Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в старшей группе «Тайна имени твоего»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Знакомить детей с историей возникновения имен людей; учить называть себя и других; употреблять ласкательные формы имен; развивать воображение, фантазию; воспитывать дружеские отношения. Закрепить умение создавать рисунок в разных изображающих техниках (рисование ладонью, пальцем, работать опрятно, использовать салфетку.
Материал: Кукла Ангел, листы белой бумаги А4 для каждого ребенка, гуашевые краски, ванночки по размеру детской ладони, влажные салфетки. Беседа о народных праздниках, связанные с именами людей.
Предварительная работа: Изготовление воспитателем игрушки- Ангела; ознакомление детей с разными техниками рисования, и выполнение ими художественных работ в этих техниках. Беседа о народных праздниках связанных с именами людей.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Все хотят, как родится ребенок Чтобы Я было. красивое и звонкое Потому что носит всю жизнь меня человек. Вос-ль: Как вы думаете, что это? Дети: Это имя. Вос-ль: А зачем оно нужно человеку? Дети: Чтобы было понятно к кому обращаются. Вос-ль: Да, каждому из нас от роду дают определенное имя. И собственно любое из них красивое. Хотели ли бы вы узнать, откуда же люди брали имена?. Дети: Да. Вос-ль: Поэтому слушайте. В давние времена наши дедушки и бабушки, обычно, выбирали с окружающей среды разнообразные названия объектов и явлений природы. Они и становились именем ребенка. Хотели родители иметь здорового, крепкого, красивого ребенка то и называли ее: Лев, Волк, а когда называли Радуга, Звездная, то хотели иметь веселого и красивого ребенка. Древние люди склонялись перед силой, выносливостью и находчивостью зверя, и перед красотой природы. Поэтому они считали, что вместе с таким именем на ребенка перейдут те же качества. Временами наши прадеды давали ребенку имя, вкладывая у него какую-то черту характера человека. Вот послушайте, как они звучали. Беспокойного, вертлявого малыша называли: Брыкун, Безсон, Крикун. Веселого, хорошего, мягкого - Весельчак, Добрыня, Дорогой. Вос-ль: А теперь я вам буду называть имена, а вы хорошо поразмышляйте и скажите мне пожалуйста, какую черту характера, или какое пожелание передают эти имена. Хорошо? Деть: Да. Вос-ль: Поэтому слушайте. Непоседа Дети: Тот кто не сидит на месте Вос-ль: Говорун Дети: Тот, кто много говорит. Вос-ль: Богдан. Дети: Богом данный.. Вос-ль: Всеволод. Дети: Тот, кто владеет всем. Вос-ль: Людмила. Дети: та, кто мила людям. Вос-ль: Боголюб Дети: Тот кто любит бога
Вос-ль: Все эти имена- славянские, они хорошо понятны нам. А что уже говорить о таких любимых и уважаемых нашим народом имена как Вера, Надежда, Любовь! Ведь это три самых главных качества, подаренных Богом человеку. Издавна бытуют у нас также имена, заимствованные из других языков, - европейских и восточных. Они тоже имеют определенные значения, хотя и не все это понимают. А теперь попробуем выяснить, знаете ли вы, что означают ваши собственные имена. А я вам расскажу какие черты характера присущие этом именам. (Деть которым это уже известно, рассказывают. Значение других имен разъясняет воспитатель. Давая толкование обязательно следит за тем, чтобы его объяснение не обижало ребенка и не смешило ее одногодков). Поднимитесь и подойдите друг к другу у кого похожие имена. ТОЛКОВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ. Александра - мужественная, защитница. Твердая, романтичная, любит много странствовать. Анастасия - воскресла. Проницательная, любит помогать, сочувствовать. Анна - благодатная. Работящая, заботливая, терпеливая, очень аккуратная. Екатерина - чиста. Самостоятельная, веселая, любит общаться. Большая фантазерка и модница. Елена - факел. Эмоциональная, любознательная. доброжелательная. Кира - хозяйка. Интересная, проворная. Чёткость, строгость, сила - основные качества обладателей этого имени.
Наджие - надежда - все будет хорошо. Серьезная, усидчивая, терпеливая. Очень добра и чувствительная. Андрей - мужественный, храбрый. Спокойный, талантливый, хороший. Богдан - богом данный. Твердый. настойчивый, проворный. Даниил - божий судья. В меру активный, большой фантазер, хороший, щедрый. Егор - хлебороб. Старательный, работящий, проворный. Игорь - воинственен. Активный, подвижный, у него много способностей, терпеливый, старательный. Дилявер - мужественный, защитник. Очень активный, любит общаться, эмоциональный, настойчивый. Вос-ль: А как ваша мамочка ласкательно называет вас? Дети: Котик, зайка, солнышко, и тому подобное. Вос-ль: Обратитесь друг к другу так же мягко, нежно. (Деть называют ласкательные формы имен).
