Конспект ООД в старшем дошкольном возрасте "Чтение рассказа "Белка" Владимира Зотова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Бурак Галина Сергеевна

Чтение рассказа Владимира Зотова "Белка

Программные задачи: закрепить знания о белке, о её образе жизни, чем питается, как устраивает гнездо, выводит потомство, некоторых повадках зверька. Активизировать речь детей за счёт слов: гайно, названий животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_rasskaza_vladimira_zotova_belka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по методике экологического образования в старшем

дошкольном возрасте

Чтение рассказа Владимира Зотова

Тема: «БЕЛКА»        

Программные задачи: закрепить знания о белке её образе жизни, чем питается, как устраивает гнездо, выводит потомство, некоторых повадках зверька. Активизировать речь детей за счёт слов: гайно, названий животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным, природе.

Подготовка воспитателя: изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. стр. 123 - 12 5.,прочитал а сказку из книги Владимира Зотова «Лесная мозаика» стр.89 - 93, продумала методы и приёмы.

Подготовка детей: рассматривали картину «Белки».

Оборудование: картина «Белки», иллюстрации бурундука, клеста, синицы, ястреба, поползня, дятла, зайца, сороки.

Ход занятия

1.Часть. Организационный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом.

Загадка.

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это белка.

  • Как вы догадались, что в загадке говориться о белке? Вношу картину, предлагаю её рассмотреть.
  • Кто изображён на картине?
  • Какое время года изображено на картине?
  • Что делает белка?
  • Что делают бельчата? Предлагаю описать.

-        Где живут белки?

- Чем они питаются? 2. Часть занятия.

Чтение рассказа.


Белка с ветки на ветку скачет — пушистый хвост, острые зубки.

  • Здравствуй, Белка! С весной тебя поздравляю! — улыбнулся Бурундук.
  • Спасибо! И я тебя тоже поздравляю,— ответила Белка.
  • Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
  • Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

  • Белка! Ты что, покрасилась ? — удивился зверек с темными полосками на спине.— Шерстка у тебя разноцветная.
  • Я ведь два раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий, летний. А осенью — наоборот. Увидишь меня через недельку-другую, я вся рыжая буду,— сказала и побежала по колючей ветке.

Потом — прыг! Перелетела по воздуху на соседнее дерево. Быстро ухватилась за ветку, пробежала до ствола и взвилась на самую верхушку. Села и смотрит по сторонам.

На кончиках ушей у белки длинные кисточки, пушистый хвост за спиной красиво выгнут.

  • Когда я перепрыгиваю с дерева на дерево или соскакиваю на землю,— процокал зверек,— хвост служит мне рулем и парашютом.
  • Красивая ты, Белка! — восхитился Клёст - еловик.— Посиди с нами немножко, давай с тобой поговорим.
  • Извините, но я не привыкла долго сидеть без дела.

Увидела Белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась вышелушивать из шишки семечки.

-        Ты взгляни, как ловко она это делает! — обратился Клёст к Синице.

-        Любо-дорого на нее смотреть,— согласилась желтогрудая.—
Держит шишку, вертит ее лапками, пока не найдет под чешуйкой

семечко. Вытаскивает его острыми зубами, очищает и съедает вкусное маслянистое ядрышко.

Вдруг Белка испугалась, уронила шишку, сжалась, став еще меньше, и замерла.

-        Что случилось, кого ты испугалась? — забеспокоились птицы,

-        Тише, над лесом пролетает ястреб,— шепотом пояснил зверек.
На этот раз зоркие глаза хищной птицы не заметили Белку, и ястреб

полетел дальше.

Белка еще немного посидела неподвижно. Пушистая подумала, что на этом дереве она вряд ли будет в безопасности. И, перепрыгивая с ветки на ветку, с дерева на дерево, исчезла в лесной чаще...

Никак не мог понять, кто же здесь живет,— увидев только что прибежавшую к дуплу Белку, начал разговор Поползень.— Оказывается, это твой дом.

  • Спасибо Дятлу! Он мне свое дупло оставил. Я только сегодня в него поселилась,— улыбнулся зверек.— Порядок в доме навести еще не успела. Если бы не он, пришлось бы строить гнездо самой.
  • Видел, как умело строите свои домики, похожие на шары. Мастера вы

хорошие!

