинке!»

(дикие животные)

Н.Сладков «Лесная азбука»
Е.Чарушин «Про зверят»
В.Чижиков «Петя и Потап»
С.Маршак «Сказка об умном мышонке»
М.Пришвин «Лисичкин хлеб»; «Первая стойка»
Е.Агинская «Как звери лису проучили»; «Лесной переполох»
Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Л.Толстой «Три медведя»
+ русские народные сказки, типа «Лиса и волк»; «Лисичка со скалочкой» и т.д

С 21.11 по 25.11 - «Вьюга воет и кружит, на снегу тюлень лежит»

(животные севера)

«Сказки народов Севера»
М.Пляцковский «Тюлентяй»; «Умка хочет летать»
С.Маршак «Детки в клетке»; «Где обедал воробей»

С 28.11 по 2.12 - «Полосатые лошадки, африканские лошадки»

(животные юга)

К.Чуковский «Айболит иБармалей»
Э.Успенский «Про Веру и Анфису»
С.Козлов «Сказки про Африку»; «Львенок и Черепаха»
Л.Васильев «Страусенок Роки»
Л.Толстой «Лев и собачка»; «Слон»; «Павлин»
М.Зощенко «Очень умная обезьянка»
С.Михалков «Два толстяка и заяц»
С.Воронов «Воинственный Жако»
Г.Остер «Зарядка для хвоста»

С 5.12 по 9.12 - «Мороз и солнце, день чудесный!»

(зима, приметы, спорт)

Стихи русских поэтов
Н.Носов «Наш каток»; «На горке»; «Бенгальские огни»
С.Маршак «12 месяцев»
А.Михайлов «Два Мороза»
Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
Г-Х.Андерсен «История года»; «Ель»; «Снежная королева»
Н.Абрамцева «Что такое зима?»
В.Осеева «На  катке»
А.Толстой «Морозко»

С 12.12 по 23.12 - «В зимний день среди ветвей, стол, накрытый для гостей!»
(зимующие и кочующие птицы)

В.Бианки «Сова»; «Теремок»
М.Пришвин «Выскочка»; «Гаечки»;
Л.Толстой «Умная галка»; «Синичкин календарь»
Н.Сладков «Азбука леса»

С 19.12 по 23.12 - «Расставил Андрюшка в два ряда игрушки»

(игрушки)

Э.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»
В.Осеева «Девочка с куклой»; «Случай»; «Сторож»
Г-Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»
С.Воронов «В старом сундуке»; «Мастер озорник»; «Храбрый клоун»
Г.Цыферов «Когда не хватает игрушек»
В.Берестов «Катя в игрушечном городе»

С 26.12 по 30.12 - «Наступает праздник новогодний, зажигает тысячи огней!»

(Новый год)

М.Зощенко «Елка»
В.Степанов «В новогоднем лесу»
Т.Комзалова «Новогодний почтальон»; «Лесная красавица»
С.Топелиус «Зимняя сказка»
А.Курляндский «С новым годом Кеша!»
С.Козлов «Как львенок, черепаха и бегемот встречали новый год!» «Как звери новый год искали"

С 9.01 по 13.01 - «В цирке медвежонок пляшет и задорно бубном машет!»
(музыкальные инструменты)

Н.Хаткина «Музыкальный магазинчик
белорусская сказка «Волшебная дудка»; «Музыка- чародейка»; «Как хомячок играл на трубе»; «Как зебра полюбила пианино»;
С.Могилевская «Сказка о громком барабане»
Л.Лягут «Музыкальный магазинчик»
Бр.Гримм «Бременские музыканты»

С 16.01 по 20.01 - «Я перчатку одеваю, я в нее не попадаю!»

(одежда и головные уборы)

В.Берестов «Верблюжья варежка»
В.Осеева «Волшебная иголочка»
Бр.Гримм «Храбрый портняжка»
Ш.Перро «Красная шапочка»;
Г-Х.Андерсен «Новое платье короля»
Н.Носов «Живая шляпа»
сказка «Как одежда обиделась»

С 23.01 по 27.01 - «Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую»

(обувь)

Ш.Перро «Кот в сапогах»; «Стоптанные туфельки»; «Золушка»
румынская сказка «Сапожки борзой собаки»
Г-Х. Андерсен «Красные башмачки»
Н.Абрамцева «Каблучки»
английская сказка «Волшебные башмачки»

С 30.01 по 3.02 - «Вот большой стеклянный чайник»

(посуда)

К.Чуковский «Федорино горе»
В.Слепков «История одной вилки»
Н.Абрамцева «Сказка о старой вазе»

С 6.02 по 11.02 - «Посадила бабка в печь, пироги с капустой печь»

(продукты питания)

Г.Цыферов «Сладкий домик»
В.Слепков «Легенда о шоколадной стране»
«Почему надо кушать»; «Куриный бульон»
Н.Носов «Леденец»; «Мишкина каша»
Бр.Гримм «Горшок каши»; «Сладкая каша»
В.Осеева «Печенье»
Д.Мамин- Сибиряк «Притча о молочке…»

С 13.02 по 17.02 - «На горах высоких, на родном просторе- охраняет Родину солдат!» (День защитника Отечества)

Л.Кассиль «Твои защитники»
Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
С.Алексеев «Почему армия родная»
В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк»

С 20.02 по 24.02 - «1,2,3,4- много мебели в квартире!»

