Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Экологическое занятие по развитию речи соответствует ФГОС с использованием ИКТ на закрепления признаков весны в старшей. Совершенствуем произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках, упражняем детей в подборе антонимов, умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний, в суффиксальном образовании слов, закрепляем умение называть прилагательные и глаголы к существительным, воспитываем внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №35»Маленькая страна»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
на тему: «На помощь к жителям сказочного леса»
Подготовили:
Воспитатели МБДОУ №35 «Маленькая страна»
Лебедева И.М.
г. Альметьевск
2017
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему
«На помощь к жителям сказочного леса»
Цель: развитие всех компонентов устной речи.
Воспитательные задачи: воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, формировать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Развивающие задачи: развивать умение образовывать существительные с уменьшительными суффиксами, расширять запасы антонимов, формировать умение употреблять слова подходящие к ситуации, развивать связную речь.
Образовательные задачи: формировать умение связно, последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавать диалоги действующих лиц, давать характеристики зверям.
Образовательная область: речевое развитие.
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Приёмы: художественное слово, дидактические игры, словесные игры, ИКТ, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание картин, беседа, инсценировка, поощрение.
Наглядные средства обучения: сюжетные картинки «Весна», слайды «Звери», «Звери и их детеныши», «Лесные жители», «Бурый медведь», «Анимационные картинки с медведем».
Словарная работа:
- Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках
- Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Упражнять в суффиксальном образовании слов.
- Закрепить умение называть прилагательные и глаголы к существительным.
- Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о весне, беседы о явлениях природы весной, о лесных зверях, о поведении в лесу, подбор картинок для игры, разработка интерактивных игр, подбор слайдов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам телеграмму.
"Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляем вас с наступлением весны! Все звери нашего Сказочного леса готовятся праздновать приход весны. На большой поляне будет чаепитие. Каждый принесет угощение. Белки – орешки, ежи – яблоки, лоси – грибы, зайцы – морковку. А меда у нас, видимо, не будет. Мишка не просыпается от зимней спячки. Как его разбудить мы не знаем. Помогите, подскажите. Ждем вас!»
Воспитатель: Ребята, нужно помочь зверям Сказочного леса. Но прежде чем, мы отправимся в Сказочный лес, давайте вспомним, какие звери обитают в лесу?
Интерактивная игра « Звери и их детеныши».
Задание «Угадай по описанию».
- лесной зверь, она маленькая, запасает орехи на зиму, (белка)
- лесной зверь, он большой, у него густая серая шерсть, его называют «санитаром леса», (волк)
- Лесной зверь, он маленький, у него мягкая пушистая шерсть, он быстро бегает и скачет (заяц)
- Лесной зверь, она большая, шерсть пушистая, рыжая, охотится на мышей и других лесных жителей (лиса)
- Лесной зверь, он большой летом гуляет, любит ягоды и мед, зимой спит (медведь).
- Лесной зверь, он маленький, колючий грибы, ягоды собирает (еж).
Воспитатель:
Ребята, Зверей мы назвали, а теперь назовите их детенышей
(если называем правильно – хлопок)
- бельчонок;
- волчонок;
- зайчонок;
- лесенок;
-медвежонок;
- ежонок.
Воспитатель: Молодцы, ребята, но нам нужно отправляться в дорогу. Давайте, вспомним правила поведения в лесу.
Презентация
«Правила поведения в лесу» (должны быть про весенний лес)
Ребенок 1: Гнездо на ветке-
Птичий дом
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй.
Ине кому не позволяй.
Ребенок 2: Стоят деревья – великаны
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – « на память!»
Но так жестоко поступать
Нельзя деревья обижать!
Пускай они в лесу растут
Добро и красоту несут…
Ребенок 3: Чтоб было по лесу приятно гулять
Не надо бутылки и мусор бросать,
Если лес не беречь, он погибнет
И беда всех людей настигнет!
Ребенок 4: У леса музыка своя
Её послушайте друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам!
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Ребенок5: Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ!
Учат нас беречь планету – ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как нужно себя вести в лесу. А теперь нужно спешить, подойдите ко мне. (Дети подходят к воспитателю). - Для этого нужно закрыть глаза, повернуться и сказать: «Раз, два, три повернись, в сказочном лесу очутись».
