«Герой не гибнет, умирая, Двойная жизнь ему дана»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Продолжить знакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Муса Джалиля. Закрепить умение правильно рассказывать стихотворения на русском и татарском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_m.dzhalil.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и интерес к творчеству татарских писателей и поэтов.
2. Продолжить знакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Муса Джалиля. Закрепить умение правильно рассказывать стихотворения на русском и татарском языке.
3. Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля, проектор, экран, ноутбук, диск с презентацией, магнитофон.
Предварительная работа: Беседа о жизни и творчестве М. Джалиля, заучивание стихотворений; чтение воспоминаний родственников и друзей; рисование иллюстраций к стихотворениям М.Джалиля.
Ход занятия:
Звучит музыка песни «Әтәч».
Воспитатель. Ах, какая красивая музыка.
Дети заходят в группу, поют.
Дети поворачиваются к гостям. Исәнмесез! Хәерле көн! Хәлләрегез ничек?
Воспитатель. Дети, посмотрите, у нас 3 волшебных окошка, найдите окошко о чем вы сейчас пели.
А, как называется песня? Кто написал слова этой песни? (Ответ детей на татарском и русском языке)
Правильно, это стихотворение татарского поэта-героя Мусы Джалиля.
Дети, сегодня мы с вами будем говорить о поэте- герое Муса Джалиле.
А кто хочет рассказать о Муса Джалиле?
Ксюша: Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года, в Оренбургской области, в семье мелкого торговца. Семья была многодетная, он был шестым ребенком. В школу Муса пошел в шесть лет. Был очень способным, трудолюбивым, старательным, мальчиком. С детства начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под именем «Маленький Муса».
Муса рано начал писать стихи и мечтал стать поэтом. Когда Муса вырос, он закончил университет, стал журналистом, женился, у него родилась дочь Чулпан, которую он очень сильно любил.
(Показ слайдов)
-Подходим к второму окошку. Какому стихотворению рисунки? (Ответ детей на татарском и русском языке) Я, знаю это стихотворение. Давайте послушаем стихотворение «Мой пес». Данил и Никита читают стихотворение.
Муса очень дорожил своими друзьями, и сам был хорошим, верным другом.
-Подходим к третьему окошку. Какому стихотворению рисунки? (Ответ детей на татарском и русском языке)
- У маленького Мусы был котенок, очень хитрый и вороватый, который очень любил сметану. Что однажды с этим котенком произошло? Как называется стихотворение? «Вороватый котенок».
Воспитатель:
Маленький Муса любил играть в татарские подвижные игры, а вы хотите поиграть в игру «Яшерәм яулык». Ой ребята, я забыла, как же будет на татарском языке, маленький?
-Кечкенә Муса.
Физминутка: игра «Яшерәм яулык».
А, теперь послушайте меня , хотите еще больше знать о Муса Джалиле?
У М. Джалиля было много творческих планов. Но тут случилась беда . 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. М. Джалиль ушел защищать Родину. В 1942 году тяжелораненый М. Джалиль был схвачен фашистами и брошен в концлагерь, где его пытали, морили голодом, сковали ему руки и ноги, чтобы заставить изменить своей Родине и сражаться за фашистов.
Тяжело было Джалилю, он тосковал по своей дочке Чулпан и жене Амине. Но он продолжал бороться против фашистов своими стихами. Он верил в победу и писал стихи о том, как люди будут жить после войны, восстанавливать города и строить новые, писал о храбрых солдатах, которые защищают Родину.
Показ слайдов.
Поэт в июле 1942 года пишет стих «Красная ромашка» о подвиге солдата, в одиночку сражавшегося с пятнадцатью вражескими солдатами.
Танец - инсценировка «КРАСНАЯ РОМАШКА» «Кызыл ромашка»
- В камере Моабитской тюрьмы в Берлине Джалиль написал много бессмертных стихов, которые известны всему миру под названием «Моабитская тетрадь». В них звучит клятва верности Родине и жгучая ненависть к ее врагам:
- Ксюша нам расскажет стихотворение:
«Палачу»
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,
Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей
Конечно, фашистам не нравились его стихи, которые были против них. Поэтому 25 августа 1944 года М. Джалиль и его друзья были казнены.
Но все люди на планете помнят и любят великого поэта М. Джалиля. Его именем названы улицы, и у нас в Бугульме тоже, его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г. Казань. В городе Казани, Набережных Челнах, Москве, Санк – Петербурге и многих городах есть памятники М. Джалиля. Ребята, а что помогло в тяжелую минуту М. Джалилю стать героем? (любовь к Родине).
Родина - это главное, что у нас есть. Есть очень много поговорок и пословиц о Родине, о героях, которые храбро защищали свою Родину. Какие пословицы вы знаете? (Учим пословицы)
• Если Родина живет, и герой не пропадет.
• Человек без Родины своей, что без песни соловей.
• Без Родины милой будешь птицей бескрылой.
• Чужая сторона серебра полна, а все дороже родная сторона.
Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Герой не гибнет, умирая,
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.
- Молодцы. Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Чьи стихи мы читали?
Составление синквейна.
Муса Джаиль
Храбрый, талантливый, героический, сильный, бесстрашный,добрый…
Защищал, писал, воевал, любил, скучал, не преклонялся, врил…
Наш храбрый, талантливый писатель
Герой. ( Писатель.) (Татар).
Может быть, вы тоже когда-нибудь станете героями или знаменитыми поэтами, как Муса Джалиль. Но кем бы вы, ни стали, я желаю вам быть такими же честными и храбрыми защитниками своей Родины как Татарский
поэт Муса Джалиль.
Воспитатель. Дети, я хочу чтобы ромашки у нас всегда были белыми. А, как будет белый на татарском языке, а как будет красный? (ответы детей) Чтобы никогда не было войны. Я предлагаю сделать с вами белые (ак) ромашки.
Коллективная работа «Белые ромашки на поляне»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Красная шапочка»
Бугульминского муниципального района РТ
Открытое занятие:
«Герой не гибнет, умирая,
Двойная жизнь ему дана»
Составила: воспитатель
1 квалификационной категории
Нигматзянова Г.С.
2015год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Двойная жизнь животных" - викторина.
Мероприятие может быть использовано педагогами для проведения классных часов, досуговых мероприятий для учеников среднего школьного возраста. Материал также будет полезен воспитателям и вожатым ...
«Практическая работа по освоению двойного щелчка «Тренажер «Двойной клик»
Конспект «Практическая работа по освоению двойного щелчка «Тренажер «Двойной клик» разработан для детей старшего дошкольного возраста по информатике....
Группа Озорные бабочки участвует в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!"
Группа Озорные бабочки участвует в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!"...
Участие в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!" .
Участие в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!" .Объёмную конкурсную работу представила Арина Грабарева с мамой, называе...
Экспериментальная деятельность "Умирают ли деревья зимой?"
Экспериментальная деятельность "Умирают ли деревья зимой?"...
Арина Грабарева группы "Озорные бабочки" заняла 1 место в конкурсе "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества".
Арина Грабарева группы "Озорные бабочки" заняла 1 место в конкурсе "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества". Арина представила на конкурс макет "Полевой госпиталь". Спас...
Дистанционный муниципальный конкурс «Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества»
Благодарность Жарикову МаксимуБлагодарность Безуглой Татьяне Искяндяровне...