Мастер-класс для педагогов. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи детей дошкольного возраста».
материал
В данной работе представлен опыт работы по технологии мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_klass.pptx | 622.38 КБ |
doklad.docx | 896.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Д. Ушинский говорил «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Проблемы речи детей дошкольного возраста • Неумение составлять длинные, состоящие из различных частей речи простые и сложные предложения– речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений. • Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение. • Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка. • Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы. • Плохой уровень дикции. • Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения. • Бедная диалогическая речь.
Что такое мнемотехника? « mnemonikon » - искусство запоминания древнегреческая богиня памяти Мнемозина Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Структура мнемотехники
Работа по мнемотаблицам строится: Для детей младшего и среднего возраста: 1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2.Преобразование символов в образы. 3.Пересказ при помощи символов. Старшим дошкольникам даётся усложнение: 4.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . 5.Таблица воспроизводится ребенком при ее показе.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для: 1.ознакомления детей с окружающим миром; 2.заучивания стихов, потешек , пословиц, поговорок; 3.пересказов художественной литературы; 4.обучения составлению рассказов; 5.отгадывания и загадывания загадок; 6.обогащения словарного запаса; 7.обучения составу числа; 8.воспитания культурно-гигиенических навыков; 9. воспитания навыков самообслуживания; 10.ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности. 11. заучивания и проговаривания чистоговорок , скороговорок; 12. проведения артикуляционной гимнастики.
Алгоритм при заучивании стихотворений: выразительное чтение стихотворения взрослым ; повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть ; вопросы по содержанию стихотворения ; объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме ; чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу ; рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу . Алгоритм при пересказе художественного текста: чтение взрослым текста; рассматривание мнемотаблицы ; ответы на вопросы по содержанию ; повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице Алгоритм при составлении описательного рассказа:
На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков. На втором этапе педагог дает ребенку образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. На третьем этапе ребенок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Алгоритм при составлении описательного рассказа:
Работа по пересказыванию сказок во второй младшей группе
Работа с мнемоквадратами в средней группе
На начало использования технологии На текущий момент использования технологии В 3% В 4% ВС 13% ВС 15% С 20% С 22% НС 64% НС 59% Итоговые показатели использования технологии мнемотехники.
Рекомендуемая литература: 1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009 2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005. 3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4 4. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59 5. Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: « У-Фактория », 2006. 6 . Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г. 7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. 8. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
(МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок»)
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи детей дошкольного возраста».
Выполнил:
воспитатель Девятловская Н.А.
первая квалификационная категория
г.Лесосибирск, 2024г.
Цель:
Формирование представлений у педагогов разных возрастных групп о методе мнемотехники как способе развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающем эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
1. раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
2. поделиться опытом работы по применению мнемотехники с детьми дошкольного возраста;
3. отработать навыки работы по мнемотехники с педагогами разных возрастных групп.
4. предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, фломастеры, мнемотаблицы; ноутбук, слайдовая презентация.
Ожидаемые результаты:
1. Получение педагогами представлений о мнемотехнике;
2. Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Теоретическая и практическая части работы.
Ход мастер-класса:
Теоретическая часть:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1: Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».
Слайд 2: К. Д. Ушинский говорил «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически отработать вам некоторые методические приёмы, которые использую в речевой работе с детьми. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Стоит помнить о том, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. В большинстве случаев дети дошкольного возраста должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут владеть такими умениями.
Слайд 3: Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
• неумение составлять длинные, состоящие из различных частей речи простые и сложные предложения– речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений;
• ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение;
• минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка;
• дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
• плохой уровень дикции;
• дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения;
• бедная диалогическая речь.
Для исправления таких речевых дефектов часто применяется такой прием как мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов. Что он из себя представляет?
Слайд 4: Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина.
Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Начинать работу с мнемотаблицами рекомендуется со средней группы, но в младших группах можно использовать в виде алгоритмов умывания, одевания и другие. В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море– синее, солнце– желтое. В работе с детьми старшей группы схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл
Слайд 5: Структура мнемотехники:
Мнемотехника строится от простого к сложному- мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Затем воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожку- ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2- 4 предложения
И, наконец, самая сложная структура – мнемотаблица. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ, сказку или стихотворение.
