"Учимся говорить вежливо" по социально-коммуникативному развитию детей 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Проблема формирования речевого этикета является актуальной, поскольку современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу подготовки детей к обучению в школе, воспитания высокообразованного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_nadi.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»

Методическая разработка

Учимся говорить вежливо

по социально-коммуникативному развитию

детей 5-6 лет

Нартина Надежда Николаевна

воспитатель,

высшая кв. категория

Котлас, 2017


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида  №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2015г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 сентября 2015г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Актуальность методической разработки

Проблема формирования речевого этикета является актуальной, поскольку современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу подготовки детей к обучению в школе, воспитания высокообразованного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Воспитанность - такое качество личности, которое проявляется, прежде всего, в повседневном поведении человека, в его отношениях с другими людьми. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. Знание речевого этикета расширяет внутренний мир ребенка, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Именно поэтому одной из важнейших задач является задача формирование коммуникативной компетенции. В дошкольном возрасте коммуникативная компетентность определяется как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования раскрывают направления работы по освоению дошкольниками образовательной области «социально-коммуникативное развитие:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является освоение старшими дошкольниками правил речевого поведения через участие в совместной деятельности. Тематическая организация данной разработки позволяет увлечь дошкольников процессом общения, развить такие коммуникативные качества как сочувствие, отзывчивость. Предложенная форма работы позволяет детям самостоятельно реализовать себя в различных видах детской деятельности.

Авторская новизна состоит в создании цикла мероприятий по освоению правил речевого поведения через участие в совместной деятельности взрослых и детей, способствующих формированию речевого этикета старших дошкольников.

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Представленные материалы  могут использоваться в работе  воспитателей ДОУ, учителями-логопедами.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Учимся говорить по-разному»

Воспитатель Нартина Надежда Николаевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)

                       

Предмет: Совместная деятельность педагога и детей по социально-коммуникативному развитию

Группа: старшая

Цель: развитие диалогической речи старших дошкольников в ходе участия в различных видах детской деятельности.

Задачи:

Обучающие

  1. Учить отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
  2. Закрепить знания детей правил приветствия и прощания.
  3. Побуждать детей пользоваться  невербальными средствами общения (мимика, жесты).

Развивающие

  1. Способствовать развитию связанной, диалогической речи дошкольников
  2. Развивать интонационную выразительность речи
  3. Способствовать развитию эмоционального интереса к активному участию в различных видах детской деятельности

Воспитывающие

  1.  Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности с педагогом и со сверстником

Социализация

- включение в собственную модель поведения образцов действий взрослых и сверстников.

Индивидуализация

-  учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата

Развивающая среда: 

шапочки, картинки, аудиозапись, домик, пень, кукла Каркуша, компьютер, проектор, экран.

Срок реализации 09 ноября 2015г.

Характеристика группы: группа со средней работоспособностью,

Результат реализации совместной деятельности (24 человека):

- активно участвовали в совместной деятельности  – 8 человек

- средний уровень активности – 14 человек

- пассивны – 2 человека

Предполагаемые риски:

- не удастся поддерживать интерес детей на протяжении всего времени участия в совместной деятельности

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса детей к общению со сверстниками и взрослыми.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, диалогической речи детей.


Структурные этапы

Содержание учебного материала

Дидактические задания

Действия педагога

Действия воспитанников

Результат

Создание эмоционального фона

Игра – приветствие «Хоровод настроения»

Принять участие в игре-приветствии

Проговаривает слова игры

Дети передают в ладошках свое тепло и улыбку друг другу по кругу

Эмоциональный настрой детей, готовность к совместной деятельности

Постановка проблемы

С Каркушей не хотят дружить

Оказать помощь Каркуше

Озвучивает проблему

Принимают проблему

Предлагают пути решения:

- научится новым играм

- научиться вежливо разговаривать

Измени себя

Игра - имитация «Превращения»

Ответить на вопросы взрослого

изменить себя с помощью мимики, жестов, движений

Задает вопросы:

Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису?

