конспекты занятий для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Материал содержит конспекты занятий по ознакомлению детей с историей, культурой, традициями и обячаями марийского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_vereteno.docx | 14.95 КБ |
lyublyu_tebya_moy_kray_mariyskiy_razvlechenie_k_90-letiyu_rme.doc | 38.5 КБ |
moy_kray_rodnoy.doc | 33 КБ |
muravinaya_svadba_teatralizovannoe_predstavlenie.doc | 44 КБ |
mir_starinnyh_veshchey.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Орленок»
Золотое веретено
(занятие в старшей группе)
Выполнила:
учитель марийского языка
Семенова Е.В.
15.12.2010г.
Программное содержание:
Дать представление детям о женских видах труда за счет слов: веретено, прядение, прялка.
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Материал: веретено, прялка, нитки
Ход:
Хозяйка в марийском костюме встречает детей в «Горнице»: Салам лийже, Йоча-влак! Проходите! Очень рада!
Хозяйка прядет, дети садятся на скамейки.
Хозяйка:
Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Может, кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Нитку прядете.
Хозяйка: Правильно. А на чем я ее пряду?
Дети: На прялке.
Хозяйка: По-марийски прялка — кунчыла шудырымо орва. Ее так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?
Дети: Веретено.
Хозяйка: По-марийски веретено — шудыр. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали — веретено. На него наматываются нитки. Повертитесь, как веретено. (Дети кружатся вокруг себя.)
По избе пляшу, нитку кружу,
Чем больше кружусь, тем больше толстею.
Вот я сколько ниток напряла. (Показывает корзину с разными клубками. Нечаянно роняет.) Ой, мои клубочки все раскатились. Помогите мне их собрать. (Закрепление цвета на марийском языке.) Йошкар шурто мундырам пу!
Хозяйка достает спицы: А для чего нужны нитки?
Дети: Чтобы вязать.
Хозяйка: Что же можно связать из шерстяных ниток?
Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.
Хозяйка показывает нитки с иголкой: Что можно сшить из этих ниток?
Дети: Тувыр, брюко, майке.
Хозяйка показывает нитки мулине: Для чего нужны эти нитки?
Дети: Чтобы вышивать.
Хозяйка: Что у меня в избе вышито нитками?
Дети: Полотенце, скатерть, салфетка.
Хозяйка: Ой, молодцы вы, ребята. Понравились мне. Хочу я с вами поиграть «Ком йыдал куча?». Кого поймает лапоть, должен будет отгадать мои загадки о том, что есть в моей избе.
- Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Пу когон.)
- Сидят две галочки на одной палочке. (Ведра.)
- Черный конь из печки вон. (Кочерга.)
- Посуда новая, да вся дырявая. (Сито.)
Хозяйка: Вы сегодня узнали, что нитки делают на прялке. Вспомнили, какие бывают нитки и для чего они нужны. Вспомнили названия марийской одежды на марийском языке. Молодцы. Ну, что же, ребята, вам пора в детский сад, а меня ждет работа. До свидания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 3 «Орленок»
«Люблю тебя, мой край Марийский»
(открытое занятие в рамках методического объединения учителей марийского языка, посвященное 90-летию Республике Марий Эл)
Выполнила:
учитель марийского языка
Семенова Е.В.
09.11.2010г.
Цель:
- Познакомить с культурой Республики Марий Эл.
- Развивать чувство братства и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
Оборудование:
- Фонограмма песен;
- Костюмы для детей: русские, марийские, татарские, свадебные марийские
Хорошо на марийском просторе!
Светят звезды в синеве.
И как реки встречаются в море,
Так встречаются люди везде.
Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады видеть вас в этом замечательном зале.
У человека есть сердце. Без него он не мог ни дышать, ни двигаться, ни работать. Республика – это множество людей. И у республики есть свое сердце – столица, самый главный город. Наша республика – Марий Эл, а ее сердце – Йошкар-Ола.
Марийский край всегда открыт для любви и дружбы. Сегодня мы встречаем ребят из разных уголков нашей республики.
Под музыку в центр зала входят дети. Становятся в шахматном порядке. Стихотворение «Марий Эл – шочмо вер».
Уло ош туняште
Шуко эл.
Мыланем эн шерге
Марий Эл.
Марий Эл – шочмо вер,
Сылнын пеледалт.
Марий Эл-шочмо вер,
Шерге пеш улат.
Пеш поян садерже,
Ерже – ший.
Чодыраште шуко
Тамле сий.
Уло калыкемже
Келша ваш.
Тек эреак лийже
Келшымаш!
Величава и красива
В любое время наша республика.
Но осенью особенно хороша -
Так и поет наша душа!
