"Учимся говорить вежливо" по социально-коммуникативному развитию детей 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Проблема формирования речевого этикета является актуальной, поскольку современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу подготовки детей к обучению в школе, воспитания высокообразованного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_nadi.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка
Учимся говорить вежливо
по социально-коммуникативному развитию
детей 5-6 лет
Нартина Надежда Николаевна
воспитатель,
высшая кв. категория
Котлас, 2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2015г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 сентября 2015г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Актуальность методической разработки
Проблема формирования речевого этикета является актуальной, поскольку современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу подготовки детей к обучению в школе, воспитания высокообразованного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Воспитанность - такое качество личности, которое проявляется, прежде всего, в повседневном поведении человека, в его отношениях с другими людьми. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. Знание речевого этикета расширяет внутренний мир ребенка, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Именно поэтому одной из важнейших задач является задача формирование коммуникативной компетенции. В дошкольном возрасте коммуникативная компетентность определяется как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования раскрывают направления работы по освоению дошкольниками образовательной области «социально-коммуникативное развитие:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является освоение старшими дошкольниками правил речевого поведения через участие в совместной деятельности. Тематическая организация данной разработки позволяет увлечь дошкольников процессом общения, развить такие коммуникативные качества как сочувствие, отзывчивость. Предложенная форма работы позволяет детям самостоятельно реализовать себя в различных видах детской деятельности.
Авторская новизна состоит в создании цикла мероприятий по освоению правил речевого поведения через участие в совместной деятельности взрослых и детей, способствующих формированию речевого этикета старших дошкольников.
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Представленные материалы могут использоваться в работе воспитателей ДОУ, учителями-логопедами.
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Учимся говорить по-разному»
Воспитатель Нартина Надежда Николаевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Предмет: Совместная деятельность педагога и детей по социально-коммуникативному развитию
Группа: старшая
Цель: развитие диалогической речи старших дошкольников в ходе участия в различных видах детской деятельности.
Задачи:
Обучающие
- Учить отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
- Закрепить знания детей правил приветствия и прощания.
- Побуждать детей пользоваться невербальными средствами общения (мимика, жесты).
Развивающие
- Способствовать развитию связанной, диалогической речи дошкольников
- Развивать интонационную выразительность речи
- Способствовать развитию эмоционального интереса к активному участию в различных видах детской деятельности
Воспитывающие
- Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности с педагогом и со сверстником
Социализация
- включение в собственную модель поведения образцов действий взрослых и сверстников.
Индивидуализация
- учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата
Развивающая среда:
шапочки, картинки, аудиозапись, домик, пень, кукла Каркуша, компьютер, проектор, экран.
Срок реализации 09 ноября 2015г.
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью,
Результат реализации совместной деятельности (24 человека):
- активно участвовали в совместной деятельности – 8 человек
- средний уровень активности – 14 человек
- пассивны – 2 человека
Предполагаемые риски:
- не удастся поддерживать интерес детей на протяжении всего времени участия в совместной деятельности
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса детей к общению со сверстниками и взрослыми.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, диалогической речи детей.
