Презентация опыта работы "Развитие связной речи детей старшего возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Развивать речь детей, знакомить с начальными основами грамоты, способствовать развитию интеллекта и эмоций в развитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей старшего возраста
Опыт работы
Цель:
развивать речь детей, знакомить с начальными основами грамоты, способствовать развитию интеллекта и эмоций в развитии речи.
Задачи:
Изучить уровень связной речи детей .
Разработать систему игр и упражнений.
Создать образовательное пространство, способствующее речевому развитию детей.
Совершенствовать развитие монологической речи
Привлечь родителей к данной проблеме.
Актуальность Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются.
Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию
его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.
В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык,
подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые
родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка
на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками),
редко слушает рассказы, сказки, из уст мамы с папой и, как следствие
всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько
из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
(так называемая "ситуативная" речь), бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных
слов и выражений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов.
Способы развития речи
Работу по развитию речи я начала с младшей группы. Большое внимание я уделяла народному фольклору. Мы разучивали песенки и потешки, Слушали сказки, обыгрывали различные сюжеты.
Эту работу я продолжила и в старшей группе. Для этого подготовила необходимую литературу, для обучения детей рассказыванию, различных упражнений для мелкой моторики и артикуляционной гимнастики, чистоговорок , скороговорок, «Картотеку фонематических потешек», загадки, пословицы и поговорки.
Также подобрала «Речевые пятиминутки», мнемотаблицы для рассказывания, и сделаны дидактические игры: такие как «Пирамида», «Звуковой паровозик» - для обучения грамоте, «Найди
слова схожие по звучанию (омонимы)». Для совершенствования грамматического строя речи сделала игру «Рассели по домикам»
Для лучшего развития речи использую в работе не только пальчиковую гимнастику, но и различные игры для развития мелкой моторики и речевого дыхания.
В своей работе, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, птицах, животных, овощах и фруктах, правилах поведения, природ я также использую мнемотаблицы. Их можно также применять для лучшего запоминания и рассказывания сказок. Эти схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предметов, обогащают словарный запас детей.
Также предлагаю детям составить рассказ различные на различные темы: вспомнить и описать любимую игрушку, с которой ребёнок играет дома, рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет, о нашем городе и стране.
С большим удовольствием дети принимают участие в обыгрывании сюжетов сказок (инсценированные сюжетов), Это помогает добиться предельного понимания содержания и развитие речи. Дети стараются обыграть свой монолог, подражают героям, их голосу и движениям.
В работе с детьми стараюсь находить индивидуальный подход к каждому ребенку, развивать и систематизировать у детей навыки учебной деятельности, преподносить знания в доступной для детей форме, поддерживать у детей интерес к занятиям и другим видам деятельности. Здесь большое внимание уделяю знакомству детей с грамотой, находим и проговариваем заданный звук, делим слова на слоги и с помощью фишек составляем слова и прочитываем их.
Между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь, поэтому использование детского фольклора подвижных играх благоприятно действует на развитие речи детей. Здесь большое внимание уделяю играм со словами. Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.
Во время игр всем детям хочется быть главным героем(ведущим, волком лисой) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей.
Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет
преодолеть многие трудности и проблемы В помощь родителям
подготовила консультации: « Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста», «Как быстро научить ребёнка читать», «Значение книги в жизни ребенка» памятки «Игротека по развитию речи с детьми», «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми», «Рекомендации родителям»
Вывод: Результаты показали, что обучение детей рассказыванию с использованием различных приемов обучения позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний, побуждает детей к общению друг с другом, способствует совершенствованию разговорной речи; обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т. е. тех видов монолога, которые составляют основу овладения знаниями в школе.
- Список использованной литературы
- 1,. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – С. 67.
- 2. Гербова В. "Занятия по развитию речи", N 12, 1999 г.;
- 3. Гризик Т. "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи", N 6, 2000 г;
- 4.Статьи журнала "Дошкольное воспитание":
- 5. Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста";
- 6. Тихеева Е. И."Развитие речи детей";
- 7. 10. Ушакова О. "Развитие речи детей";
- 8. УшаковаО., Щадрина Л. "Развивайте речь дошкольника", N 2, 1997 г.;
- 9.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
- 10. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. – с. 2
- 11. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему «Обучение связной речи детей старшего возраста»
Развитие связной монологической речи детей является актуальной проблемой нашего общества и одна из главных образовательных задач в ДОУ.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-494552-1412798406.jpg)
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/28/picture-730392-1451327833.jpg)
Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»
Тема, над которой я работала с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы под...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-743775-1454311669.jpg)
Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"
"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-794751-1474210590.jpg)
Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше; Теа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275022-1601964467.jpg)
Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1060168-1537450113.jpg)
Распространение педагогического опыта. Развитие речи детей младшего возраста с использованием художественной литературы.
Распространение педагогического опыта. Развитие речи детей младшего возраста с использованиемхудожественной литературы.Выполнила Сушко В.Н.«Чтение книг – тропинка по которой, у...