Песня «Поро эр, Марий Эл» (сборник В.Осипов «Вашке кушнем»)
Марийский и русский народы едины.
В них столько раздолья, веселья и силы.
Никто не привык никогда унывать
Пора нам на празднике потанцевать.
Здесь у наших у ворот
Яркий русский хоровод.
Русский танец.
Как Волга-матушка течет,
Как дни идут за днями,
Так тихо музыка плывет –
Марийский танец с нами.
Марийский лирический танец.
Земли марийские широки, необъятны,
Каждый день и хорош, и пригож,
Поезжай за моря – океаны
Лучше республики не найдешь.
Песня «Мландем моктем» (сборник «Вашке кушнем»)
Все прекрасно: и земля, и небо,
И поля, и леса, и луга.
Пашни дышат да урожай колосится,
И шумят, зрея в поле, хлеба.
Гаснет свет, скорей, скорей-
А на сцене танец горных мари.
Горномарийский танец.
Навострите ваши ушки
Вам марийские частушки.
Марийские частушки.
А за нашим за окошком
Снова слышится гармошка,
Сердцу русскому мила,
И марийцам дорога.
Песня
Потрудились мы не зря,
Теперь попляшем, ребятня!
Свадебный марийский танец
Нынче праздник у ребят,
Ну – ка веселее,
Будь сегодня молодцом,
Попляши дружнее!
Татарский танец.
Край марийский год за годом
Славится своим народом.
Мастерами, край мой, славься
И счастливым оставайся.
Песня «Шочмо мланде»
(В.Осипов сб. «Вашке кушнем»)
Что ж, пришла пора прощаться,
Но не надо нам тужить,
Будем отдыхать, трудиться,
Будем дружно рядом жить!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 3 «Орленок»
Развлечение ко Дню Республики Марий Эл
«Мой край родной»
Выполнила:
учитель марийского языка
Семенова Е.В.
19.11.2008г.
Оформление зала имитирует избу. У окна стол, накрытый скатертью, на нем самовар с баранками и расписная посуда. Входят хозяйка, зазывала, молодец и девица.
1-й зазывала.
Собирайся народ! Много интересного вас ждет! Много песен, много шуток и веселых прибауток.
2-й зазывала
Красны девицы, Да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, На гулянье отправляйтесь.
Под музыку в зал входят дети.
Девица
Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Молодец.
Пошутить, поиграть, посмеяться!
Девица
Смех вам да веселье!
Молодец.
Едут, едут гости к нам,
Очень рады мы гостям.
Хозяйка.
Эй, подруженьки-подружки!
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы!
Приходите поиграть,
Долгий вечер скоротать!
Девица
Мы по улице гуляем,
Хороводы выбираем.
Где веселый есть народ-
Там наш будет хоровод.
Дети пляшут под марийскую мелодию.
Хозяйка
А теперь, народ, оглянись,
На корову подивись!
А корова-то ха-ха-ха!
Оказалась без хвоста!
Ну, кто попробует прикрепить корове хвост?
Да с завязанными глазами?
Да на положенное место?
Дети участвуют в игре «Прикрепи корове хвост».
Хозяйка
Где песня льется,
Там легче живется.
Молодцы собираются в кружок, шепчутся, подходят к девицам.
Молодцы. Приглашаем поплясать!
Девицы. Не хотим!
Молодцы. Почему?
Девицы. Подарки давайте.
Молодцы . Какие подарки?
Фома. Аи, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Ерема. Останутся деньги?
Фома . Куплю Маше серьги.
Ерема . А останутся полушки?
Фома . Куплю Машеньке подушки.
Ерема . Останутся пятаки?
Фома . Куплю Маше башмаки.
Ерема. Останутся грошики?
Фома . Куплю Маше ложки.
Ерема . Ну, а я куплю платок,
Посередочке цветок.
Ерема достает красивый платок, «дарит» его Маше. Остальным девицам платки дарят другие молодцы.
Танец с платками.
Хозяйка.
Сядем рядышком на лавке, Вместе с вами посидим. Загадаем вам загадки,
Кто смышленый - поглядим!
Молодец (загадывает загадку)
Сидит Ермошка на одной ножке.
На нем сто одежек.
Не сшиты, не скроены,
А весь в рубцах, (капуста)
Девица.
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо (самовар)
Молодец.
Пляшу на месте с работою моею.
Чем больше верчусь, тем больше толстею, (веретено)
Девица.
Никто не пугает, а вся дрожит, (осина)
Хозяйка.
Ой, ду-ду! На дубу
Грянул ворон во трубу.
Зашумели леса, и пошли чудеса.
Исполняется песня «Шыргыжалын колтена».
Хозяйка.
Красна песня ладом,
А сказка складом.
Сказке-конец,
А кто слушал-молодец!
И надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу.