В настоящий момент мы поиграем в народную игру, которая связана именами людей. Она называется «ВАСИЛИЕМ». (Деть становятся кружка, а мальчик выбран на Василия, - посередине. Игроки поют). Ой Василию товарищу
Ну же глянь на нас: Угадаешь ли товарищ Какой труд у нас? А когда ты не угадаешь Станем карать- Будешь тогда перед нами Три дня танцевать. (Деть имитируют разные трудовые действия, а Василий отгадывает их. Игра повторяется с ребенком на другое имя которую выбрал Василий Вих-ль: С именами связано также много христианских и народных праздников. Вспомним их. Деть: День святой Меланьи празднуют 13 января. День святого Василия празднуют 14 января. День святого Николая празднуют 19 декабря. День святого Валентина празднуют 14 февраля. Вос-ль: Почему святых? Что это были за люди? Вот послушайте я вам расскажу. Таких - вот памятных дней празднуют немало. И в далеких и в близкие времена в мире жилы люди, которые своей особенно праведной жизнью и самоотверженной благотворительностью, способностью исцелять, творить чудеса, а также своей жертвенностью у имя веры получили общее уважение. Эти праведники, чудотворцы, мученики, признаны святыми. В народе говорят: если ребенок родился в один из таких праздников, то он уже пришёл в мир с именем святого, которого тогда вспоминают. Поэтому детям и давали соответствующие имена. В настоящее время родители часто выбирают имя своему ребенку безотносительно ко дню определенного святого, а в знак уважения к традициям предков. Этот день воспоминания святого, чьим именем назван человек также называют днем Ангела, потому что Господь при рождении ребенка дает ему Ангела - хранителя. Он оберегает ее от зла, наворачивает на добро. Слово - ангел значит:«вестник, посланец». (В сопровождении фантазийной музыки «залетает» кукла- Ангел и касается крылом детских головок). Вос-ль: Смотрите, вот и появился Ангел! (Прислоняет к себе будто прислушивается к его словам). Он хочет познакомиться с вами всеми. (Дети здороваются с Ангелом за руку, каждый называет себя). А еще, Ангел просит дать ему что-то в память о встрече с нами. Мы можем нарисовать его портрет. Согласны? Деть: Да. Вос-ль: Прежде чем взяться за работу, согреем наши ладошки - (Д - протянем их к солнышку, чтобы оно передало нам свое тепло. (Деть поднимают ладони кверху). А теперь это тепло и хорошей настроение передадим друг другу. (Деть садятся в круг и берутся за руки). Вос-ль: Давайте еще с вами вспомним, в какой технике выполнен рисунок. Посмотрите и скажите мне Дети: Ладонями, пальцем. Вос-ль: Идите к столам - уже можно рисовать, а Ангел будет наблюдать. (Раздается мягкая музыка, деть рисуют).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. В настоящий момент мы подойдем к нашим рисункам и полюбуемся ими. Какие разные ангелы у вас вышли! Что вы можете сказать о них? Деть: Один веселый, другой - грустный, один машет рукой, другой будто поет. Вос-ль: Так деть, они разные, как и вы сами. Но все вы должны расти хорошими, воспитанными, умными. Из давней давности в народе считалось, что Ангел -хранитель, хотя и невидимый, всегда находится за нашим правым плечом. Он заступает нас от беды, предостерегает недобрых поступков. Но помните: если вы совершите что-то плохое,, Ангел может уйти от вас. Поэтому давайте делать лишь добро, чтобы Ангел - хранитель всегда был с нами, а наше имя все вспоминали лишь с уважением. Но мне кажется, что ангел еще что-то хочет нам сказать. Он благодарит вас за ваши рисунки и хочет угостить вас гостинцами. (Ангел «угощает» детей сладостями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в старшей группе "Весна - красна".
Знакомство детей с новой техникой рисования - монотипия....
Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию в младшей группе.
Знакомить детей с фольклорными произведениями усилить их познавательную активность; воспитывать любовь к "братьям нашим меньшим" и к родному языку; учить правильно держать карандаш и...
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной к школе группе.
Очень интересное занятие будет полезно педагогам при ознакомлении детей с родственными словами....
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». .
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». ....
Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию в I младшей группе «Петушок и его семья»
Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию в I младшей группе....
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в средней группе детского сада «Путешествие в уголок леса»
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в средней группе детского сада «Путешествие в уголок леса»...