Использование метода моделирования в обучении дошкольников составлению рассказов разных типов
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Сказка для ребенка-идеальный способ удержать возле себя взрослого. Сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка для ребенка кладовая характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает,черты будущего, о котором еще и умеет задумываться. Сказки оказывают огромное влияние на развитие мышления, формирование творческого воображения ребенка.особую роль нужно отводить в своей педагогической работе педагогическому просвещению родителей.
В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений.
Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение
«Детский сад №5»
ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани.
"Использование метода моделирования в обучении дошкольников составлению рассказов разных типов
(из опыта работы)".
Составила: воспитатель
Бугрина Любовь Владимировна
2017 г.
Сказка для ребенка-идеальный способ удержать возле себя взрослого. Мама вечно занята, у отца свой ритм жизни, что для ребенка является постоянным источником тревоги. Редко, когда у взрослых находиться время поиграть с ним. Гарантировать это может только сказка. Пока сказка длиться, мама рядом, а это так приятно. Пока струится плавный поток повествования, ребенок может вволю наглядеться на маму. Голос мамы рассказывает не только о Красной шапочке, но и о себе, сказка нужна ребенка для того, чтобы создать себе представление о пространстве (далеко-близко), и о времени (давно-сейчас). Сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка для ребенка кладовая характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще и умеет задумываться. В структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения, и он в то же время его в себе развивает. По мнению итальянского писателя Родари воображение-есть суть свойства ума, а ум, наделенный воображением воспроизводиться и творит.
Сказки оказывают огромное влияние на развитие мышления, формирование творческого воображения ребенка. Многие педагоги понимают под этим лишь придумывание детьми новых сказок. Однако придумывание-такой этап, когда дети опираются, а свой жизненный опыт, знания интуицию. Помощь взрослых в этом виде деятельности должна быть сведена до минимума, если мы хотим, чтобы ребенок придумал сказку самостоятельно. Поэтому целесообразнее сначала научить детей решать сказочные задачи, которое позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Использование сказочных задач в обучении детей творческому мышлению стало неотъемлемой частью занятий с применением теории решения изобретательных задач. Это объясняется не только тем, что в сказке возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать, но и тем, что выход из создавшийся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Главное при решении сказочной задачи не изменять или минимально изменить сюжет сказки. Основным критерием создания сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки. Лаборатория дошкольной ТРИЗ предлагает схему взаимодействия персонажей, по которой можно легко создать сказочную задачу на базе имеющейся сказки.
Рассмотрим схему:
Первый тип взаимодействия
А -----------> Б
<------------
где -----------> положительное взаимодействие,
<------------ отрицательное взаимодействие.
Один персонаж воздействует на другой положительно, в то время как второй воздействует на первый отрицательно. Под такой тип взаимодействия попадает много сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Курочка Ряба», «Колобок». Просила Аленушка братца:
«Не пей водицы, козленочком станешь» Не послушался Иванушка. Задача формулируется таким образом: «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал. Дети сразу же начинают придумывать ответы: взять с собой водички, зайти в лес, поесть сочных трав, ягод, поискать ручей. А вот дети более старшего возраста дают такой ответ: - сделать след, своей ногой и из него напиться. Здесь уже ярче выражена изобретательность. Речь здесь идет о предлагаемой ситуации, которую нужно решить. Или в сказке «Колобок» ставится сказочная задача: что нужно сделать Колобку, чтобы живым остаться? Дети предложили сесть ему лисе не на носок, а на макушку, чтобы плутовка не смогла достать лакомый кусочек.
Второй тип взаимодействия
А---------> б в
<------------
Один персонаж взаимодействует с несколькими одновременно. В сказке «Приключения Буратино» Толстого, задача формулируется следующим образом: «Как сделать так, чтобы кот Базилио и лиса Алиса не смогли отобрать 5 золотых, подаренных
Буратино Карабасом -Барабасом? Ответы: (сделать золотые не настоящие, завернуть пуговицы в фольгу и отдать коту и Алисе)
Кошки и лисы боятся воды, дети предложили Буратино спрятаться в пруду. Таким образом, любую сказку достаточно только подставить под вышеуказанные типы взаимодействия персонажей, останется только выбрать сказочную задачу.
Итальянский писатель Джанни Родари для развития речи детей советует чаще прибегать к испытанному методу -придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Можно на примере сказки «Рукавичка» предложить детям другие названия сказок «дружный домик», «Дед рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку». Можно вместо привычного главного героя ввести придуманного нового персонажа. Это нужно для того, чтобы поддержать интерес к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.