Да пока вы сказку слушали Огурцы на огороде зайцы скушали.
Все.
А нам ничего не осталось?
Хозяйка.
Коль не вышло с огурцами, Угостим вас пирогами.
Молодец.
Всем людям пожелаем Добра, злата, серебра.
Девица.
Пышных пирогов, Мяконьких блинов!
Молодец. Доброго здоровья.
Молодец. Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем-Тому сбудется. Тому сбудется-Не минуется.
Хозяйка. Приглашаем всех на чаепитие.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Орленок»
Муравьиная свадьба
(театрализованное представление по мотивам П.Першута «Муравьиная свадьба» в рамках городского методического объединения учителей марийского языка)
Выполнила:
учитель марийского языка
Семенова Е.В.
07.10. 2011г.
Предварительная работа:
- Чтение детьми поэмы-сказки П.Першута «Кутко суан»
- Изготовление вместе с детьми костюмов, атрибутики.
Оборудование:
костюмы: кузнечика, муравьев, солнышко, пчела, цветы, бабочка; тарантас, кинжал, кочерга, колокольчик, микрофон, сумка для корреспондента.
Действующие лица:
конферансье кассир
красный муравей администратор
черный муравей корреспондент
кр.муравей-жених солнце
кр.муравей-невеста пчела
кузнечик
бабочка
цветы
Перед спектаклем кассир продает билеты всем желающим. При входе на лесную полянку зрителей встречает администратор, который проверяет билеты и провожает на места. Перед началом спектакля корреспондент газеты «Театральный вестник» берет интервью у зрителей о предстоящем спектакле. Звенит предупредительный звонок (колокольчик). На середину импровизированной сцены выходит конферансье и объявляет о начале спектакля.
Вопросы для интервью:
Здравствуйте, я корреспондент газеты «Театральный вестник» хочу задать Вам несколько вопросов.
Какое у Вас сегодня настроение?
Что у марийского народа являлось средством умственного воспитания? (колыбельные песни, сказки, загадки, приметы)
Какие марийские народные игры вы знаете?
Что Вы ожидаете от представления?
Конферансье выходят под фанфары.
Конферансье.
Начинается наше представление.
(Звучит музыка, на заднем плане появляется Солнышко и выполняет движения в соответствии со словами конферансье).
Конферансье.
Рано утром, на рассвете
Теплым, звонким, ярким летом
Солнце жаркое проснулось.
Потянулось, улыбнулось.
Потянуло всем лучи, дотянулось до земли.
И лучом цветка коснулось…
Лепестки вдруг встрепенулись
И раскрылись сразу все-
Слегка влажные в росе.
Танец цветов.
Конферансье.
Послушайте необычайное важное сообщение.
У муравья сегодня свадьба.
Конферансье.
По дороге через сад
Муравьи гужом спешат.
Красные и черные-
Парни приозерные.
На тележках через сад
Скачут, едут все подряд.
Конферансье.
Меж дружков своих-
Муравей-жених,
Он идет,
Переваливается,
Он с крылатою невестой
Переглядывается
Конферансье.
Лихо гусли звенят,
Муравьи
В пляс идут,
Хором песни поют.
(Выходят муравьи под музыку)
Свадебный танец
Рыжий муравей
Ты поди-ка,
Погляди-ка,
Вот какой
Плясун удалой!
Эй ты, красный муравей,
Выходи поскорей,
Давай плясать,
По дорожкам скакать!
Танец рыжего и красного муравья
Красный муравей.
(на проигрыше музыки)
Я, друзья, плясать мастак!
Ну-ка, ног не пожалей,
Выходи скорей, скорей,
Братец, черный муравей!
Продолжение танца красного, рыжего и черного муравья.
(Расступились все муравьи, стоят полукругом. На середину выходят жених с невестой и поют песню «Эре коктын».)
Песня жениха и невесты.
Конферансье.
А кузнечик рыжий,
Дерзкий и бесстыжий,
Шум и песни услыхал
И на свадьбу прискакал,
Повертелся и тайком
Сел себе под лопухом.
Кузнечик.
До чего мила невеста!
Личико что маков цвет,
Ах, стройней девицы нет!
Глазки словно бусинки,
Маленькие усики.
(Кузнечик выбегает на середину свадьбы, кусает жениха, подхватывает и уносит муравьиху. Народ удивляется, охает да ахает. Муравьи приходят в себя от испуга)
1 муравей. Ах, разбойник! Ворюга!
2 муравей. Здесь задета семейная честь!
3 муравей. Вор! Держите!
4 муравей. Окружить огород!
5 муравей. Взять! Связать! Растерзать!
(Все бегут за кузнечиком, кто с топором, кто с мечом, кто с вилами)
Жених. Где кузнечик? Где бандит?!