(мебель)

С.Маршак «Кошкин дом»; «Багаж»; «Откуда стол пришел?»
русская сказка «Теремок»


С 27.02 по 3.03 - «Весна, Весна! Как воздух чист!»

(весна, приметы, мамин день)

Сборник «Маме дорогой»
Е.Благинина стихи
М.Зощенко «Бабушкин подарок»
Н.Полякова «За что спасибо, маме говорят!»
О.Булгакова «Плохо ежику без мамы!»
В.Осеева «Сыновья» + стихи русских писателей о весне

С 6.03 по 17.03 - «Я садовником родился»

(цветы)

В.Катаев «Цветик- семицветик»
Г-Х.Андерсен «Цветы маленькой Иды»; «Дюймовочка»
С.Воронин «Необыкновенная ромашка»
«Легенды о цветах»
С.Аксаков «Аленький цветочек»

С 20.03 по 24.03 - «Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики!»

(насекомые)

К.Чуковский «Тараканище»; «Муха- цокотуха»; «Путаница»
В.Бианки «Как муравей домой спешил»
Л.Толстой «О муравьях»
В.Осеева «Какой день», «На пасеке»
М.Пляцковский «Жужуля»
Д.Мамин- Сибиряк «Сказка о том, как жила последняя муха»; «Про Комара Комаровича…»
С.Воронов «Тайна боевого кузнечика»

С 27.03 по 31.03 - «Вот летит большая птица»

(перелетные птицы)


В.Бианки «Кто чем поет?»; «Кукушонок»; «Лесные домишки»; «Чей нос лучше»;
Н.Сладков «Лесная азбука»
руская сказка «Белая уточка»
Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок»; «Дикие лебеди»; «Соловей»
С.Воронов «Девять белых лебедей»
М.Пляцковский «Урок дружбы»
Л.Толстой «Лебеди»
д.Мамин- Сибиряк «Серая шейка»
М.Пришвин «Говорящий грач»

С 3.04 по 7.04 - «Мы пришли на космодром!»

(Космос)

Ф.Бубликов «Сказка про ночное небо»
И.Лыков «От планеты до кометы»
В.Калашников «Мифы звездного неба»
Е.Левитин «Малышам о звездном небе»

С 10.04 по 14.04 - «Как по морю-океану, рыба- рыбища плывет!»

(водоемы, их жители)

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
В.Бианки «Рыбий дом»
Л.Толстой «Мужик и водяной»; «Акула»; «Прыжок»
М.Пляцковский
«Фонтан, который умел плавать!»
С.Воронов «Добрая раковина»; «Голая лягушка»
Е.Агинская «Ослик и чудо- рыбка»
Е.Карганова «Пусть будет «квак»; «Находка»
С.Михалков «Пеликанье- воспитанье»; «Упрямый козленок»
Г.Цыферов «Китенок»

С 17.04 по 21.04 - «Как мой садик свеж и зелен, распустилась в нем сирень!»
(деревья и кусты)

К.Чуковский «Чудо- дерево»
Л.Толстой «Дуб и орешник»
Бр. Гримм «Шиповничек»
С.Воронов «Моя береза»
«Хвойный лес- солнечное дерево»
«Лесной хозяин»; «Кленок молодой и художник»

С 24.04 по 28.04 -  «Хохлома ты моя золотая!»

 (народные промыслы)

Е.Осетров Я люблю тебя Хохлома!»
Р.Мусина «Искусство Гжели»

С 1.05 по 12.05 - «День Победы, как он был от нас далек»

(День Победы)

С.Алексеев «Рассказы о маршале Жукове»; «Герои ВОВ»; «Рассказы о великих полководцах»; «От Москвы до Берлина»; «Рассказы о великой войне»; «Солдатская медаль»
К.Паустовский «Похождение жука- носорога»

С 15.05 по 26.05 «Ехала машина темным лесом!»

(транспорт)

Н.Носов «Метро»; «Автомобиль»
Г.Цыферов «Пароходик»; «Как отдыхал подъемный кран»; «Паровозик из Ромашково»; «Живой мотоцикл»; «Паровозик чу-чу»;
«Машинка по имени Маша»; «Маша и фольксваген»; (картотека)
В,Сутеев «Кораблик»
Н.Хаткина «Вежливый троллейбус»; «Игрушки на дороге»;
М.Зощенко «Великие путешественники»

С 29.05 по 2.06 «1,2,3,4,5 - люблю по городу гулять!»