Можно в связи с развитием мышления, воображения и речи объяснить две сказки в одну с новым сюжетом. Это очень трудная работа, нужно логично вплести новых героев в сюжет первой сказки и придумать новое содержание… здесь активную роль играют и речь, и воображение ребенка. Можно предложить превратить себя в членов своей семьи, друзей в другие одушевленные и неодушевленные предметы (мама-цветок).
«Грустная история»
Понравилась Мише одна девочка, очень красивая. Очень-очень!
Он подошел к ней и тихо говорит: «Давай дружить»! Они пошли гулять во дворе. Гуляли, гуляли, а было жарко и девочка говорит: «Эх, если бы сейчас мороженного, да денег нет. Как жалко!» Миша вздохнул и превратился в эскимо. Девочка съела его и даже не заметила, что Миши нет: пропал. Выбросила она палочку и пошла на танцы. А палочка превратилась в грустного Мишу, вздохнула и пошла к маме. Больше Мише эта девочка не нравилась, нравилась другая девочка.
«Дерево зла»
Жила -была злая колдунья, однажды она переоделась в бедную старушку и подошла к молодой девушке, попросила ее проводить ее до дому. А в знак благодарности угостила ее томатным соком. Девушка выпила сок, в который колдунья подсыпала яд, после чего она заснула крепким сном. А в это время на коне проезжал принц, он попросил у колдуньи волы напиться.
А когда принц вошел в ее избушку, то увидел спящую красавицу.
Он решил ее разбудить, чтобы с ней познакомиться, уж очень она ему понравилась, но девушка не просыпалась.
И тогда он понял, что это не простая старушка, принц вышел из избушки, срубил страшное корявое дерево, и вся колдовская сила колдуньи улетела, она превратилась в добрую фею.
Фея брызнула на девушку ароматную туалетную воду и девушка снова ожила.
Принц женился на ней, и они жили долго и счастливо.
А добрая фея больше никогда не причиняла никому зла.
Можно составить фантастические сказки и о себе. Например, сказка Вики Литвиненко «Я детский стульчик».
Как тихо вечером всех деток забрали. До утра могу отдохнуть. Усе же мне повезло с хозяином. Стулу Максима еще хуже, Максим непоседа. Качается, задирает ноги, я еле выдержал, пока он с меня не встал. Чуть не заплакал. А Вика меня бережет. Я еще долго послужу. А вдруг потом будет новый хозяин, как Максим?
Или вот рассказ Насти «Ленивый мальчик».
Саша любил ничего не делать. Совсем ничего. Ничего не делал и хорошо было. Однажды мама ему говорит: «Ты бы сынок в булочную сходил, у нас хлеба нет». А Саше не охота было идти. Вот он взял и превратился в батон. И лег на столе. Лежит, ничего не делает. Но тут мама взяла большой нож и стала резать батон! А, хлеб как вскочит, как побежит в булочную. Она даже забыл от страха обратно в мальчика превратиться! Прибегает обратно с другим батоном и говорит маме:
«На вот лучше этот режь, а меня не надо».
При обучении детей составлению сказок Джани Родари предлагает играть с детьми в «переодевание». Все дети любят надевать папины ботинки и мамины туфли, чтобы им быть выше ростом. И просто для того, чтобы им быть другими. Игра в переодевание всегда забавна. Это как прожить новую жизнь. Я предложил детям придумать сказку на тему: «Свет и ботинки»
Вот такая забавная история получилась у Полины.
«Жила-была одна девочка, которая любила надевать мамины туфли. Маме надоело, что дочь забирает ее туфли и вот как-то вечером она взяла и подвесила дочь к люстре. А в полночь дочка свалилась на пол. Мама с папой глянули, а дочь лежит на полу и вся горит, потянули ее за уши, а она не погасла, нажали на кончик носа-горит, за волосы потянули- горит. Тут папа снял с дочки туфли и она погасла. В этой истории я показал детям, что с моральной точки зрения эта история как наказание за непослушание, взрослых нужно слушаться, они имеют право наказывать. При обучении детей составлению сказок я использовала такой прием. ставиться перед детьми вопрос «Что было бы, если б?» (например, к вам постучался слон? Провалился лифт и рухнул в середину земного шара? Что бы было, если бы наша Сызрань начала летать? и.т.д.). Темы для фантазии можно исчерпать из старых игр: вырезаются из газет заголовок статей отдельные фразы, вырезки склеиваются и получаются забавные события. Таким образом, с помощью газет можно сочинить целые поэму.»