Воспитатель: Вот мы и очутились в Сказочном лесу.
Интерактивная игра «Природные изменения в весеннем лесу».
Составление рассказа по картинкам.
Воспитатель: Ребята давайте составим рассказ о весне и назовем признаки весны.
Ребята, давайте составим рассказ «Весна в лесу» с помощью картинок. Я начинаю рассказ, а вы заканчиваете. Наступила… (весна). Ярко светит … (солнце). В лесу тает снег, бегут… (ручейки). Появляются проталины, распускаются… (подснежники). На деревьях набухают… (почки). Возвращаются…(птицы) с юга) (грачи, скворцы, стрижи, соловьи – уточнить?). Весной просыпаются…(медведь и еж). Белка и заяц меняют… (шубки). Весной у диких животных появляются…(детеныши). Хорошо весной!
Воспитатель: Красивый рассказ о весеннем лесе у нас получился.
Воспитатель: Ребята, но нам нужно торопиться в дорогу, давайте спросим у ёлочки, как найти дорогу к берлоге к Мишке.
Подходят к Ели - здороваются. Здравствуй, елочка.
Ребенок:
Ёлка летом просто ёлка: Тронешь ветку – пальцам колко,
Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет, Ёлка будто оживет:
На морозе распушится, Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая, Как цветок пахучая
Пахнет не росой, а медом, Ёлка пахнет Новым годом!
Подходят к Ели - здороваются. Здравствуй, елочка. Скажи нам, пожалуйста, как пройти к Мишке?
Елочка: Я помогу вам, только поиграйте со мной. У меня есть и сюрприз. (Выносит корзину для игры).
Воспитатель: Игра называется «Колкие иголки», взяли в руки мячики и повторяем за елочкой (Дети катают мяч между ладонями, сначала медленно, затем быстрее).
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки,
Но еще сильнее, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Елочка: Мне очень понравилась с вами играть. Возьмите клубок и он укажет вам дорогу. (Дает детям клубок).
Дети: (благодарят елочку). Спасибо елочка.
Воспитатель: Идем по дорожке. Ребята, а кто это там так громко спорит? Давайте у них спросим дорогу!
Мини сценка: Это моя шишка, нет, это моя шишка.
Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?
Алиса: Просто так мы Вам не скажем, мы загадкой Вам подскажем!
Белочки читают загадку.
Ребенок1: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Ребенок2: Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы? (ответы детей).
Ребенок1 читает стихотворение про белочку.
Запасы летом соберу,
Потом в дупло я их сложу,
Орехи, ягоды, грибы –
Пойдет всё белке для еды.
Воспитатель: Белочки, а не хотите с нами поиграть? Игра называется «Скажи наоборот» я буду называть слово, а тот, кому я передам клубок, называет слово, наоборот, в обратном значении.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
зима – лето
осень- весна
день – ночь
холодно – тепло
солнечно – пасмурно
снег – дождь
высоко – низко
светло – темно
звенит – журчит
ветрено – безветренно
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы выполнили и это задание. Белочки, мы к Мишке в гости идем. Вы хотите пойти с нами?
Белочки: Хотим.
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Ежик! Давайте попросим его дорогу показать к Мишутке.
Ёжик: Я колючий, ну и что ж? Я не мячик, я же еж!
Если уколю, не плачь! Я ведь ежик, а не мяч!
(после каждого предложения произносит звук ф)
Ежик: Помогите мне справиться с язычком, и я вам обязательно помогу. (Ежик непонятно говорит, ему нужно показать, как нужно говорить правильно). (Музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Ёжик. Ты очень красиво произносишь звук (ф), а давайте ребятки повторим за ёжиком (вместе с ёжиком повторяем звук ф). Ёжик, а ты знаешь, что наши ребятки могут красиво произносить звук л. А хочешь, мы и тебя научим произносить звук л. Ребята, давайте покажем, как работать можно с язычком. Ребята и ты ёжик повторяйте за мной: (проговариваем чистоговорку).
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
(Повторяем тихо, громко, можно одного ребенка попросить сказать вопросительно, другого ребенка – с восклицательной интонацией).
Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге (указывает дорогу).