Структурные этапы | Содержание учебного материала | Дидактические задания | Действия педагога | Действия воспитанников | Результат |
Создание эмоционального фона | Игра – приветствие «Хоровод настроения» | Принять участие в игре-приветствии | Проговаривает слова игры | Дети передают в ладошках свое тепло и улыбку друг другу по кругу | Эмоциональный настрой детей, готовность к совместной деятельности |
Постановка проблемы | С Каркушей не хотят дружить | Оказать помощь Каркуше | Озвучивает проблему | Принимают проблему | Предлагают пути решения: - научится новым играм - научиться вежливо разговаривать |
Измени себя | Игра - имитация «Превращения» | Ответить на вопросы взрослого изменить себя с помощью мимики, жестов, движений | Задает вопросы: Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? на волка? на козу? на принца? на Бабу Ягу? | Дети отвечают на вопросы, размышляют. Превращаются в животных, героев сказки. | Развито умение управлять своими эмоциями с помощью невербальных приемов (мимика, жесты). Каркуша отгадывает героев, которых изображают дети |
Настроение | Мимические упражнения | Закрепить знания об отличительных признаках грусть, радость, злость, удивление, страх, обида | Предлагает модели основных эмоциональных состояний | Распознают и называют эмоциональные состояния. Отрабатывают мимические упражнения | Закреплены способы распознавания разных эмоциональных состояний |
Голос | Упражнение в интонационной выразительности | Ответить на вопросы взрослого. Закрепить умения пользоваться интонационной выразительностью речи | Предлагает поиграть своими голосами. Показывает картинки с разными выражениями лица, говорит на ушко ребенку фразу Фразы: здравствуй, давай играть, спасибо, пожалуйста, до свидания | Произносят фразу с интонацией, которая изображена на картинке | Научили Каркушу говорить с улыбкой, добрым голосом |
Игра в сказку | Драматизация сказки «Заюшкина избушка» | Распределить роли, воспроизвести диалог героев сказки. | Предлагает стать артистами. Загадывает загадку. Выполняет роль рассказчика | Отвечают на вопрос. Отгадывают загадку Участвуют в драматизации сказки «Заюшкина избушка» | Показ сказки «Заюшкина избушка». |
Совместная деятельность воспитателя с детьми ««Доброе слово человеку, что дождь в засуху»»
Воспитатель Нартина Надежда Николаевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Предмет: Совместная деятельность педагога и детей по социально-коммуникативному развитию
Группа: старшая
Цель: развитие диалогической речи старших дошкольников в ходе участия в различных видах детской деятельности.
Задачи:
Обучающие
- Уточнить и обобщить знания детей о вежливых формах речи.
- Закрепить знания детей правил речевого этикета.
- Дать представление о вербальных и невербальных способах вежливого общения.
Развивающие
- Способствовать развитию связанной, диалогической речи дошкольников
- Развивать интонационную выразительность речи
Воспитывающие
6. Воспитывать у детей культуру общения.
Социализация
развитие уверенности в себе и способности самостоятельно выбирать способ действия в разных коммуникативных ситуациях
Индивидуализация
формирование собственного стиля поведения, не противоречащего общепринятым нормам с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанников.
Развивающая среда:
Материал: значки для приветствий, «волшебные палочки» для комплиментов, карточки для пожеланий (по количеству детей), цветные карандаши.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ширма, две куклы.
Срок реализации 14 января 2016г.
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью,
Результат реализации совместной деятельности (24 человека):
- активно участвовали в совместной деятельности – 11 человек
- средний уровень активности – 13 человек
- пассивны – 0 человека
Предполагаемые риски:
- не удастся поддерживать интерес детей на протяжении всего времени участия в совместной деятельности
- не возникнет желание продолжить путешествие по королевству «Вежливость»
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса детей к общению со сверстниками и взрослыми.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, диалогической речи детей.