Вот такой рассказ получился у нас с детьми:
«Крокодил, бегая по улице ловил рыбу
Он сказал: «Принеси телеграмму
Люди от радости пели и плясали
Без праздников и выходных.
Чудо, которое состоялось
Непонятный и отвергнутый
сделал вдох, как укол мгновенный
И решил, что аппетит еще не голод
начал пользоваться пластырем из карпа
Есть солнечный пакет, пить сок из репчатого лука.»
Игра «Красная шапочка на вертолете» Эта игра как не что иное, как разновидность «фантастического бинома», с одной стороны Красная шапочка, а другой вертолет.
При обучении детей составлению сказок можно использовать игру «А что было потом» мы привыкли к давно известным завершенным концам сказок. Репку вытащили, колобка съела лиса и т. д.
Этот метод полезен тем, что мы можем изменять конец сказки, направляя внимание ребенка в нужное русло.
Таким образом, фантастический анализ образа может заставить заработать воображение детей. Одним словом, речь идет об множестве упражнений, где одновременно пускается в ход множество приемов развития изображения.
В качестве темы при составлении сказок можно использовать героя из стекла. Анализ материала, в данном случае из стекла, подскажет с какой меркой мы должны подходить к своему герою.
Другой метод сочинения сказок «Спасательная ситуация в сказках»
Здесь придумываются экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных решений». Этот метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения ребенка сочинять ребенок учиться находить выход из трудных непредвиденных обстоятельств.
Еще один метод - это придумывание сказок из «мусора». Не игрушки, не предметы. А просто мусор - никому не нужные отходы иногда могут послужить прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. Оказывается, отходам можно дать «вторую жизнь».
Вот такую сказку сочинили дети про мусор:
этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было лежать ему на свалке. И решили обитатели свалки друг другу помочь:
- пустые коробки превратились в театр
- цветные мелки в человечков
- пластмассовые бутылки стали красивыми зверятами
они взяли палочки и заиграли на разных инструментах, запели на разные голоса.
И начался у них пир на весь мир.
«Что же делать, как тут быть»
Шла майка по дороге, а за ней бежала рубашка. Вдруг майка говорит рубашке: «Посмотри человек идет раздетый». Они хотели одеть этого мальчика, но он сопротивлялся. Что же делать? Тут майка с рубашкой вцепились в мальчика, начали его одевать, да приговаривать:
«Одевайся, собирайся. Раздетым не ходи!». Но мальчик продолжал сопротивляться.
Он побежал прочь, навстречу бежали ботинки, он прыгнул в них, те оказались быстробегающими.
Ботинки быстро умчались мальчугана на планету «Обезьян». Обезьяны приняли его в свою стаю, там он подрос, влюбился в симпатичную обезьянку, женился на ней и у них родилась непослушная Анфиска, от которой ни днем, ни ночью родители не знали покоя.»
Для развития фантазии ребенка важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а восприятие ее ребенком, то как она преподносится.
В этом важную роль играют взрослые: педагоги, родители.
Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет.
Мы стремимся продолжить сказку вместе с ним, задействовать все органы его чувств.
Так же сказку можно сложить из ткани. Мы на столе изображать место, где происходит действие сказки с помощью отрезки тканей.
Еще сказки имеют запах, в ней будут задействовано обоняние, то есть с помощью запахов.
В разные баночки можно положить разные предметы: корицу, лавровый лист, горчицу, календулу и т.д
Придумывая сказку, мы подбираем каждому персонажу свой запах, с которой у детей ассоциируется свой запах.
А еще сказка может звучать. Я включаю музыку, где идет запись шума ветра, леса, воды или дождя, пение птиц.
Таким образом через рисунки, подбор запахов, музыки дети активно творчески познают сказочный мир. Играть в сказку детям легко и интересно.
Она продолжается до тех пор, пока воображение не иссякнет. Тогда его сменяет другой волшебник.
И конечно, особую роль нужно отводить в своей педагогической работе педагогическому просвещению родителей.
В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений.
Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме.
Кроме того, с ребенком нужно как можно больше рассматривать иллюстрации, беседовать по их содержанию, причем полезнее предлагать ребенку не одну иллюстрацию, а показать различные направления. Предлагаемые модели и схему могут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...
Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине
Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картинеВ методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с ...
Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.
Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин Упражнять детей в нахождении причинно-следс...
Консультации для воспитателей "Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц"
ull;Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц....
Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц»
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».Мнемоника – искусство запоминания, совокупность...
презентация для родителей и воспитателей «Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц»
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».Мнемоника – искусство запоминания, совокупность...