...Если белка не находит дупло, то устраивает несколько шарообразных жилищ. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала белка сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайничком.

Прошло время, и в дупле у нашей знакомой появились бельчата.

  • Поздравляем тебя, Белка! — перебивая друг друга, защебетали птицы.— Можно посмотреть на твоих малышей?
  • Пока они у меня еще голенькие, слепые и беспомощные,— улыбнулся зверек.— Прилетайте через месяц, тогда и увидите моих бельчат.

Первое время мама-белка ухаживает за малышами. Кормит их молоком, согревает, а когда уходит из гнезда, то заботливо укрывает мягкой подстилкой.

В теплую погоду белка выносит на землю своих малышей погреться. Вынесет одного, за другим возвращается. Бывает так, что именно в это время ребята иногда встречают на земле маленького бельчонка, считают, что он потерялся, и забирают его к себе домой. Вот горе-то для мамы-белки и для малыша!

Но вот бельчата подросли: все им хочется узнать, получше рассмотреть...

  • Далеко никуда не ходите,— предупреждает Белка малышей.
  • Я только вниз спущусь, чтобы получше рассмотреть вон того, с длинными ушами,— засмеялся один, самый шустрый,— и мигом поднимусь обратно.
  • Так это Заяц в гости к нам пожаловал! — улыбнулась мама.
  • Значит, того зверька зовут Заяц. А он не дерется?
  • Зайка нас не обижает.

Бельчонок спустился вниз. Немного пробежал по земле, поцокал и поднялся обратно вверх по дереву.

...Белки — хорошие хозяйки. Летом они всегда делают запасы на зиму. Зверьки питаются орехами, желудями, ягодами и грибами. Любят цветочные почки, ловят жуков и бабочек.

Белки прячут орехи в лесной подстилке, а грибы закладывают за отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей.

  • А вдруг в лесу уродится мало шишек и орехов. Что тогда будешь делать? — спросила Сорока. Она опять оказалась в центре событий.
  • Если будет голодно, мы соберемся в большую стаю и перекочуем в другое место,— объяснила Белка.
  • Но это же очень опасно! — воскликнула белобокая.

Опасно, но голод страшнее. Через деревни мы перебегаем по крышам домов и по заборам, можем переплывать реки, и даже овраги нам нипочем. Бежим до тех пор, пока не доберемся до леса, где мнит грибов, орехов и ягод. Там и устраиваем себе жилище и выводим детёнышей


Вот такой славный и удивительный зверек белка, быстрая и заботливая мама, и хорошая хозяйка!

Вопросы:

-Вам понравился рассказ?

  • Какой отрывок вам больше всего понравился? (Зачитать 1-2 отрывка).
  • Почему белку называют: пушистый хвост, острые зубки?
  • Что у белки на ушах?        
  • Как и в чём белке помогает её хвост?
  • Сколько раз в году белка меняет свой наряд?
  • Каких зверей и птиц она боится?
  • Где белка устраивает себе дом?    
  • Как она его делает? Кто её в этом помогает?
  • Почему нельзя брать домой встретившегося в лесу маленького бельчонка?
  • Что едят белки?

-        Почему о белках говорят: хорошие хозяйки?
З.Часть занятия.    Загадываю загадку.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

-        О каком животном мы с вами сегодня беседовали?
- Что нового вы о нём узнали?

Даю дифференцированную оценку, заканчиваю занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий для старшего дошкольного возраста

Материал содержит конспекты занятий по ознакомлению детей с историей, культурой, традициями и обячаями марийского народа....

конспект НОД для старшего дошкольного возраста на тему "Молодые рекламисты"

Конспект НОД для страших дошкольников,интегрирующий образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» и отвечающий задачам экономического воспитания детей...

Конспекты НОД для старшего дошкольного возраста по валеологии

конспекты НОД по валеологическому воспитанию детей для старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "Как плохо на земле без птиц"

Цель:Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (Познание), (Коммуникация)Формировать представление детей о взаимосвязи между объектами живой и неживой...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений

Конспект занятия  для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений Цель: Дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с   окружающими; о  ва...

Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста на тему:"Какая бывает одежда".

Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам:зимняя,летняя,демисезонная.Рассказать о свойствах ткани (толстая,тонкая,разноцветная, однотонная)....