 на волка?

 на козу? на принца? на Бабу Ягу?

Дети отвечают на вопросы, размышляют. Превращаются  в животных, героев сказки.

Развито умение управлять своими эмоциями с помощью невербальных приемов (мимика, жесты).

Каркуша отгадывает героев, которых изображают дети

Настроение

Мимические упражнения

Закрепить знания  об отличительных признаках грусть, радость, злость, удивление, страх, обида

Предлагает модели основных эмоциональных состояний

Распознают и называют эмоциональные состояния. Отрабатывают мимические упражнения

Закреплены способы распознавания разных эмоциональных состояний

Голос

Упражнение в интонационной выразительности

Ответить на вопросы взрослого. Закрепить умения пользоваться интонационной выразительностью речи

Предлагает поиграть своими голосами. Показывает картинки с разными выражениями лица, говорит на ушко ребенку фразу

Фразы: здравствуй, давай играть, спасибо, пожалуйста, до свидания

Произносят фразу с интонацией, которая изображена на картинке

Научили Каркушу говорить с  улыбкой, добрым голосом

Игра в сказку

Драматизация  сказки «Заюшкина избушка»

Распределить роли, воспроизвести диалог героев сказки.

Предлагает стать артистами. Загадывает загадку. Выполняет роль рассказчика

Отвечают на вопрос. Отгадывают загадку

Участвуют в драматизации  сказки «Заюшкина избушка»

Показ сказки «Заюшкина избушка».

Совместная деятельность воспитателя с детьми ««Доброе слово человеку, что дождь в засуху»»

Воспитатель Нартина Надежда Николаевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)

                       

Предмет: Совместная деятельность педагога и детей по социально-коммуникативному развитию

Группа: старшая

Цель: развитие диалогической речи старших дошкольников в ходе участия в различных видах детской деятельности.

Задачи:

Обучающие

  1. Уточнить и обобщить знания детей о вежливых формах речи.
  2. Закрепить знания детей правил речевого этикета.
  3. Дать представление о вербальных и невербальных способах вежливого общения.

Развивающие

  1. Способствовать развитию связанной, диалогической речи дошкольников
  2. Развивать интонационную выразительность речи

Воспитывающие

   6. Воспитывать  у детей культуру общения.

Социализация

развитие уверенности в себе и способности самостоятельно выбирать способ действия в разных коммуникативных ситуациях

Индивидуализация

формирование собственного стиля поведения, не противоречащего общепринятым нормам с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанников.

Развивающая среда: 

Материал: значки для приветствий, «волшебные палочки» для комплиментов, карточки для пожеланий (по количеству детей), цветные карандаши.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ширма, две куклы.

Срок реализации 14 января 2016г.

Характеристика группы: группа со средней работоспособностью,

Результат реализации совместной деятельности (24 человека):

- активно участвовали в совместной деятельности  – 11 человек

- средний уровень активности – 13 человек

- пассивны – 0 человека

Предполагаемые риски:

- не удастся поддерживать интерес детей на протяжении всего времени участия в совместной деятельности

- не возникнет желание продолжить путешествие по королевству «Вежливость»

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса детей к общению со сверстниками и взрослыми.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, диалогической речи детей.


Структурные этапы

Содержание учебного материала

Дидактические задания

Действия педагога

Действия воспитанников

Результат

Создание условий для совместной деятельности

Путешествие по королевству «Вежливость»

Уточнить знания о вежливых формах речи

Готовит презентацию, подбирает музыкальное сопровождение, создает проблемно-игровую ситуацию

Интересуются  изменениями в обстановке группы

Возникновение интереса к участию в путешествии

Постановка проблемы

Куклы поссорились, потерялись вежливые слова

Отправиться на поиски вежливых слов

Озвучивает проблему

Принимают проблему

Отправляемся в путешествие

1-я остановка -«Здравствуйград»

Приветствие с помощью слов, мимики, жестов

Вспомнить правила приветствия

Задает вопросы: Какими словами можно поприветствовать друг друга? Как можно поприветствовать без слов? Создает проблемную ситуацию : как поздороваться с человеком, если он на противоположной стороне улицы.

