Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине».
статья по развитию речи (средняя группа)
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине». | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине».
Азаренко Валентина Леонидовна
Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине».
Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение получила низкопробная бульварная литература, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами.
Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.
В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О. И. Соловьёвой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не докучать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогических правил.
В детском саду мы должны позаботиться о том, чтобы в нем был правильный подбор картин, способный удовлетворять все запросы текущей работы. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения. Для каждой темы, у нас есть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т. п. Только в этом случае мы сможем в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, предъявляемых детям, должно быть обусловлено запросами текущей педагогической работы, требованиями и условиями момента, а потому мы их меняем.
Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, и потому у нас должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей мы выкладываем в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению: в коробках и т. п. Большое внимание мы обращаем на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется. Появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях мы решаем целый ряд задач: воспитать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно, строить речь. В процессе обучения рассказыванию на материале картин мы используем разнообразные методические приемы, касающиеся узловых моментов изображенного сюжета, прием совместных речевых действий, коллективный рассказ, речевой образец. В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учиться обобщенно, подрожать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за 2-3 дня до него мы организуем занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Мы проводим краткую беседу, в которой касаемся основных моментов сюжета, обращаемся к детям с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Проводя занятие по рассматриванию картины, тем самым подготавливает к составлению содержательных рассказов. Так же мы усиливаем у детей интерес к картине, желание высказываться и вслушиваться в речь друг друга, если в ходе беседы предложить ребятам самим задавать вопросы, т. е внесет их в учебную деятельность элементы поиска. На занятиях по картине можно активизировать вопросы в речи детей. При этом обогащается и протекает продуктивнее мыслительно-речевая и познавательная деятельность. Дети начинают овладевать сложным речевым умением – находить содержательный материал для вопросов, формулировать вопросы более четко, ясно. На таких занятиях часто используются разнообразные педагогические приемы: постановка заданий требующих продумать и задать вопросы; уточнение воспитательного смысла и формулировки детских вопросов, образец вопросов, предлагаемый воспитателем, включение вопросов поставленных детьми в план беседы. С каждым занятием дети учиться глубже вникать в содержание картины; проявляют активность и самостоятельность при составление рассказов. Это дает возможность сочетать два вида работы: рассматривание картины и составление рассказа по ней. Существуют виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
- Рассказывание по серии сюжетных картинок. Дети составляют текст коллективно – командами. При этом каждый раз изменяются варианты показа картинок. Сначала ребятам показывается только одна открытая картинка – рассказ составляет первая группа детей. Затем открывается следующая картинка, и рассказ составляет другая команда. И наконец, открываются все картинки, и дети составляют коллективный рассказ. Такие упражнения формируют элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.
- Рассказывание об игрушке. Дошкольники учиться достаточно полно описывать ее и составлять сюжетный рассказ. Рассказы сначала оценивает педагог: отмечает самое интересное содержание и необычные поступки игрушечных персонажей, красочный язык рассказа.
- Рассказывание из личного опыта. Дети составляют свои рассказы без привлечения наглядного материала. Рассказывание на основе личного опыта оказывает большое воспитательное воздействие. К этому виду работ относят и составление писем заболевшему товарищу, и переписка с детьми из другого города, и письма – поздравления. Мы записываем за детьми, то, что они рассказывают, помогаем изложить содержание последовательно, грамматически правильно, интересно.
- Составление творческих рассказов. Дети самостоятельно придумывают содержание, логически выстраивают его и облекают в соответствующую словесную форму.
- Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин мы, постепенно подводим детей к полному правильному ответу, т. е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.
Итак, для того, чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:
• Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
• Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
• После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
• Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
• Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
• Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
• Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
• Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми, же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
• По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...
Обучение дошкольника составлению рассказа по картине.
Каждому родителю нужно знать, что учить ребенка составлять рассказы по картинам можно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Когда освоены лексико - гра...
Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине
Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картинеВ методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с ...
Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...
Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам
В данной статье представлены методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам. Обучение данному виду рассказывания является один из наиболее сл...
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь—у дошкольников явление очень ред...
«Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам»
Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной речи на основе овладения литературным языком, поскольку оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием лич...