Презентация опыта работы "Развитие связной речи детей старшего возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Развивать речь детей, знакомить с начальными основами грамоты, способствовать развитию интеллекта и эмоций в развитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_prezentatsii_po_opytu_raboty.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей старшего возраста
Опыт работы
Цель:
развивать речь детей, знакомить с начальными основами грамоты, способствовать развитию интеллекта и эмоций в развитии речи.
Задачи:
Изучить уровень связной речи детей .
Разработать систему игр и упражнений.
Создать образовательное пространство, способствующее речевому развитию детей.
Совершенствовать развитие монологической речи
Привлечь родителей к данной проблеме.
Актуальность Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются.
Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию
его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.
В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык,
подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые
родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка
на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками),
редко слушает рассказы, сказки, из уст мамы с папой и, как следствие
всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько
из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
(так называемая "ситуативная" речь), бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных
слов и выражений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов.
Способы развития речи
Работу по развитию речи я начала с младшей группы. Большое внимание я уделяла народному фольклору. Мы разучивали песенки и потешки, Слушали сказки, обыгрывали различные сюжеты.
Эту работу я продолжила и в старшей группе. Для этого подготовила необходимую литературу, для обучения детей рассказыванию, различных упражнений для мелкой моторики и артикуляционной гимнастики, чистоговорок , скороговорок, «Картотеку фонематических потешек», загадки, пословицы и поговорки.
Также подобрала «Речевые пятиминутки», мнемотаблицы для рассказывания, и сделаны дидактические игры: такие как «Пирамида», «Звуковой паровозик» - для обучения грамоте, «Найди
слова схожие по звучанию (омонимы)». Для совершенствования грамматического строя речи сделала игру «Рассели по домикам»
Для лучшего развития речи использую в работе не только пальчиковую гимнастику, но и различные игры для развития мелкой моторики и речевого дыхания.
В своей работе, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, птицах, животных, овощах и фруктах, правилах поведения, природ я также использую мнемотаблицы. Их можно также применять для лучшего запоминания и рассказывания сказок. Эти схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предметов, обогащают словарный запас детей.
Также предлагаю детям составить рассказ различные на различные темы: вспомнить и описать любимую игрушку, с которой ребёнок играет дома, рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет, о нашем городе и стране.
С большим удовольствием дети принимают участие в обыгрывании сюжетов сказок (инсценированные сюжетов), Это помогает добиться предельного понимания содержания и развитие речи. Дети стараются обыграть свой монолог, подражают героям, их голосу и движениям.
В работе с детьми стараюсь находить индивидуальный подход к каждому ребенку, развивать и систематизировать у детей навыки учебной деятельности, преподносить знания в доступной для детей форме, поддерживать у детей интерес к занятиям и другим видам деятельности. Здесь большое внимание уделяю знакомству детей с грамотой, находим и проговариваем заданный звук, делим слова на слоги и с помощью фишек составляем слова и прочитываем их.
Между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь, поэтому использование детского фольклора подвижных играх благоприятно действует на развитие речи детей. Здесь большое внимание уделяю играм со словами. Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.
Во время игр всем детям хочется быть главным героем(ведущим, волком лисой) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей.
Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет
преодолеть многие трудности и проблемы В помощь родителям
подготовила консультации: « Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста», «Как быстро научить ребёнка читать», «Значение книги в жизни ребенка» памятки «Игротека по развитию речи с детьми», «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми», «Рекомендации родителям»
Вывод: Результаты показали, что обучение детей рассказыванию с использованием различных приемов обучения позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний, побуждает детей к общению друг с другом, способствует совершенствованию разговорной речи; обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т. е. тех видов монолога, которые составляют основу овладения знаниями в школе.
- Список использованной литературы
- 1,. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – С. 67.
- 2. Гербова В. "Занятия по развитию речи", N 12, 1999 г.;
- 3. Гризик Т. "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи", N 6, 2000 г;
- 4.Статьи журнала "Дошкольное воспитание":
- 5. Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста";
- 6. Тихеева Е. И."Развитие речи детей";
- 7. 10. Ушакова О. "Развитие речи детей";
- 8. УшаковаО., Щадрина Л. "Развивайте речь дошкольника", N 2, 1997 г.;
- 9.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
- 10. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. – с. 2
- 11. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему «Обучение связной речи детей старшего возраста»
Развитие связной монологической речи детей является актуальной проблемой нашего общества и одна из главных образовательных задач в ДОУ.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускн...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»
Тема, над которой я работала с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы под...
Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"
"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше; Теа...
Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...
Распространение педагогического опыта. Развитие речи детей младшего возраста с использованием художественной литературы.
Распространение педагогического опыта. Развитие речи детей младшего возраста с использованиемхудожественной литературы.Выполнила Сушко В.Н.«Чтение книг – тропинка по которой, у...