Слайд 6: Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие- содержат познавательный материал;
2.развивающие- содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Слайд 7: Работа по мнемотаблицам строится:
Для детей младшего и среднего возраста:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
Старшим дошкольникам даётся усложнение:
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе.
Слайд 8: Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для:
- ознакомления детей с окружающим миром;
- заучивания стихов, потешек, пословиц, поговорок;
- пересказов художественной литературы;
- обучения составлению рассказов;
- отгадывания и загадывания загадок;
- обогащения словарного запаса;
- обучения составу числа;
- воспитания культурно-гигиенических навыков;
- воспитания навыков самообслуживания;
- ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности.
• заучивания и проговаривания чистоговорок, скороговорок;
• проведения артикуляционной гимнастики.
Слайд 9: При работе с мнемотаблицами используем следующие алгоритмы:
Алгоритм при заучивании стихотворений:
1. выразительное чтение стихотворения взрослым;
2. повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть;
3. вопросы по содержанию стихотворения;
4. объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме;
5. чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу;
6. рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Алгоритм при пересказе художественного текста:
1.чтение взрослым текста;
2.рассматривание мнемотаблицы;
3.ответы на вопросы по содержанию;
4.повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5.пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Слайд 10: Алгоритм при составлении описательного рассказа:
Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц должно проходить постепенно и последовательно, обычно в три этапа.
На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков. Закрепить знания на первом этапе можно в игровой форме, например с помощью игр «Расшифруй знаки-символы» (Взрослый показывает таблицу, а ребёнок объясняет значение символов), «Исправь ошибку» (Взрослый показывает таблицу и объясняет содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а ребёнок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
На втором этапе взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки.
На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ. На первых порах, можно предложить ребенку передвигать предмет от клеточки к клеточке. Ведь тогда ребёнку намного легче строить свой рассказ. Позднее можно размещать предмет на расстоянии от таблицы, ребёнок будет строить свой рассказ, лишь водя глазами по клеточкам.
В своей работе с детьми среднего дошкольного возраста я использую педагогическую технологию «Речевого развития с использованием мнемотехники» авторов Воробьевой В.К. (сенсорно- графические схемы), Ткаченко Т.А. (предметно- схематическая модель), Ефременкова Л.Н. (схемы составления рассказа).
Слайд 11: Стала использовать этот прием еще с детьми второй младшей группы при пересказе русских народных сказок, проговаривании с детьми алгоритмов одевания, культурно- гигиенических навыков в индивидуальной работе с детьми.
Слайды 11, 12, 13, 14, 15: С детьми среднего дошкольного возраста использую данную технологию:
-на занятиях по окружающему миру и ознакомлению с природой (алгоритмы описания предметов живой и неживой природы и явлений);
-на занятиях по развитию речи (пересказ сказок, рассказов, заучивание стихов), для автоматизации звуков (чистоговорки, скороговорки).
-на занятиях по ФЭМП (ориентация в пространстве, запоминание чисел, описание признаков времени года и части суток);
-в физминутках (упражнение «Сделай так»);
-в индивидуальной работе с детьми.
В работе использую как готовые мнемотаблицы, так и изготовленные самостоятельно. Так на группе были созданы альбом «Расскажи стихотворение», дидактические игры «Составь рассказ», «Расскажи сказку». А также для индивидуальной работы с детьми создан альбом с мнемотаблицами «Опорные схемы в картинках».
Слайд 16: В начале учебного года и в середине года было проведено обследование развития связной речи детей дошкольного возраста по О. С. Ушаковой (Приложение №1). Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагалось описать куклу, составить описание мяча, описать собаку и придумать про нее рассказ, составить рассказ на одну из тем «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья», пересказать сказку «Гуси- лебеди».