(д.р города)

О.Ушакова «Правители России»

Стихи о Димитровграде
загадки о городе

Приложение 9

Системная паутинка (схема реализации проекта)

Проект: «Использование художественной литературы, для развития связной речи у детей с ТНР»

Название проекта: «Миновало лето, осень наступила!»

Тема проекта:  Осень. Приметы
Цель проекта: Знакомство с художественной литературой, для развития речи детей
Название итогового мероприятия: «Разноцветная осень!»

Форма итогового мероприятия: составление портфолио детского словесного и художественного творчества участие в конкурсе

Направление развития

Познавательно - речевое

Социально - личностное

Образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности

Беседы:
«Русская поэзия»;
«Русские писатели об осени» (Л.Толстой, Н.Сладков)
Рассматривание:

разных  книжных изданий, журналов о природе, картин русских художников об осени.
Просмотр:

 электронной презентации о Л.Толстом, Н.Сладкове,

о русской поэзии.

Просмотр мультфильмов, например:

«Осенние кораблики»; «Синичкин календарь»

Экскурсия выходного дня:
«В сосновый бор», «Березовую рощу»

Словесные игры:
«Исправь ошибку»;

«Из какого произведения читаю»;

«Что дальше»;
«Перескажи по вопросам»;

«Перескажи по моделям»,
«Придумай сам»
Составление рассказов, пересказы, придумывание другого конца рассказа, названия, нового развития сюжета, придумывание рифм.

«Как я наблюдал листопад?» (составление рассказа из личного опыта)

Стихи русских поэтов о осени:

А.Пушкин, А.Фет, Ф.Тютчев, И.Бунин, А.Плещеев, Е.Благинина
С.Я.Маршак «Круглый год»
И.Абрамцева «Осенняя сказка»; «Солнечная сказка»; «Осенние кораблики»
украинская сказка «Колобок»
А. Ягафаррова «Живой букет»
Н.Сладков «Осенние листья» («Лесная азбука»)
А.Толстой «Осень»

Сюжетно - ролевая игра:
«Книжный магазин» + см. перспективное планирование
Составление рассказов из личного опыта:
«Как мы с мамой покупали книги?»
Т.Шорыгина «Профессия продавец» (в книжном магазине).

Дежурство по графику в книжном уголке, мастерская для книг  (ремонт).
Уборка участка ясельной группы.

«Что нужно делать, если ты потерялся в магазине?»

Викторина + Т.Шрыгина «Уроки безопасности»

Создание условий для самостоятельной

деятельности детей

Разные книжные издания произведений, портреты писателей и поэтов, сюжетны, предметные картинки, картины русских художников, дидактические, настольные игры, игрушки заместители, журналы, энциклопедии, наборы открыток; рассказы и портфолио детей прежних лет, разные виды театров, конструкторы, сюжетно- ролевые игры и т.д.

Виды деятельности

Направление развития

Образовательные области

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Художественное творчество

Музыкальное развитие

Физическое развитие

Здоровье

Лепка: 

«Листопад» (по стихотворению И.Бунина)
Аппликация: 

«Осенняя сказка» ( по рассказы И. Абрамцевой)
Рисование: 

«Миновало лето, осень наступила» -рисование по мокрому
Оригами:

«Осенний листок» ( по сказке С.Козлова «Осенне кораблики»)

Слушание музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов
(например: П.Чайковский,

А. Вивальди и т.д.)
Слушание стихов на аудио дисках в исполнении артистов, обыгрывание стихов и рассказов под музыку.

Разучивание песен к осеннему празднику (по плану музыкального руководителя)

Физкультурные занятия: по плану физкультурного руководителя + индивидуальные рекомендации
Утренние гимнастики и бодрящие гимнастики: смотри картотеку комплексов
Пальчиковые гимнастики, физкультминутки, дыхательные упражнения: соответственно плану лексических тем (смотри картотеку).

Сухое обтирание»
«Чеснокотерапия»
по Т.Шорыгиной «Беседы о здоровье» 

(вывод: почему осенью полезно гулять на свежем воздухе?)

Создание условий

для самостоятельной

деятельности

детей

Материал для художественного творчества (бумага, ножницы, пластилин, природный материал и т.д.);

 диски, пластинки, атрибуты в уголке ряжения, атрибуты для физического развития, игры и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Использование мнемотехники в развитии связной речи"

Цель: выявить эффективность использования приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...

Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

Тема: «Использование мнемотехники в  развития связной      речи у детей 4-5 лет с общим      недоразвитием речи»...

«Использование нетрадиционных методов в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  совр...