(Уходят все за ширму. Выбегает кузнечик с невестой. Кузнечик устал, еле дышит.)
Невеста-муравьиха
Ой, родные, спасите меня,
В муравейник унесите меня.
Кто меня от злодея спасет,
Тот меня и замуж возьмет.
(За ширмой слышны муравьиные крики.)
Кузнечик
От погони как уйти,
Как мне ноги унести?
(Выбегает муравей-жених. От испуга дрожит кузнечик, муравьиха прячется под капусту. Жених подбегает к кузнечику)
Танец муравья с кузнечиком.
Кузнечик (на проигрыш)
Ай, ай, ай…
Отпусти,
Не убивай…
Я не буду воровать….
Разреши на ноги встать…
Продолжение танца
(Кузнечик раскачивается, прыгает к муравью на спину, душит, кусает, рвет. Подбегают муравьи, наваливаются грозной силой на кузнечика)
1 муравей. Обломать ему рога!
Проучить его, злодея.
Все. Бей сильнее.
(Муравьи спасли жениха, невесты нет. Жених ищет невесту)
Муравей-жених
Ужели напрасно
Ходил на врага я?
Где же ты, милая,
Где дорогая?
Муравьиха
Ах, как страдаю я!
Я здесь под цветком…
Тебя… поджидаю…
(Жених берет за руку муравьиху, все пускаются в пляс)
Танец.
(Муравьи уходят)
Конферансье.
Снова все сошлись на пир,
Весел муравьиный мир,
Красные и черные-
Парни приозерные,
Рыжие-садовые-
Молодцы бедовые
Пляшут, скачут и поют.
В барабаны громко бьют.
Конферансье.
Пошумели,
Поплясали,
Молодым-
«Ура» кричали,
Поздно вечером домой
Возвратилися гурьбой.
Конферансье уходят под фанфары.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Орленок»
«Мир старинных вещей»
(конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста)
Выполнила:
учитель марийского языка
Семенова Е.В.
13.10.2010г.
Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, прялка.
Материал: предметы быта — чугунок, скатерть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, музыкальные инструменты.
Ход: Экскурсия проводится в «Горнице». Звучит марийская народная мелодия, дети в входят в «Горницу».
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие.
Хозяйка: Хорошему гостю — хозяин рад.
Дети отвечают на приветствие известными пословицами:
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
- Много гостей — много новостей.
- Что есть в печи — на стол мечи.
Хозяйка: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки, работали: пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера назывались посиделками. Осмотрите избу и найдите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках.
Ответы детей
Хозяйка: Издавна марийский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы.
Дети:
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Разговорами каши не сваришь.
- Сделал дело — гуляй смело.
Хозяйка:
А сейчас я предлагаю вам подойти к музыкальным инструментам. И мы попробуем поиграть с марийскими музыкальными инструментами (волынка, гусли, гармонь, дудочка, барабан)
Дети подходят к музыкальным инструментам.
В нашем оркестре всего понемножку —
Звенит колокольчик, играет гармошка.
Даже играют и в гусли, и в дудки —
В нашем оркестре всего понемножку.
Играет детский оркестр.
Хозяйка: Дорогие ребята, я приготовила вам подарки, но прежде, чем их вручить, отгадайте мои загадки.
Загадки:
- Кто в избе рогат? (Ухват.)
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
- Черный конь скачет. (Кочерга.)
- Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)
- Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)
- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)
- Сорок братьев вместе живут, мусор метут. (Веник.)
Хозяйка рассказывает о предназначении предметов обихода в старину.
Хозяйка: Молодцы, ребята. Мы узнали с вами о старинных предметах, об их использовании в быту, поиграли на музыкальных инструментах. А теперь я приглашаю к самовару попить горячего чая с пирогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим
Путешествие - беседа о происхождении часов....
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений Цель: Дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с окружающими; о ва...
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Путешествие в Австралию".
На занятие "Путешествие в Австралию" дети познакомятся с удивительной страной, узнают много нового и интересного об удивительной стране Австралии....
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста. «Осенний пейзаж».
Широки возможности работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных кр...
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Путешествие в Геометряндию"
Конспект по математике...
Игра - путешествие "В стране Занимательной Математики". Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.
Игра - путешествие "В стране Занимательной Математики". Старшая - подготовительная группы. Задачи:- познакомить детей с днями недели, их названиями, последовательностью;- рассказать дет...
Конспект занятия в старшем дошкольном возрасте «Путешествие в мир эмоций»
Цель: Познакомить детей с эмоцией удивления, грусти и спокойствия. Привлечь внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального состояния героев, побуждать детей замечать эмоциональное с...
Комментарии
интресеные коспекты