По итогам обследования на начало года высокий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста составил- 3%. Выше среднего- 13%. Средний уровень- 20%. Ниже среднего- 64%. Анализируя полученные данные, четко прослеживается низкий уровень связной речи дошкольников. Дети не могут самостоятельно построить связный рассказ или описать игрушку, объект. Маленький словарный запас. В основном перечисляют признаки, и то те которые наиболее четко прослеживаются. Нуждаются в помощи педагога.
Результаты обследования связной речи детей среднего дошкольного возраста на сегоднешний день выявили высокий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста составил- 4%. Уровень выше среднего- 15%. Средний уровень развития связной речи - 22%. Ниже среднего- 59% (Приложение №2).
Для наиболее точного отслеживания полученных результатов был проведен сравнительный анализ начального и конечного этапов эксперимента, который представлен в таблице.
А теперь я предлагаю вам немного размяться и провести веселую физминутку «Если весело живется- делай так». После слова «так» вы выполяете упражнение на карточке.
Практическая часть:
А сейчас переходим к практической части нашего мастер класса.
У нас есть три команды. У каждой команды будет свое задание.
Задание для команды №1:
-Составить мнемотаблицу к отрывку из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Здание для команды №2.
Составить мнемотаблице к загадкам и подберите из картинок отгадку.
1.Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает.
2. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
3. Сидит девица в темнице, а коса на улице.
4. Без окон без дверей, полна горница людей.
5. Круглая, а не мяч,
Желтая, а не солнце,
С хвостом, а не мышь.
Здание для команды №3.
Запиши пословицу или поговорку по картинкам.
1.молодец против овец, а против молодца- сам овца;
2. семеро одного не ждут;
3. что посеешь, то и пожнешь;
4. за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь;
5. без труда не поймаешь и рыбку из пруда;
6. любишь кататься, люби и саночки возить;
7. делу- время, потехи- час;
8. доброе слово и кошке приятно;
9. на то и щука в реке, чтоб карась не дремал;
10. что написано пером, не вырубишь топором.
-Наши коллеги готовы представить свои работы. Давайте послушаем.
Вывод:
Итак, в итоге можно сказать, овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. При этом у детей:
• увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Слайд 17: Для тех педагогов, кто заинтересован в использовании данной технологии в своей работе рекомендую литературу следующих авторов:
1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО
«Издательство «Детство – Пресс», 2009
2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4
4. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59
5. Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
6. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.
8. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.
Слайд 18: Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Приложение №1.
Рекомендации к проведению обследования
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не должно превышать 15 мин. Задание нужно давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения, не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ. Например, ребенок не смог назвать обобщающее слово, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда». Но в протоколе следует отметить невыполнение задания.
Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов.
Оценка по всем задания дается по баллам:
- 3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно
- 2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям
- 1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.
В конце проверки производится подсчет баллов:
- если большинство ответов получило оценку «3 балла», то это I уровень развития речи (высокий)
- если больше половины ответов с оценкой «2 балла», то это II уровень (средний)
- с оценкой «1 балл» - уровень III (ниже среднего).
Ход обследования:
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
- Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
- Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
- Рассказывает по вопросам взрослого
- Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
- Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
- Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
- Перечисляет признаки (красный, резиновый)
-Называет отдельные слова
- Опиши собаку, какая она, или придумай про нее рассказ
- Ребенок составляет описание (рассказ)
- Перечисляет качества и действия
- Называет 2-3 слова.
- Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
- Составляет рассказ самостоятельно
- Рассказывает с помощью взрослого
- Отвечает на вопросы односложно.
- Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать
- Ребенок пересказывает самостоятельно
- Пересказывает с подсказыванием слов взрослым
- Говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под №1, он получает три балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл.
В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень.
Если 2/3 ответов детей оцениваются в 2 балла - это выше среднего уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 1 балл - это средний или ниже среднего уровень.
Приложение №2.
Итоговые показатели использования технологии мнемотехники.
На начало использования технологии | На текущий момент использования технологии | ||
В | 3% | В | 4% |
ВС | 13% | ВС | 15% |
С | 20% | С | 22% |
НС | 64% | НС | 59% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...
Статья: « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Конспект родительского собрания "Семинар-практикум "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Конспект родительского собрания...
Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...