Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Материал для логопедов и воспитателей логогрупп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zvuk_i_bukva_a.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [а], буква А.
Лексическая тема: «Деревья»
Цель:
Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звука [а];
- определять позицию звука в слове;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Деревья»;
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква А, предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.
Технологии: Личностно-ориентированные, технология наглядного моделирования, здоровьесберегающие
Ход занятия
1. Организационный момент.
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Кто мне скажет, какой сейчас лес? (Осенний) - Итак, давайте представим, что мы идем по лесу. Под ногами нам мешают ветки деревьев, вот узкая тропинка, идти надо аккуратно. (Дети повторяют за логопедом: высоко поднимают ноги, шаги медленные – ножка к ножке).
- И вот мы вышли на полянку. Мы шли долго, устали, давайте вдохнем поглубже. (Вдох – выдох) - А ну ка, посмотрите, что вы видите на полянке? (Листья) - Давайте соберем каждый по листочку, кто взял листик, может сесть за стол.
2. Сообщение темы занятия.
- Скажите мне, какого цвета ваши листочки? (Желтые, оранжевые) - А почему наши листочки желтые, оранжевые, а не зеленые? (Наступила осень) - Как мы называем такую осень, когда листья становятся желтыми? (Золотая осень) - А что происходит с природой осенью? Дети называют приметы осени.
- Как называют время, когда падают листья? (Листопад)
- Молодцы, правильно!
- Ребята, посмотрите внимательно на листочки, они же волшебные! На каждом написана буква. Давайте пропоем, озвучим каждый свой листочек, а послушать, как вы поете, пришел красный ежик. (Дети поют звуки)
- Обратите внимание, что у нас с ротиком, когда мы поем А-А-А-А? (Рот широко открыт)
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].
- Молодцы! Ежику очень понравилось, как вы поете звуки. А как называются звуки, которые можно пропеть? (Гласные)
- Правильно, гласные. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, как и сам ежик, ведь это его звуки.
А чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами)
- Давайте проведем пальчиком по букве, посмотрим, как она пишется. (Логопед показывает, дети выполняют задание на своих листочках)
- Молодцы! Все прописали букву, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов на звук А. (Дети придумывают слова)
3. Развитие артикуляционной моторики.
- Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
4. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
-Голосовые упражнения:
- Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
5. Акустико – артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
6. Развитие фонематического слуха.
- Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)
7. Соотношение звука с буквой.
- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.
8. Физминутка «Листочки».
- А теперь давайте превратимся в листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
9. Автоматизация звука в слогах, словах.
- Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
- Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
- Звуковой анализ слова «МАК».
- Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.
- Определение места звука в слове.
10. Подведение итогов занятия.
- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
- Итак, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу, давайте повторим, о чем мы с вами говорили. (Об осени, о погоде осенью, называли приметы осени, подбирали листочки, пели гласные звук А.)
- Молодцы! Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник. Он отметил все признаки осени, про которые мы с вами говорили. Теперь каждый составьте по предложению, чтобы у нас получился рассказ про осень. (Каждый ребенок называет по предложению) - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, наша прогулка была очень интересной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141 Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « П...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: ЗВУК [а] и БУКВА «А»
Занятие по обучению грамоте в логопедической группе....
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР.
Тема :«Звук и буква С».Лексическая тема: Посуда....
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения сост...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебство грамматики»
1.Закреплять навык звукослогового анализа слов.2.Закрепить графический образ букв.3.Закреплять навык чтения слогов и слов.4.Закреплять умения составлять предложения по опорным словам....