Воспитатель: Ёжик, а хочешь с нами пойти!
Ёжик: Хочу.
Выходит по дороге Лиса, рассказывает стихотворение.
Лиса: Обо мне кругом судачат,
Что люблю я всех дурачить,
Что в лесу среди зверей
Не найти меня хитрей.
Только я не виновата,
Что немного плутовата,
Что чуть-чуть бесстыжая,
Да ещё и рыжая!
Воспитатель: Тогда вперед, в дорогу! Посмотрите, а вот и лисичка, давайте у неё спросим, как пройти к Мишутке.
Воспитатель: - Здравствуй, Лисичка может помочь тебе чем?
Лисичка: Здравствуйте, очень песенки люблю, а петь я не могу.
Воспитатель: А хочешь, мы тебя научим петь? Ребята, какие вы знаете согласные и гласные звуки?
Гласные звуки: а, у, о, ы, и, э. их легко можно пропеть, согласные звуки их трудно пропеть, то в язычок, то в нёбо упирается).
Воспитатель: А давайте ребята, мы с вами пропоем эти звуки и ты Лисичка с нами пой. (Музыкальное сопровождение). Ну что Лисичка научилась петь?
Воспитатель: Правильно ребята, теперь мы помогли и лисичке. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Лисичка: Спасибо вам ребята, что научили меня петь, вам по той дороге (указывает дорогу).
Воспитатель: Лисичка, а пойдем с нами. Теперь уже не далеко осталось до Мишутки и нам ничего не страшно. Ребята, посмотрите, а вот зайка, давайте у него и спросим, как пройти к Мишутке.
Зайка: В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак.
Умею запутывать следы Вот так!
Туда, сюда, петляю след,
Вперед, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет Прыг-скок!
Воспитатель: Здравствуй, Зайка, не подскажешь нам, как пройти к Мишутке?
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
Формулировка задания:
Задание трудное! Но мы, обязательно, с ним справимся! Каждому из вас нужно назвать чей предмет, голосом того животного которое Вы увидите в правом нижнем углу!
Презентация, выходит картинка с животным (голосом которым говорит ребенок), а потом выходят слова – дети говорят мой…, моя…, моё…!
Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием. Идем дальше, уже недалеко находится Мишуткин домик. Зайчик пойдем с нами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот Мышка.
–Здравствуй, Мышка, покажи нам дорогу к Мишутке?
Мышка: Конечно, помогу, а вы поиграете со мной?
Воспитатель: Конечно, мы с тобой поиграем. и «Что делает», а подбирать слова мы будем к слову «Мишка».
Интерактивная игра «Скажи, какой? Что делает?»
Я буду передавать клубок, а вы будите отвечать на вопросы «Какой?» (на доске картинка «Мишка») Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.
А теперь смотрим на доску и говорим – Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет, играет, и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились. Ребята, пока мы с вами шли по Сказочном лесу, Весна так быстро наступила. Растаяли сугробы. А кто знает и нам скажет пословицы, поговорки о весне.
- Вода с гор потекла – весну принесла.
- Апрель – пора большой воды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Мишутка сам проснулся к нам вышел. Здравствуй, Мишутка.
Мишутка: Здравствуйте, ребята, я так рад вас всех видеть (в руках бочонок с медом). Как же долго я спал, солнце так ярко светит, снег растаял, потекли ручьи, появились проталины и я проснулся. Очень рад, что Вы ко мне в гости пришли! А у меня гостинец для Вас!
Воспитатель: Спасибо Мишутка. Присаживайся! А у нас наступила Весна, и наше путешествие подошло к концу. Нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад (встают возле воспитателя в круг и говорят) - «Раз, два, три дома очутись».
Заключительная часть:
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами и в детском саду, скажите, пожалуйста, понравилась вам сегодняшнее путешествие? (ответы детей)
- Ребята, где мы сегодня побывали? (Мы сегодня были в Сказочном лесу).
- Кого мы встретили в Сказочном лесу (Ребята, перечисляют персонажей).
- О ком сегодня расскажите сегодня маме и папе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"
Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .
Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием технологии «Скрайбинг" «Путешествие в сказочный лес»
quot;Путешестве в сказочный лес!"...