Структурные этапы | Содержание учебного материала | Дидактические задания | Действия педагога | Действия воспитанников | Результат |
Создание условий для совместной деятельности | Путешествие по королевству «Вежливость» | Уточнить знания о вежливых формах речи | Готовит презентацию, подбирает музыкальное сопровождение, создает проблемно-игровую ситуацию | Интересуются изменениями в обстановке группы | Возникновение интереса к участию в путешествии |
Постановка проблемы | Куклы поссорились, потерялись вежливые слова | Отправиться на поиски вежливых слов | Озвучивает проблему | Принимают проблему | Отправляемся в путешествие |
1-я остановка -«Здравствуйград» | Приветствие с помощью слов, мимики, жестов | Вспомнить правила приветствия | Задает вопросы: Какими словами можно поприветствовать друг друга? Как можно поприветствовать без слов? Создает проблемную ситуацию : как поздороваться с человеком, если он на противоположной стороне улицы. Организует упражнение «Приветствие» | Отвечают на вопросы. решают проблемную ситуацию. Делятся на пары, придумывают способы приветствия. | Получают значки разных способов приветствия: рукопожатие, объятия, поцелуи, отдача чести, приподнимание головного убора, реверанс, поклон |
2-я остановка - «Комплимент» | Игра «Волшебная палочка» | Подарить комплимент другу | Организует игру «Волшебная палочка» | Участвуют в игре | Получают волшебные палочки с комплиментами |
3-я остановка - «Пожелание» | Создание рисунка лица | Высказать пожелание другу | Задает вопросы: Чего желают людям? -Как желают? -А с каким выражением лица нужно говорить пожелания? Предлагает нарисовать, с каким выражением лица нужно говорить пожелания | Отвечают на вопросы. Рисуют добрую улыбку | Получают портреты с нарисованной улыбкой |
4-я остановка «Досвиданьевск» | Показ инсценировки | Закрепить слова прощания | Организует инсценирование «Прощание подружек» Приезжала девочка Оля в гости. Когда наступила пора прощаться, сказала: О.: К сожалению, мне пора домой. Мне у вас очень понравилось Хозяйка: До свидания, Оля! Всего тебе доброго. Гостья: До встречи! Береги себя! Хозяйка: Доброго тебе пути Гостья: Счастливо оставаться! Задает вопросы: Какие слова говорили девочки друг другу при расставании? Что ещё можно сказать человеку, если вы хотите встретиться с ним вновь? | Участвуют в инсценировке. Отвечают на вопросы Предлагают другие варианты прощания: до скорой встречи, буду рада увидеться снова, до завтра. | Отыскали вежливые слова. Помогли Кукам помириться |
Рефлексия «Доброе слово человеку, что дождь в засуху» | В каких местах королевства можно еще остановиться.
| Придумать названия этих мест. | Предлагает придумать названия неизведанным местам 1.Здесь, жители королевства обращаются с просьбой, всегда говорят «пожалуйста». Как можно назвать это место? 2. А здесь всегда благодарят и говорят «спасибо». Придумайте название. 3.Жители этой местности, если что-то сделают неправильно, то извиняются и просят прощения. Как можно назвать это место? 4. Как назовем место, где жители любят со всеми знакомиться? Организует рефлексию Предлагает мимикой лица, жестами показать понравилось ли им путешествие и хотелось ли продолжить путешествие | Дают названия остановкам в королевстве «Вежливость» Мимикой и жестами показывают свое настроение после участия в совместной деятельности | Намечены новые пути путешествия по королевству |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Учим творить добро»
Cовместная деятельность педагога и детей. Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательных отношений к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими....
Консультация для родителей "Учимся быть самостоятельными" (социально-коммуникативные представления детей)
Данный материал поможет воспитателям интересно и продуктивно провести родительское собрание...
Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»
Задачи реализации Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...
Сценарий театрализованной деятельности,направленной на социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы. Ток - шоу "В лесу говорят"
Интересный, новый вид театрализованной деятельности в формате ток - шоу позволяет вовлекать зрителей в действие. Дети не только следят за происходящим, но и размышляют, делают умозаключения. В у...
НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Учимся дружить». О.О. Социально-коммуникативное развитие
НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Учимся дружить»Образовательная область Социально-коммуникативное развитиеВиды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная Прогр...
Проект по социально-коммуникативному развитию "Раз, два, три, четыре, пять учимся с тобой играть!" 2019г.
Отчёт по социально - коммуникатическому развитию...
Конспект беседы по социально-коммуникативному развитию «Учимся разговаривать правильно» в старшей группе
Конспект беседы по социально-коммуникативному развитию «Учимся разговаривать правильно» в старшей группеЦель: Продолжать знакомить детей с правилами ведения диалога со взрослыми. Спос...