Организует упражнение «Приветствие»

Отвечают на вопросы. решают проблемную ситуацию. Делятся на пары,  придумывают способы приветствия.

Получают значки разных способов приветствия: рукопожатие,

объятия,

 поцелуи,

отдача чести, приподнимание головного убора, реверанс,

поклон

2-я остановка - «Комплимент»

Игра «Волшебная палочка»

Подарить комплимент другу

Организует игру «Волшебная палочка»

Участвуют в игре

Получают волшебные палочки с комплиментами

3-я остановка - «Пожелание»

Создание рисунка лица

Высказать пожелание другу

Задает вопросы: Чего желают людям?

-Как желают?

-А с каким выражением лица нужно говорить пожелания?

Предлагает нарисовать, с каким выражением лица нужно говорить пожелания

Отвечают на вопросы.

Рисуют добрую улыбку

Получают портреты с нарисованной улыбкой

4-я остановка «Досвиданьевск»

Показ инсценировки

Закрепить слова прощания

Организует инсценирование «Прощание подружек»

Приезжала девочка Оля в гости. Когда наступила пора прощаться, сказала:

О.: К сожалению, мне пора домой. Мне у вас очень понравилось

Хозяйка: До свидания, Оля! Всего тебе доброго.

Гостья: До встречи! Береги себя!

Хозяйка: Доброго тебе пути

Гостья: Счастливо оставаться!

Задает вопросы:

Какие слова говорили девочки друг другу при расставании?

Что ещё можно сказать человеку, если вы хотите встретиться с ним вновь?

Участвуют в инсценировке. Отвечают на вопросы

Предлагают другие варианты прощания: до скорой встречи, буду рада увидеться снова, до завтра.

Отыскали вежливые слова. Помогли Кукам помириться

Рефлексия

«Доброе слово человеку, что дождь в засуху»

В каких местах королевства можно еще остановиться.

 

Придумать  названия этих мест.

Предлагает придумать названия неизведанным местам

1.Здесь, жители королевства обращаются с просьбой, всегда говорят «пожалуйста». Как можно назвать это место?

2. А здесь всегда благодарят и говорят «спасибо». Придумайте название.

3.Жители этой местности, если что-то сделают неправильно, то извиняются и просят прощения. Как можно назвать это место?

4. Как назовем место,  где жители любят со всеми знакомиться?

Организует рефлексию

Предлагает мимикой лица, жестами показать понравилось ли им путешествие и хотелось ли продолжить путешествие

Дают названия остановкам в королевстве «Вежливость»

Мимикой и жестами показывают свое настроение после участия  в совместной деятельности

Намечены новые пути путешествия по королевству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Учим творить добро»

Cовместная деятельность педагога и детей. Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательных отношений к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими....

Консультация для родителей "Учимся быть самостоятельными" (социально-коммуникативные представления детей)

Данный материал поможет воспитателям интересно и продуктивно провести родительское собрание...

Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

Задачи реализации  Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...

Сценарий театрализованной деятельности,направленной на социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы. Ток - шоу "В лесу говорят"

Интересный, новый вид театрализованной  деятельности в формате ток - шоу позволяет вовлекать зрителей в действие. Дети не только следят за происходящим, но и размышляют, делают умозаключения. В у...

НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Учимся дружить». О.О. Социально-коммуникативное развитие

НОД  с детьми подготовительной группы. Тема: «Учимся дружить»Образовательная область Социально-коммуникативное развитиеВиды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная Прогр...

Конспект беседы по социально-коммуникативному развитию «Учимся разговаривать правильно» в старшей группе

Конспект беседы по социально-коммуникативному развитию «Учимся разговаривать правильно» в старшей группеЦель: Продолжать знакомить детей с правилами ведения диалога со взрослыми. Спос...